Во время моей службы в военной приёмке на Урале у меня была прекрасная возможность читать литературу на английском языке по военно-морской тематике.
Спрашивается, где море и где Урал!
Ларчик открывался просто: предприятие, где я работал, занималось военно-морской тематикой, поэтому в головной отдел научно-технической информации (ГОНТИ) поступали книги и журналы на английском языке, которые и в столице не везде найдёшь.
В личное время в качестве ответной любезности за пользование этой литературой я делал для ГОНТИ переводы отдельных статей и даже одной толстенной книги по математической статистике.
С переездом в Германию появилась возможность заказывать и читать литературу, издаваемую в Европе и в Америке.
Без книг я не представляю себе жизни. Меня всегда увлекала военно-морская история, особенно девятнадцатого века.
Когда пишешь на историческую тему, одно часто цепляется за другое, нередко тебя уводит в сторону, когда встречается что-то интересное.
Сейчас я помещаю материал о флоте во время правления Александра II, в частности, пишу об Американской экспедиции русского флота в 1863-1864 годах, но неожиданно для самого себя ушёл от темы в двадцатый век.
В Гражданскую войну в США отличился бывший торговый моряк Джон Винсент Джонстон, родом из Цинциннати, штат Огайо. Во время Гражданской войны многие торговые моряки поступали добровольцами в военно-морской флот Союза северных штатов.
Часть из них руководствовалась не столько высокими патриотическими мотивами, сколько пониманием того, что на кораблях имелось больше возможностей уцелеть, чем в кровавых сражениях на суше.
Джон служил первым штурманом на канонерской лодке «Сент-Луис».
Он проявил 6 февраля 1862 года большую храбрость и сообразительность при взятии форта южан «Генри» на реке Теннесси. Командование оценило заслуги моряка и назначило его руководить объединённой экспедицией армии и флота по захвату опорных пунктов на Теннесси, имевших стратегическое значение.
За военные успехи и мужество, проявленные в этих боях, гражданскому моряку присвоили звание лейтенанта-добровольца и назначили командовать канонерской лодкой «Форест Роуз» на реке Миссисипи.
Он и там отличился, отразив атаку рейдеров Конфедерации на позиции северян у селения со странным названием (в переводе) «Водонепроницаемое».
Джонстон уволился с военной службы 23 июня 1864 года, решив, что с него достаточно подвигов, а больше искушать судьбу не стоит.
Он умер 23 апреля 1912 года в Сент-Луисе, штат Миссури. Вот и всё, что мне удалось узнать об этом человеке.
В советском Военно-морском флоте эсминцы называли именами прилагательными, каждая серия начиналась с одной буквы, например, буквы «С»: Сообразительный, Степенный, Смотрящий, Совершенный … (исключение составляли старые эсминцы, названные именами выдающихся советских партийных и государственных деятелей).
Во флоте США эсминцы называли именами моряков, но поскольку адмиралов на всех не хватало - кораблей строили огромное количество - то добрались и до лейтенантов.
Так в американском флоте появились два эсминца с именем «Джонстон» в честь того самого лейтенанта Джона Джонстона.
У нас в стране мало людей знают о том, что во время Второй мировой войны происходили грандиозные сражения на морях и океанах. Это следствие замалчивания участия союзников во Второй мировой войне, даже о ленд-лизе говорилось всегда сквозь зубы.
В одном из грандиозных морских сражений принял участие и эскадренный миноносец «Джонстон» с бортовым номером DD-557. Он относился к классу эсминцев типа «Флетчер», так назывался головной корабль серии по имени американского адмирала.
ДД-557 был прекрасным кораблём для своего времени: хорошее вооружение, скорость – 38 узлов. При скорости 15 узлов запас топлива обеспечивал дальность плавания 7500 миль (12000 километров). Штатная численность команды составляла 329 офицеров и матросов.
Есть некоторые отличия в цифрах, приводимых в других источниках, но не будем придираться.
Броня на корабле была такая, что защищала только от небольших осколков. Короче говоря, у моряков была такая же защита, как если бы они находились в жестяной банке.
Историю корабля я прочитал в книге Роберта Паркина «Blood On The Sea: American Destroyers Lost In World War II» издания 1995 года («Кровь на море: американские эсминцы, погибшие во Второй мировой войне»).
В боях погибли двадцать пять кораблей этого класса. Пятнадцать из них потопили
японские лётчики-камикадзе.
На фотографии: лейтенант-доброволец Джон Джонстон
Продолжение http://proza.ru/2023/05/30/797