Четвёртая основа идеологии России

Игорь Ерошенко
Ерошенко Т.И., Ерошенко И.П.
ЧЕТВЁРТАЯ ОСНОВА ИДЕОЛОГИИ РОССИИ

(Субъективные заметки)
   
     Идеологи КПРФ вступили в соревнование с идеологами от «власть предержащих» в осовременивании и трансформации знаменитой «уваровской триады»: «Православие. Самодержавие. Народность»*. Наверно найдутся «шутники», которые скажут по этому поводу: « Чем бы дитя не тешилось…» В Советской истории, действительно, эта триада была заклеймена как достаточно чёткое выражение идей русского консерватизма. Однако современные подражатели Уварова увидели в нём (Уварове) предтечу современных политтехнологов. Возможно. Упаковать идеологию государства в три слова не каждому дано. Искусство упаковывания, сжимания, сжатия в век скоростей играет действительно важную роль. 

       Но, конечно, идеологи от КПРФ  просто воспроизвести эту триаду вслед за Александром Бастрыкиным не могут, хотя Председатель Следственного комитета. начал смело вторить коммунистам: например, в том, что наиболее важные отрасли народного хозяйства  в РФ в условиях СВО надо бы национализировать. Вспомним, что он же первым из властного окружения заявил о необходимости возвращения к советской системе образования.
      Нет, идеологи от КПРФ просто повторить уваровскую триаду не могли. И они, в частности, устами Юрия Афонина  воспроизвели её в следующем виде: «Социальная Справедливость. Патриотизм. Народовластие.»** Но нам представляется, что подражание опыту не обязательно предполагает формальное копирование. Три понятия охватывающие идеологические основы программы это хорошо. Но ведь и четыре не так уж плохо. Четыре понятия – это не толстый фолиант и даже не брошюра.
Какой четвертой основы не достаёт? Не достаёт той, которая позволяет субъектам реализации идеологической программы преодолевать слепоту, ибо хотя  биологически  (без патологий) человек рождается зрячим, социально он всю свою жизнь борется со слепотой. Можно сказать, и темнотой. 

      Социальное зрение – это свет знания.   Конечно, преодоление слепоты важно прежде всего  политическим лидерам. От их «зрения» зависит судьба идущих за ними народов… Но в условиях ХХ1 века  многократно возрастает важность преодоления политической слепоты рядовыми гражданами. Отставание выхода из темноты катастрофично, пока капитализм (как вершина эксплуататорского строя) разгуливает по Планете.
      Так, что же  мы предложили бы в качестве четвёртой основы идеологии России? В качестве четвёртой основы мы бы добавили «Духовность» или «Духовная Культура». Высокая Духовность побуждает, как  мы знаем, иногда и зрячих людей приходить к биологически незрячему, чтобы от него просветиться.
     Ну, а если без высокопарности, то непрерывное обращение к знанию воплощённому в Духовной Культуре  во  всех его (знания) формах, мифолого-религиозном, нравственно-моральном, философском, художественном, ненаучном, научном, должно стать четвёртым основанием  государственной идеологии России. Ослабление Союза, началось с вытеснения постепенного духовности из СМИ. И сейчас не чувствуется присутствия должного уровня духовности во властных и провластных СМИ.
      Александр Зиновьев увидел в «Коммунизме России» специфику её духовности: произошло слияние (своеобразное проявление социальной синергии) национальной (народной) мифолого-религиозной и общемировой светской духовности. Будущее у России будет, если возродится её духовность. 
* Вопросы философии  № 10.«Православие. Самодержавие.
 Народность». Европейский проект для России
Автор Сендеров В.А. 26.11.2013
**   |