Лирика в бетоне о скульптурах Юлии Сегаль

Наталия Стеблюк
ЛИРИКА В БЕТОНЕ
о скульптурах Юлии Сегаль
ПРЕАМБУЛА
Одно из крупнейших месторождений высокосортного угля на планете было открыто на Дону знаменитым геологом Григорием Куликовым в 1721 г., а 7 декабря 1722 г. царь Пётр I издал указ “О приискании на Дону каменного угля и руд”, с которого началась шахтёрская биография Донбасса.
В 1983 г. в городе Макеевка Донецкой области Украинской ССР был установлен памятник Григорию Куликову - скульптор Юлия Сегаль.
Что сталось со скульптурой на сегодняшний день,(май,2023 г.) неизвестно.
—-------------------------------------------
Первое, что меня поразило в скульптурах Юлии Сегаль, это удивительная образность, поэтичность, многозначность и ни разу не реализм. “Мальчик и звездное небо”. Не знаю, было ли такое в скульптуре раньше, чтобы небо изображалось в виде металлической стенки, а звезды — в виде дырочек в металле, Это потрясающе! С одной стороны, ассоциация с рисунками кроманьонцев на скалах, а с другой стороны — ассоциация с квантовой физикой, с идеей прорыва пространства, нуль-переходом, словно бы приветом из другого измерения в виде звезд-дырочек.

Вообще тема «ребенок и мир» у Юлии самая захватывающая, на мой взгляд. Младенец, ещё толком не научившийся ходить, но уже открывающий дверь, — это не просто умильная, «мимими»-картинка, это в образе ребенка само человечество, считающее себя крутым и бесстрашным покорителем Вселенной, а, с точки зрения Божественного провидения, являющегося всего лишь любопытным малышом, беззащитным и доверчивым, только-только приоткрывшим дверь в Неизведанное.

Городские пейзажи и интерьеры домов у Юлии Сегаль тоже говорящие. Они не атрибуты обстановки, а живущие наравне с человеком обитатели города. Неоновые вывески, углы и плоскости микрорайона с вросшим в них силуэтом пробегающего-пробирающегося человека - словно черты знакомого лица, психологический портрет городского квартала.

 Среди замечательных скульптур Юлии Сегаль много таких, которые условно можно отнести к так называемым “жанровым сценкам”. На больничной кровати сидит женщина, в её сутуловатой позе нет ничего необычного, но почему-то сразу становится понятной её горестная история изнурительного сражения с болезнью. Еще одна женщина в больничном халате,трогательная, толстая, безнадежно приникшая к больничному окну. за которым обычный, но такой желанный и такой недоступный для неё мир здоровых людей…

 Одна из любимых тем в юлиных скульптурных композициях - самые что ни на есть обыденные вещи, наполняющие быт человека: телевизор, раковина на кухне, столярные тиски, кресло-качалка, заношенные тапки, раскрытая книга, затрёпанный пиджак на гвоздике…. Это не натюрморт в классическом понимании слова, как эстетически оформленная композиция. Но это и не вызывающая антиэстетика постмодерна, смакующего уродство или ужасающегося им. Юлины работы неизменно тёплые и, скорее, напоминают “вещественные доказательства защиты” их обладателя, свидетельства жизненного пути, привычек, характера человека. Они многое могут рассказать внимательному взгляду.   
 Сиротливо сложенная инвалидная коляска пробуждает в душе каждого зрителя сострадание, и собственные представления-воспоминания о предполагаемом её владельце.
А куда делся хозяин этих небрежно сброшенных тапочек? Судя по положению стремянки, у него была только одна дорога - на небеса, как у героини романа Г.Г. Маркеса “Сто лет одиночества”, однажды вознесённой на небо вследствие своей праведности.
Такие вот говоорящие вещи и их интерпретация глазами скульптора. Юлия ставит перед собой и более сложные задачи.
Остановимся подробнее на одной из них. Это удивительный феномен неподвижности, который является мощным средством выразительности в некоторых её работах.
Казалось бы — скульптура априори должна быть неподвижной, ан нет. У большинства скульпторов, в том числе и у Юлии Сегаль, она, скульптура, как правило, динамичная, дышащая, поймавшая неповтоимость движения. И вдруг - стоп! Возникает полная неподвижность. Как чёрная дыра, как особый художественный эффект. Например, в скульптуре, названной “Капара” - искупление. Фигура человека, держащего в руках только что убитую им курицу). В его неподвижности, в неподвижности свисающей из его руки тушки воплощена сама необратимость и жестокость смерти. Человек выглядит здесь не более живым, чем убитая птица, как будто он убил не ее, а себя. Это одна из трагических работ Юлии. Но по сути постоянное трагическое мироощущение ей не свойственно, она художник светлый, с неизменным чувством юмора и неостывающим интересом к людям, их характерам и своеобразию, их неповторимой индивидуальности. Один из самых позитивных циклов Юдии - это скульптуры, которые можно с одинаковой точностью назвать и портретами, и жанровыми композициями.  Например, совершенно великолепные, на мой взгляд, идушие женщины. Абсолютно банальные, подчёркнуто типичные, привычные, как прошлогодний снег, если встретишь их на улице, здесь они вылеплены с тщательной, заботливой любовью и, конечно, с изрядной долей иронии.
 Приглядевшись к их неказистым фигурам, вдруг замечаешь, что они очень обаятельные, эти скромные, неунывающие тётушки. И даже, может быть, к своему удивлению, проникаешься к ним такой же нежностью, с какой создавала их автор. А рядом — девочка-подросток, стройная, как тополёк, тянущийся ввысь - портрет дочери. А следом - композиция “Семейный портрет”, где каждый из членов семьи существует как бы сам по себе  но они - одно целое, между ними чувствуется внутренняя связь и взаимопонимание.

Итак, все эти люди, вещи, интерьеры, городские кварталы, жанровые сценки - вся эта пёстрая, разрозненная круговерть, которая проносится через человеческую жизнь - всё это осмысливается и наполняется ироничным, или весёлым, или нежным светом любви автора к своим моделям, демиурга к своим творениям, любви, в которой заключается высший смысл каждого живущего. Таков главный месендж бетонных, бронзовых, гипсовых, деревянных скульптур Юлии Сегаль.

И напоследок - апофеоз той нежности, той чуткой, всепонимающей любви, которая ярче всего проявляется в материнстве. Барельеф “Кормление”. Силуэт на барельефе и само действие женщины выглядят вполне современными, но прослеживается явная аллюзия с классическим сюжетом Мадонны с младенцем.  Подчёркнутым повтором округлостей композиция явно ассоциируется и с “Троицей” Рублева, и с “Мадонной Литта” Леонардо да Винчи, И так же, как они, композиция полна гармонии, спокойствия, умиротворения и высокой духовности.

  Наталия Стеблюк,
декабрь, 2020 г. - май, 2023 г.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ЮЛИЯ АРОНОВНА СЕГАЛЬ, скульптор.  Родилась 12 июля 1938 г. в Харькове, Украина.
в 1941 г. семья переехала в Казахстан.Юлия жила в Джезказгане, Балхаше, Петропавловске, Алма-Ате, затем, после окончания Суриковского художественного института жила в Маскве. В 1996 г. переехела в Израиль. Её работы приобрели многие музеи мира, в том числе Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге,Музей Иланы Гур в Яффо (Израиль), частные коллекции России, Израиля, Германии, США.Персональные выставки неоднократно проходили в Израиле, США, Германии, Украине. Юлия преподаёт мастерство в различных творческих лабораториях Израиля.
В 2006 г. награждена медалью “Олива Иерусалима”.