Влияние тюркской культуры на мировое развитие

Аманжол Нурабаев
     (Коллективный труд Козловой Анны, Шаульской Екатерины и Нурабаева А.К)

    Долгое время история тюркской цивилизации была лишь достоянием узкого круга тюркологов и востоковедов. С обретением Независимости в Казахстане, а так же других тюркских республиках постсоветского пространства, началось возрождение национальной истории, традиций и культуры. Казахи, как часть тюркской истории, занимают одно из центральных мест в нише данного мира, а такое понятие, как Великая Степь является колыбелью кочевой цивилизации. Последние несколько десятилетий  казахстанским ученым стали доступны  государственные архивы разных стран мира, музеи и величайшие библиотеки европейских и азиатских столиц, которые позволили иначе рассматривать тюркскую историю. А археологические открытия начала XX в. буквально перевернули бытовавшие доселе представления ученых-европоцентристов о тюрках, как об отсталых  номадах, которые, кроме завоеваний и уничтожений городских построек, ничего не дали миру. Возникает закономерный вопрос : разве мировая цивилизация это лишь только Пантеон и Капитолий ? А как же Великий Шелковый путь, который контролировали тюрки на протяжении тысячелетий? А цивилизация Аркаима,  и  знаменитый «звериный стиль»?  А Сары-Арка с ее курганами и балбалами ?  Этот беглый  перечень достижений тюрков показывает, насколько бедной  могла быть всемирная история без вмешательства тюркских напластований. Но даже эти факторы показывают, насколько не оценена западной  исторической наукой цивилизация тюркского мира и Великой Степи. Целью данного исследования стало полноценное освещение этого вопроса и разрушение стереотипов о тюркской культуре, как о примитивной и развивающейся особняком от цивилизованного мира.  Ведь Великая Степь – это колыбель тюркского мира, сердце Казахстана.
       Материальная культура тюркских народов долгое время развивалась в   процессе    кочевого уклада степной жизни. Необходимость не просто выжить на огромных пространствах Евразии, но и освоить эти территории от Тихого океана до северного Причерноморья, побудили создать колоссальную и самобытную культуру кочевых народов, пришедших к взаимодействию с городской культурой ремесленников и земледельцев в средние века. Именно в условиях суровой борьбы с климатом и тяжелыми условиями кочевого быта, эти народы первыми в мире одомашнили лошадь и дали миру такое уникальное открытие, как «боевой конь», обученная кавалерийская лошадь. Эти же народы приспособили разборное жилье для кочевых переходов (юрту) и придумали жилье на колесах (кибитку), впоследствии дополнявшиеся материальными новшествами, которые приносили с собой волны хуннов и тюрок из-за Алтая. Именно прототюрки создали древнейший центр металлургии, в достатке обеспечивая себя железом, а золото из драгоценного металла превратили в промышленный товар. Жителям Великой Степи  принадлежит авторство архитектуры погребальных сооружений в виде обычных курганов, «царских курганов» и «курганов с усами».   
       В военном плане жители Великой Степи стали первооткрывателями особой системы построения войска, методов ведения боя посредством рассыпающейся атаки, разведки;  создания массовой и мобильной кавалерии. Именно тюрки заменили тяжелый и прямой меч на изгиб сабли.  Создание сложносоставного лука и обилие металла, который благодаря самобытной технологии металлургии, давал чугун и сталь в неограниченных масштабах, позволил наладить выпуск наконечников стрел разного применения: трехлопастного сечения, бронебойные, охотничьи, лезвийные, свистящие. Катафракты стали основой для создания бронебойной конницы, доселе невиданной ни в Европе, ни в Азии. Таким образом, влияние тюркского военного ремесла, позволившего  военачальникам и каганам контролировать огромные территории Евразии, весьма  огромно. Все эти военные достижения тюрков охотно перенимали все народы Европы, Азии и Африки на протяжении веков.
    Перечисляя культурные достижения тюрков,особое место следует уделить созданному  ими  древнему алфавиту и письму. Древнетюркское письмо – одно из величайших достижений мировой цивилизации, которое было использовано на огромных пространствах Евразии от Тихого океана до Восточной Европы. Наиболее древние письмена были найдены К.Акишевым в Иссыкском кургане (VI -V вв до н.э) Большинство лингвистов склоняется к тому, что орхоно-енисейские письмена (VI-X вв)  являются потомками иссыкских. В Тюркском государстве, как и в любом другом, велось делопроизводство, писались указы, оформлялись печати, совершалось отправка послов, велась официальная переписка и прочая государственная деятельность. Масштабы Тюркского каганата повлияли на то, чтобы соседние иранские, византийские, китайские летописцы и послы изучали тюркское письмо для дипломатического этикета и царских переписок.
            
            «Велел построить каменные сооружения и высечь мои мысли на камнях на
             тысячу  лет, на десять тысяч дней…» — так писали в знаменитых
             письменах  Тоньюкука.      
      Культура древних тюрков богата своими эпосами, значение и величие которых не уступает «Иллиаде» Гомера. Как художественное творение, в тюркском эпосе слились воедино история, музыка, поэзия и нравственно-ценностные ориентиры. Многие эпосы (ногайский, турецкий, кыргызский) можно рассматривать как серьезный источник этногенеза тюркских народов. Эпосы создавались в глубокой древности, существенно повлияв на мировую литературу, стали прообразом для рыцарских романов в Венгрии и  Германии. Эпос «Манас» (Кыргызстан) включен в список шедевров устного  наследия человечества (ЮНЕСКО), а так же в Книгу рекордов Гиннеса как самый объемный. К списку выдающихся тюркских эпосов, имеющих мировое значение, относятся «Кероглы», «Сказание деде Коркуда», «Алпамыш», дающие описание истории тюрков VII-XII вв.Сюжетная линия сказаний есть в фольклоре народов Ближнего Востока, Закавказья  и  Балканского п-ва. «Принцесса Турандот», воспетая Низами в XII в, была заимствована К.Гоцци для его знаменитой сказки, а так же рядом европейских композиторов для опер и пьес (Дж.Пуччини, Ф.Бузони, Б.Брехт) Стоит сказать немного и о музыке. К примеру, учеными давно доказано, что музыкальный инструмент украинцев, русских и беларусов «домра» — заимствован у тюрков: ср. тат. dumbra «балалайка»,тур. tambura «гитара», казах. Domb;ra.
    Мир Степной тюркской цивилизации испытал на себе огромное влияние ислама в VIII-IX вв. Этот фактор повлиял  на рождение целой плеяды тюркских ученых, поэтов и мыслителей, так или иначе обогатив мировую науку. Нельзя начать перечень великих мыслителей Востока без упоминания имени Абу Насыра аль-Фараби, уроженца Отрара. В сочинении «Ихса –ул-Улим» он впервые в ученом мире классифицирует науки, тем самым облегчив задачи  последующим поколениям мировых ученых.  Аль-Фараби сделал важнейшие открытия в химии, физике, математике в своих трудах «О необходимости искусства аль-химия», «Слово о пустоте», «Фусус ал-хикам».  Абу Рейхан аль-Хорезми известен не только тем, что производная его имени дала название термину «алгоритм». Этот ученый из Газни оставил после себя 196 научных трудов по философии, математике, географии, истории и астрономии. Он первым за 500 лет до Коперника доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.  Али Абу ибн-Сина  в Европе известен как «Авиценна». Именно он обогатил мировое наследие своими трудами : «Ал-ганун фит тибб» (5-томный труд о медицине) , философскими трактатами «Шафа», «Фисул». Это выдающийся хирург Востока, написавший 250 трудов по медицине. Список тюркских ученых можно пополнить именами Махмуда Кашгари («Диван-и- лугат-ат-Тюрк», языкознание и этнография) и Юсуфа Баласагуни («Кутадгу-Билик», история Центральной Азии в Средние века). Мировую сокровищницу научной мысли  пополнили труды философа Ходжа Ахмета Яссауи («Диван-и-Хикмет»), а тюркский поэт XI-XII вв Низами Гянджеви в своих произведениях создал свою теорию счастливого государства, которая послужила впоследствии ориентиром для утопистов Т.Мора и Т.Компанеллу. Аль-Хорезми - тюрок, оставивший огромные труды переработанных идей древнегреческих предшественников. Именно ему обязаны своими открытиями в области математики европейские ученые позднего Ренессанса.            
       Даже после катастрофического монгольского нашествия тюркские ученые продолжали изумлять мир своими открытиями : Улугбек (XIV – XV вв) основал Марагинскую обсерваторию, в которой астрономы вывели таблицы более точные, чем современные пятизначные геометрические, а бухарский математик XIII в Насираддин Туси на 400 лет опередил европейскую науку, обогатив мировую копилку знаний трактатами «Толкование Евклида», «Таблицы Элхани», «Рисале по теологии и метафизике» (всего около 150 трудов) Данный список можно пополнить еще полусотней имен математиков, физиков, астрономов и философов тюркского мира XI-XVI вв, писавших на арабском, фарси и тюркском. Достаточно сказать, что европейские  Возрождение и Просвещение получили  богатейшее наследие, веками создаваемое тюркскими учеными  в стенах мектебов, медресе и академий  при халифских дворах.
         Теперь рассмотрим степень влияния тюркской культуры на общественно-политические и социальные нормы стран и народов мирового сообщества в разные периоды истории. Для этого мы изучили самые основные исторические, литературные и документальные материалы. Начнем с эпохи Великого переселения народов, которое коренным образом изменило этническую карту Азии, Европы и Северной Африки. Именно  походы хунну побудили многие народы Азии и Европы к миграции  VI-VII вв. Под  их ударами Римская империя раскололась на две части, сами римляне были вынуждены уйти из Западной Европы.  Позже туда пришли  племена англов и саксов, положив начало  английской народности . Сами хунну раскололись  среди массы германского, славянского и романского окружения, что не помешало части их создать королевство Венгрию (1000 г). Еще долго ее называли королевством гуннов,  упоминая в романе «Песнь о Нибелунгах». Возникшие в Средневековье  Тюркский и Хазарский каганаты, Сельджукское государство и  Хорезм ,по сути, двигали ходом всей мировой истории. Так, Тюркский каганат и его преемники  несколько веков контролировали главную торговую артерию мира – Великий Шелковый путь.  Шелк, кашемир, пряности, сахар, слоновая кость стали  ценностями, ради которых европейцы  создавали на пустырях города и цеховые мастерские, развивали банковскую систему. Каганат стал первым государством, соединившим в своем наследии городскую культуру со степной. Талас, Суяб, Сайрам и Ташент  в VI- X вв стали крупнейшими городами ВШП, в которых заселились целые гильдии иранских, китайских и арабских купцов, где получили распространение буддизм, христианство и ислам. Хазарский каганат  из государства кочевников трансформировался в крупнейшую торгово-экономическую империю, а его правители, приняли  иудаизм. Караимы и крымчаки,  тюркские конфессии внутри иудаизма, представленные  в кнессете  Израиля – потомки тех хазар. В Хорезме  активно развивалось  градостроительство, международная  торговля,  выросла целая  плеяда ученых . Тюркское влияние можно проследить на Балканах и в Восточной Европе, в Средневековом Египте и Сирии . Кипчаки оказали огромное влияние на культуру, быт и язык народов Восточной Европы и Киевской Руси. В русском и украинском языках  заимствования  тюркских слов : «башмак», «сундук», «деньги», «штаны»,  «нефть» и т.д. (всего около 2000 слов) в период, когда славяне и кыпчаки тесно соприкоснулись в ходе войн  и мирных отношений (X-XII вв) . В XIII в огромную территорию заняла Монгольская империя. И хотя правящая династия происходила из монгольского рода Кият-Борджигин, главную роль в управлении огромнейшей державы того периода играли тюрки.Имперская система управления , налогообложение, почтовая служба, перепись населения, таможенная служба – далеко не полный перечень того, что Чингисхан перенял для своего государства у ранних тюрков. Преемники  же  заложили основы будущих современных государств, поскольку  после распада Золотой орды, Могулистана и империи Цинь  начинает  формироваться основа будущего Казахского ханства, Московского государства и империи  Мин.               
      Вот лишь несколько примеров того, как тюркское (прототюркское)вмешательство повлияло на судьбы целого региона Европы или Азии в Средние века. Западная Европа : в ходе Великого переселения народов в Европе усиливается  миграция  германских, славянских, тюркских и романских племен. Это положило началу сложения английской, французской народностей. Появились первые феодальные государства (Бретань, Англия, Франкская империя, Ломбардия и др.) Восточная Европа : миграция тюрок-булгар и тюрок-унгров  в Восточную Европу (VII-XI вв)положило начало Болгарской (VII)  и Венгерской (XI) государственности. Китай: многовековые контакты династий Поднебесной и приграничных тюрок привели к усилению Великого Шелкового пути - крупнейшей трансконтинентальной  трассы в мире. Которая, к слову, полностью контролировалась тюркскими каганами. Ближний Восток : правление тюркской династии  мамелюков-бахритов (XIII-XVI вв) Именно мамелюки остановили монгольское нашествие на Египет, Сирию и Палестину. Именно мамелюки прогнали с Востока орды крестоносцев и полностью уничтожили всякое европейское влияние в Мисре. И таких примеров множество.
      Крупнейшим тюркским государством, сильно повлиявшим на мировое развитие, стала Османская империя, достигшая в XV-XVII наивысшего могущества и ставшая на тот момент крупнейшей трансконтинентальной мировой державой (располагалась одновременно в Европе, Азии и Африке) Помимо того, что империя задавала ход мировой истории целых два века, она контролировала все важнейшие торговые пути между Западом и Востоком. Разрастание территории османов перекрыло европейцам все торговые пути на Восток, что стимулировало поиск иных путей в Индию и Китай. Итогом этого поиска стали Великие географические открытия (XV-XVII вв) Крупнейшие европейские королевства позднего Средневековья перенимали у османов искусство создания мощной артиллерии, построения и организации регулярных воинских соединений, навыки навигации и картографии. Так, к примеру, множество вопросов до сих пор вызывает карта турецкого адмирала Пири-реиса (1513 г), на которой изображены Северная и Южная Америка с глубинными территориями, где изображены Анды, средняя Амазонка (еще не открытые на тот момент ) и четко угадываются очертания Фолклендских островов (открыты в 1520 г) и даже Антарктиды (открыта в 1820 г) Роскошь султанских дворов времен Селима I и Сулеймана I Кануни копировались европейскими монархами Англии, Франции и Испании, а наряды и пышные платья османских принцесс определяли европейскую моду развитого средневековья. Как видим, тюркская степная (и городская оседло-земледельческая) цивилизация в значительной мере повлияли на мировое развитие в культурном, бытовом, социально-экономическом и общественно-политическом аспектах. И в данной статье я привел лишь небольшое количество факторов.               
        Современный тюркский мир представлен сегодня шестью государствами, а так же рядом стран, где проживает значительное тюркское население (РФ, Венгрия, Северный Кипр, Украина, КНР)  В XXI век тюркские государства вступили как страны, признанные ООН и международным сообществом. В 2009 г. главами тюркских государств создана организация Тюркский Совет, которая 12 ноября 2021 г. переименована в  Организацию Тюркских государств. В уставе организации прописаны взаимные договора,  деятельность стран для реализации международных проектов. На сегодня это молодая, но весьма перспективная организация, ставящая целью развитие тюркских стран в русле единой истории, располагающая большими приоритетами по борьбе с  глобальными вызовами XXI века. Республика Казахстан, как важное звено в цепочке тюркских государств, четко определяет политику многовекторного развития и принимает активное участие в реализации т.н. «Тюркского фактора» в международной политике. «… Наша цель – превратить тюркский мир в один из важнейших экономических, культурных и гуманитарных регионов XXI века. Мы призываем начать модернизацию тюркской цивилизации со знакомства мира с наследием Яссауи и священным Туркестаном» - сказал в своем Выступлении Президент Республики Казахстан К.К. Токаев  на неформальном саммите сотрудничества тюркоязычных государств , обозначив  новую веху в развитии стран Тюркского мира, которые продолжат интеграцию в мировое сообщество, заняв достойное место в  решении международных вопросов.