62. Человек и его возможности

Игор Гоппе
                Человек и его возможности.

В чём отличие Человека от иных известных живых организмов?

Какая  особенность в нём «возвышает» его над животным Миром вокруг?

Ну и особенно интересный вопрос: как распознать интеллектуальный потенциал человека и обучить его раскрываться и развиваться?

………..

Человек обладает намного большим потенциалом, чем любой из известных био-организмов. Но этот потенциал не безграничный,- есть некий предел в возможностях. Т.е., человеку нужно быть готовым к тому, что его усилия в ПОЗНАНИИ мира  могут упереться в некую преграду,  для преодоления которой у него не будет нужной для такого функции.

Например, человек не может создавать элементы,  из которых состоит тот или иной организм,- это выходит за пределы его  возможностей. Человек может понять,  из чего создана «трава», но не может повторить  создание её самой и элементов,  из которых она состоит. В свою очередь, ни один био-организм на нашей планете не может понимать, познавать, создавать, как то делает человек. Сколь долго не учи собаку, кита или тарантула  процессам понимания-созидания,- ничего  не даст позитивного результата.

Чтобы обучение показало позитивные результаты на практике нужно учесть  два требования:

1. Материал для обучения должен быть понятен тому, кто обучается

2. Тот, кого обучают,  должен иметь способности обучатся.

Чтобы создать материал для обучения и перевести его на понятный «язык» необходимо обладать неким функционалом для такого.

Чтобы иметь возможность воспринимать некий материал для обучения и последующего его применения на практике,- необходимо обладать неким функционалом для такого.

Ни один представитель животного Мира не сможет делать то, что делает человек.
Человек способен достигать некоего уровня в ПОНИМАНИИ себя и окружающего его Мира и всё благодаря ряду доступных ему ФУНКЦИЙ.

 Но и здесь «просматривается»   некий Предел и об этом   далее.

………….

Например, человек не понимает языка птиц, животных, рыб и многих других био-организмов. Может ли он научится их языкам?

Человеку, которого сами люди относят к категории самых «разумных» организмов на Планете недоступно к пониманию очень много чего. Не все «Ключи» к непонятному ему даны, но о том, какие ему доступны  и делают  его земным «богом» мы поговорим детальнее.

……….

Чтобы легче было распознавать и понимать УРОВНИ возможностей у живых организмов, нам нужно идентифицировать те особенности, которые формируют отличия между ними.

Люди в общих чертах  понимают отличие Человека от иных живых существ на нашей Планете, что очень ярко проявляется в поведении и результатах от их жизнедеятельности. Но лишь в общих.

Практика в жизнедеятельности показывает, что Человек способен создавать то, чего нет  у окружающей его природной системы. Непонятным образом для самого человека он начинает создавать вещи, которые облегчают ему ведение жизнедеятельности и которые никому кроме человека не нужны.

Всё, что создаёт человек,  совершенно не вписывается в природную систему,- не улучшает её, создаётся не в русле  её плана жизнедеятельности. Это указывает на некую мощную особенность Человека, которая собственно и делает из него то, чем он есть среди живых существ. На сегодняшний день этой особенностью есть Функция «Мышления» или иначе, ИНТЕЛЛЕКТ. Субстанция точно не материального происхождения, но весьма органично в него  вмонтированная. Органическое соединение не материального с материальным находится на таком УРОВНЕ, который человеку трудно  в понятный ему способ  осознать. Т.е.  данные ему Функции не позволяют ему достигать понимания  полноты всей картины.  Возникновение у человека самого  «понимания» ему так же  мало понятно,-  что указывает на отсутствие у него методик пользования имеющегося у него функционала.   Откуда  происходит «понимание»; каким образом нужно использовать данные человеку Функции,  чтобы оно появлялось  и способствовало его жизнедеятельности в материальном Мире.

Для более простого и благоприятного усвоения подаваемого материала проведём параллель с компьютером  и   его  технологической  эволюцией.  Процесс его совершенствования лучше разбить на Уровни, каждый из которого условно соответствует тому или иному Уровню  возможностей  человеческого интеллектуального  функционала этот компьютер создававшего.

Первый  созданный компьютер (автоматизированная  машина) обладал незначительным набором функций, да и те по современным меркам  были весьма примитивными. Его отличие от бухгалтерских счёт было в том, что вычисления производились ВНУТРИ машины без вмешательства человека, а в её функционал были добавлены ряд функций,  позволяющих достигать  более  высокого  уровня  эффекта в результате. Сразу просим зафиксировать то, что техническое развитие компьютера и эффект от его использования  зависит от наличия в нём тех или иных ФУНКЦИЙ.  Совершенствование этой вычислительной машины напрямую зависит от Функций и их возможностей. Представьте себе её СОЗДАТЕЛЯ,- его возможности в создании такой машины и её совершенствовании.

При создании такой машины спектр сформированных для её создания «Затрат» ( в сравнении с предыдущим устройством ),  значительно возрос и в первую очередь за счёт  «Затрат» интеллектуальных.  Человек оказался способным работать с явлениями, которые не видны «не вооружённым глазом». Имеющиеся у него Функции позволяют ему «видеть» то, что не «видят» ими не вооружённые.

Полученный в результате эффект от применения интеллектуальных «Затрат»   показал окупаемость  и прирос новыми показателями в качестве – пользе - ассортименте. С каждым новым интеллектуальным вложением,   изделие становилось более  эффективнее,  в сравнении с предыдущим,    характеризовалось возрастающей сложностью, соответственно более высокой ценой и выгодами  от  использования. На этом примере мы видим «стоимость» интеллектуальных возможностей человека и их рост. Получается, что  и сами Функции стоят весьма дорого, хотя конечный их потенциал нам пока не известен. Значит,  предела мы не достигли и совершенно не понятно, когда достигнем,  и что будет, когда достигнем.

Сам  процесс совершенствования можно разбить на Уровни и  каждый уровень сопроводить «Критериями» оценки.  Каждый из них есть отражением той или иной возможности человека.  А для лучшего понимания и управления человеческими  возможностями  необходимо систематизировать создаваемую информацию и сформировать в соответствующие технологии.

Если принять, что в стартовавших ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ процессах  первым Уровнем были цифры и простейшие комбинации с помощью знаков «+» и «-», то усложнение операций знаками  «:» и «х» было Уровнем вторым. По мере  привнесения новых, росла их сложность и без специального образовательного процесса  поддерживать такую динамику, улучшать показатели  и успешно  использовать  такое  на практике не возможно в принципе.

Нечто подобное можно показать на людях. Допустим к первому Уровню у людей можно отнести тех, кто окончил школу.  Для соответствия второму Уровню нужно пройти обучение в уже специализированном образовательном учреждении и так далее, по мере роста сложности и специализации информации для усвоения. Но это будет формальная часть процесса. Есть ещё не формальная,  и она наиболее трудна в реализации в силу того, что она ещё в стадии разработки.

Далее  важно указать, что в имеющейся у Человека функции «Мышление» есть под функция, которую мы называем «способность обучаться».  Понятно, что способность создавать информацию ( не материальный Мир) должна продолжаться в виде её усвоении и способности применять – использовать на практике ( в Мире материальном).

На это  очень важно указать именно на начальном этапе повествования, что позволит лучше ориентироваться в мире разновидностей   людских способностей  и их соответствия тем или иным  интеллектуальным УРОВНЯМИ внутри сообщества людей.

 При описании первого УРОВНЯ на примере компьютера мы сможем описать  возможности  Человека, что поможет правильно его определить с местом его использования.  Продолжая использовать пример с компьютером укажем на  ТРИ  особенности у человека, которые  радикально отличают его от животных:

1. Способность создавать искусственные символы – системы - зависимости,  чтобы считывать в понятный человеку способ окружающий его природный мир и,

2. Способность обучаться в специальном направлении, развиваясь от простого  к  сложному.

3. Способность материализовать усвоенный материал с достижением результатов в русле процесса «ПОЗНАНИЕ», не иначе.

В пункте № 2  под развитием мы подразумеваем именно практические достижения в процессе «ПОЗНАНИЕ», что становится возможным благодаря функции «Мышление». Сама функция у различных людей имеет  отличный потенциал и степень развитости. Имеем глобальную проблему в части определения самого потенциала и умений его развивать. Школы, университеты и прочие образовательные учреждения крайне не гибкие в технологиях обучения и часто не сопровождены нужными в таком методиками.   От того, насколько успешно удастся считать имеющийся у человека потенциал и научить развиваться, настолько  проявятся его способности создавать – развивать искусственные результаты.  Создавать и совершенствовать технологии  «обучатся и реализовывать на практике»,-   открывает  переходы  на более высокий Уровень в развитии. Каждый уровень необходимо сопроводить «Критериями», по которым возможно совершать правильную оценку профессиональных качеств человека.

Должны признаться, что очень не просто  описывать  УРОВНИ человеческой градации и критерии к каждому уровню, но мы предложим вам в последующих статьях  свои предложения.