Святые Отцы о науке

Эдуард Тубакин
     Многие надежды люди всегда возлагали на науку и учёных. На, так называемый, научно-технический прогресс. Помните, как в фильме "Москва слезам не верит", когда телевидение было ещё  свежим изобретением человечества, один из героев киноленты убеждённо говорит, что скоро ничего из других искусств не будет, только телевидение!

     Так и сейчас многие цепляются за новые открытия и философские концепции. Вот, мол, спасение! Не надо Мессии, не надо Христа! Новая железка с программным обеспечением спасёт нас!

     Макарий Великий, мало сведущий в науках земных, но много знающий Всевышнего, говорил следующее.

     Были праздные мудрецы в мире: одни из них показали свое превосходство в любомудрии, другие удивляли упражнением в софистике, иные показали силу в витийстве, иные были грамматиками и и стихотворцами, и писали по принятым правилам истории. Были и разные художники, упражнявшиеся в мирских искусствах... И все они, обладаемые поселившимся внутри их змеем и не сознавая живущего в них греха, делались пленниками лукавой силы и никакой не получили пользы от своего знания и искусства.

     Красиво сказано! Будто про всех нас здесь собравшихся. И про философов, размышляющих о смысле жизни и спорящих друг с другом. И о поэтах, гоняющихся за интересной рифмой, и про историков с пеной у рта доказывающих свою концепцию того или иного события, произошедшего давным-давно, или недавно, роющихся в архивах, охотников до фактов. А вот так, парой предложений смог всех под увеличительным стеклом божественной мудрости и простоты, рассмотреть только Великий Макарий. Не учёный. Монах. Семнадцать веков тому назад.

     Святитель Игнатий Брянчанинов. Почти наш современник.

     Кто ищет премудрости вне Христа, тот отрицается Христа, отвергает премудрости, обретает и усваивает себе лжеименной разум, достояние духов отверженных. О географии, геодезии, о языкознании, о литературе о прочих науках, о всех художествах и упоминать не стоит: все они для земли; потребность в них для человека оканчивается с окончанием земной жизни - большей частью гораздо ранее. Если все время земной жизни употребляю для снискания знаний... Что возьму с собой за пределы грубого вещества? Науки! Дайте мне, если можете дать, что-либо вечное, положительное... достойное называться собственностью человека! - Науки молчали.

     Теперь высказывания нашего послевоенного человека из XX века, Никона Воробьева.

     "Изучение философии, - говорил он в конце жизни, - показало, что каждый философ считал, что он нашёл истину. Но сколько их, философов, было? А истина одна... Философия - это суррогат; все равно что вместо хлеба давать жевать резину. Питайся этой резиной, но сыт будешь ли?"

     Разочаровавшись в философии он поступает в Психо-неврологический институт, надеясь найти ответ на вопрос о сущности человека, но и там будущего священника постигло разочарование. Оказалось, по его словам: психология изучает вовсе не человека, а" кожу", - скорость процессов, апперцепции, память...

     И это про науки говорили не последние люди своего времени. Не тёмные сиволапые крестьяне, а умнейшие люди, имевшие превосходное образование и знавшие несколько иностранных языков.

     Может и правда, наука не туда пошла, отрвавшись от веры в Бога? Ведь все, что не создаём для пользы, мира и благоденствия, оборачивается модернизированной взрывчаткой для наибольшего поражения  и калечения человеческих тел и душ.