Гастроли Национального академического театра имени Янки Купалы - это всегда приятная встряска для провинциальной публики. Столичные спектакли заинтересовали меня ещё и тем, что представилась возможность увидеть на сцене молодую актрису, не так давно покинувшую гродненский театр ради минского, - Юлианну Михневич. Вероятно, кто-то из более зрелых или маститых актёров пожмёт плечами и вздохнёт, сокрушаясь: "Ну вот, ещё и сыграть как следует ничего не успела, а уж столько внимания!.."
Однако меня Юля сразу расположила к себе и внешностью (а для актрисы это очень немаловажно), и выразительностью речи, когда в день празднования юбилея Гродненского драмтеатра я впервые её увидела. Удивительное дело, но не менее сильное впечатление эта тоненькая девочка в розовом платьице произвела тогда на присутствовавших в зале художественного руководителя купаловского театра Валерия Раевского и народную артистку республики Лилию Давидович, которые и пригласили потом Юлю приехать в Минск "показаться".
Так она стала актрисой ведущего театра республики. К этому времени Юле исполнилось 22 года, но она уже успела поработать не только на гродненской, но и на бобруйской сцене, заочно окончить Академию искусств. Успела выйти замуж, родить дочку, развестись. И найти мужчину, рядом с которым чувствует себя уверенно и легко.
Спустя полгода после зачисления в столичную труппу, на республиканском фестивале театральной молодежи, который проходил в Гродно, Юлю Михневич наградили дипломом за исполнение главной роли в спектакле театра имени Янки Купалы "Парфён и Александра". Это был первый триумф и первое публичное свидетельство, что в столичный театр её взяли не зря.
...Мы договорились о встрече накануне гастрольного спектакля купаловского театра в Гродно. Заканчивалась репетиция "Пирамиды Хеопса", в которой заняты всего четыре актера, среди них такие мэтры, как Геннадий Гарбук, Лилия Давидович, Николай Кириченко. И вместе с ними - Юлианна Михневич. Ответственное партнерство.
Забегая вперёд, скажу, что пьеса молодого драматурга Юрия Ломовцева излишне мрачна и затянута. Лучшее, что в ней есть, - несколько монологов, которые трогают, и считанное число реплик, вызывающих смех. Остальное довольно надуманно и преувеличенно. Неужели у нас больше нечего ставить?..
Юля, на мой взгляд, держалась на сцене натурально, весьма профессионально подыгрывая своим известным коллегам.
А вот о чём нам удалось поговорить между репетицией и спектаклем...
- Мне было три с половиной года, когда я впервые вышла на сцену в спектакле Гродненского драмтеатра "Прости меня". Мама удивляется: "Не может быть! Неужели ты помнишь?!" Помню. Николай Геннадьевич Емельянов, ныне заслуженный артист республики и директор Гродненского театра, играл моего отца. Дело было во время войны, я навещала его в госпитале, выходя на сцену в каких-то стоптанных ботиках и рваненьком пальтишке.
Мои родители - актёры, и ни о чем другом для себя, кроме театра, я никогда не думала.
- И не мечтали сниматься в кино?
- Ничуть. Как-то в Минске меня пригласили на телевидение, сняли сюжет для программы "Арт-клуб", но как же неуютно я там себя чувствовала! На сцене - совсем другое дело!
- Школу вы оканчивали в Гродно. Былые одноклассники, зная о гастролях, придут сегодня в театр на ваш спектакль?
- Мои одноклассники, возможно, даже не знают, что я стала актрисой. Честно говоря, класс у нас был совсем не дружный, а может, это время такое было. Потому что у моей младшей сестры, например, очень хороший класс. Но моя единственная подруга, надеюсь, придёт на спектакль. А ещё придут мама, бабушка и дочка Анюта, ей три года.
- Она не будет из зала вступать с вами в переговоры?
- Нет, она знает, как надо вести себя в театре.
- Трудно ли было вливаться в новую труппу, тем более столичную?
- Меня очень хорошо приняли, особенно старшее поколение и мужчины. Дали четыре роли, причем две из них - главные. Это очень неплохо для начала.
- А с белорусским языком не было проблем? Всё-таки гродненский театр работает в основном на русском...
- Да, с языком поначалу было тяжело. Но сейчас я много читаю, учу обороты, выражения. Хотя свободно говорить, отрываясь от текста роли, или, положим, давать интервью по-белорусски еще трудно. Мне очень помог с языком Геннадий Михайлович Гарбук в "Парфёне и Александре". Основные сложности - с ударением. Очень хорошо знает белорусский и подсказывает мне Лилия Михайловна Давидович. Во время читок мы устраиваем настоящие языковые разборки.
- В гродненском театре вы сыграли Клею в "Лисе и винограде". Помню, я сильно удивилась, узнав, что эту роль доверили начинающей актрисе. Когда-то в Ленинграде мне посчастливилось увидеть "Лису и виноград" с уже известными Натальей Теняковой и Сергеем Юрским в главных ролях. Не жалеете о Клее, оставленной в Гродно?
- Жалею о том, что играла её не так, как могла бы и хотела сейчас. Но такова уж актёрская участь: работа над ролью продолжается бесконечно. И всякий раз понимаешь её немного по-другому, находишь какие-то новые акценты, придумываешь более убедительные мотивировки. Тем, наверное, и хорош театр, что позволяет актеру совершенствовать роль.
Иногда на сцене мне вдруг начинает казаться, что вот сейчас я провалюсь, не справлюсь!.. Жуткое ощущение! А всё потому, что не знаю, не понимаю, почему моя героиня поступает и говорит именно так!..
- О каких ролях вы мечтаете?
- Это, наверное, ужасно, но я хотела бы сыграть две совершенно противоположные натуры: монашку и убийцу. Пока я одинаково не могу понять психологию женщины, уходящей в монастырь, и - решившейся на убийство. Что их толкает на это? Думаю, если мне придется когда-нибудь работать над этими образами, я смогу понять.
- Чем вы занимаетесь за кулисами или в гримёрке в паузах между выходами на сцену? Чем вообще можно в это время заниматься?
- Обычно я просто сижу, подкрашиваюсь, поправляю волосы. Думаю... Но не люблю проводить время за пустой болтовней.
- Какой у вас режим, из чего складывается день?
- Дом и театр, больше ничего. Иногда, случается, и весь день проторчишь в театре. Но когда я возвращаюсь домой, там полный порядок: убрано, уютно, приготовлен ужин. Все это делает Владас. Он старше меня на пятнадцать лет, и во многом благодаря ему я смогла понять отношения героев, между которыми тридцать лет разницы, и сыграть в "Парфёне и Александре" роль, принёсшую мне успех.
- Вам приходилось сталкиваться с завистью? Как её можно погасить - в себе и в других?
- Мама учила меня никому не завидовать. Потому что зависть перебивает настроение, устремления. Она просто отвлекает и забирает силы. А на зависть других лучше не обращать внимания. Хотя некоторых настолько раздражает чужой успех, что при встрече они даже не в силах поздороваться.
Может быть, я по-настоящему с этим ещё не столкнулась, но пока я никому не завидую. Знаю себе цену, а если вижу в чем-то конкурентов или соперников, стараюсь больше работать, совершенствоваться. С актёрами старшего поколения я, конечно, не соперничаю - только учусь у них.
- В Минске вы сейчас снимаете комнату. А может ли актёр столичного театра заработать деньги на собственную квартиру?
- Того, что я получаю, хватает только на питание, и это при том, что я очень экономная хозяйка. На квартиру мне самой ни за что не заработать, разве что взять кредит. И на дорогие наряды пока тоже не остаётся...
- Да, но на театральном фестивале вы были в очень красивом длинном платье - просто леди...
Юля улыбается:
- Это подарок мамы.
----------------------------
На снимке Юля Михневич с дочкой Анютой.
Фото из архива актрисы.