Из каментов на другом ресурсе, написано в 3 часа ночи 29 мая 2023 года.
Тарковский - режиссер длинных планов, наездов камерой и т.д.
Для него главные герои - это предметы, а не люди (актеры).
Эстетика неживой статики, скажем так.
... я не очень сложно ?
Он более фотограф, чем режиссер игрового кино.
Та же классическая сцена пролета камеры над затопленным полом в "Сталкере", например.
Поэтому его не интересовали актеры как таковые, их эмоции. Чем меньше будет эмоций, тем лучше.
Каждый предмет имеет значение, каждый предмет не просто так в кадре.
Каждая травинка в поле, или гайка, брошенная в кучу песка.
Каждый персонаж в "Сталкере" - это тоже предмет, случайно имеющий сходство с человеком.
Единственная человеческая эмоция, которая была в фильме - это разговор Профессора по телефону в конце фильма.
Это был удар поддых зрителю, который привык за два часа времени к статичным планам и мертвенности эмоций.
Стих "Вот и лето прошло" в исполнении Алисы Фрейндлих - это все мертво.
Антураж декораций подчеркивает мертвенность происходящего: небритые синеватые лица актеров, серость природы, постоянный дождь и т.д.
И отсутствие звуков как факта окружающей среды.
И лишь Профессор в конце возвращает действие в живой движущийся мир. И это и есть главный шок данного фильма, и его главная мысль.
По моему скромному мнению.
... я увидел данный фильм в возрасте примерно 13 лет, в 1983 году, и не раз пересматривал, анализируя.
И с точки зрения автора (режиссера Тарковского), а я сам автор, правда рассказов, я нахожу данный фильм весьма интересным с позиции кинематографа. В нем нет ничего лишнего, все на своих местах.
К сожалению, работу братьев Стругацких я именно не читал - с меня хватило фильма.
Кому-то этот фильм не нравится. Кому-то нравится.
Я рассматриваю данное произведение как одну из лучших киноработ, по качеству исполнения и по завершенности изложения.
Но слишком часто пересматривать его мне не хочется.