Милитаризация Винницы к середине XIX века

Нил Крас
 
   Эта статья инициирована Андреем Рыбалка. В поисках объяснений к некоторым элементам карты Винницы 1845-го года, которые я либо не мог раскрыть, либо - с уверенностью - пояснить, изучил он ряд материалов, в результате чего ввёл несколько существенных дополнений, которые я тут же присовокупил к статье: Винница на карте за полвека до Оводова и Артынова (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).
   В процессе розысков источников информации А. Рыбалка обнаружил, среди прочего, «Военно-статистическое обозрение Российской империи. Издаваемое по Высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального Штаба. Том Х часть 2. Подольская губерния. СПБ Типография Департамента Генерального Штаба, 1849 г.» [255 стр. текста и 16 таблиц], обложки и оглавление которого  представлены выше; само издание см.: Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том 10, часть 2 - ИстокЪ (is-tok.ru).
   Знакомясь с присланными мне А. Рыбалка некоторыми отрывками из этого издания, я понял, что они подходят в качестве обоснования замеченной мною при анализе карты Винницы 1802-го года начавшейся тогда милитаризации города: Винница на карте 220 лет тому назад (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . В результате, я проштудировал весь том и обнаружил немало, на мой взгляд, интересных фактов. Их, дополненными некоторыми моими размышлениями, я привожу ниже.

   Не в смысле бесполезной тут критики, а ради оправдания недостатков моего реферата, замечу, что это издание не отмечается ни строгим построением, ни отсутствием повторов, ни, во многих случаях, внутренней последовательностью (логичностью) изложения оценок тех или иных особенностей Подольской губернии, как с точки зрения гражданской жизни, так и в смысле возможностей организации и функционирования армейской службы в мирное и военное время.

***

   В январе 1793-го года, при Втором разделе Польши, в состав которой Винница входила с 1569-го года (исключая 14 лет  турецкого господства), Подолье (с Винницей) отошло к Российской империи: Винница при смене подданства (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).
   В возникшей новой Подольской губернии начались коренные и долговременные изменения во всём необходимом и возможном. Они касались как административного деления, так и системы управления, основных законов, налогового обложения, просвещения, языка, главенствующего вероисповедания, национального состава населения, обязанности службы в армии (рекрутских наборов), денежных знаков и много прочего — всего не перечесть.
   Конечно, все эти перемены были связаны (взаимозависимые) между собой. Одни из них контролировала местная власть, другие приходили, внедрялись и курировались центральной властью из Санкт-Петербурга. В частности - согласно решениям Министерства военных сухопутных сил (1802-1815), Главного штаба Его Императорского Величества, а также Военного министерства (с 1836 г.) - таким образом происходило в первой половине XIX-го века превращение небольшого, полностью цивильного уездного города в один из центров расположения войск Российской императорской армии.
   Это было частью масштабной военной реформы. Последняя началась в марте 1810-го года, когда  император  Александр I утвердил записку военного министра генерала М. Б. Барклая-де-Толли «О защите западных пределов России».

***

   Из текста означенного издания мною выбраны части, прямо или косвенно касающиеся города Винницы и близлежащих к нему территорий. Во взятых в кавычки цитатах правописание приведено к современным нормам, к некоторым понятиям даны (заключённые в квадратные скобки) пояснения. Особые сложности выявились при расчётах количества личного состава: в российской армии (после Отечественной войны 1812-го года) структурирование войск неоднократно изменялось. Мне представились наиболее подходящими для середины XIX-го века следующие ориентиры: в пехотной дивизии — до 21 000 человек личного состава, в кавалерийской дивизии — 4-9 тысяч, в пехотном корпусе — более 10 000 и в пехотном полку — 1500-2500 человек (меньшие структурные единицы армии - батальоны, эскадроны, др.- в нашем обзоре не так важны).

   «Значение Подольской губернии для военного Министерства

   Подольская губерния есть одна из плодороднейших губерний южной России, покрыта сетью дорог и имеет очень большую важность в продовольственном отношении. Она, по своей населённости и изобилию в хлебе, может доставить для расквартирования войск более средств, чем другие смежные с ней губернии. Кроме того, имеет всегда в изобилии хорошую воду, достаточно леса и небольших равнин для учебных и смотровых мест. Впрочем, для расквартирования кавалерии в ней, по недостатку лугов, удобных мест — не много; эти немногие места находятся в Балтском, Литинском, Ольгопольском, Гайсинском, Виницком и Летичевском уездах…

   Металлических изделий совсем почти нет, а кожаные находятся в изобилии только в Балтском уезде, следовательно и для комиссариатского ведомства [учреждение военного ведомства, ведавшее снабжением армии от казны денежным и вещевым довольствием, а также - обозами и военными лагерями в Российской империи с XVIII в. до 1860-х г.г. — по названию учреждения сей вид довольствия назывался «комиссариатское довольствие войск»] эта губерния не может быть важна, тем более, что фабрик и заводов в ней немного и эти немногие фабрики стоя'т очень низко в сравнении с фабриками смежных с ней губерний; кожа, поло'тна и су'кна гораздо дешевле покупаются в царстве Польском и Галиции…» [Этот абзац свидетельствует о том, что в отношении снабжения армии форменной одеждой со всеми её принадлежностями Подольская губерния не обладала никакими преимуществами перед другими губерниями.]

  «Лагерное место.

  [Лагерное место впервые отмечено нами на карте 1802-го года (ссылка дана выше). Лагерный сбор — сбор в учебном центре группы войск личного состава воинских подразделений разных частей в целях обучения личного состава в полевых условиях. Лагерный сбор начал применяться впервые при создании регулярных войск Петром Великим и проводился ежегодно для всех полевых войск. Обучение личного состава на летних лагерных сборах продолжалось по 3 - 4 месяца и состояло из строевой, огневой и тактической подготовки. В первой четверти XIX-го века начато оборудование специальных летних лагерей с необходимыми стрельбищами, полигонами и учебными полями.]

   … при уездном городе Виннице на городской земле — два лагерных места:
   Одно на левой стороне Буга, по обе стороны деревни Пятничаны, для одной пехотной дивизии; оно удобно и для кавалерии по обилию воды.
   Лагерное место – на пахотном поле и на местности возвышенной. Для помещения штабов и больных может служить село Пятничаны [обратите внимание: под одним названием на левом берегу  д е р е в н я,  то есть, крестьянское поселение без церкви, на правом —  с е л о,  с церковью со своим приходом] на другой стороне Буга, через который в этом месте устроен прочный мост на сваях.

   Второе лагерное место для одного или даже двух пехотных корпусов вместе с артиллерией, в четырёх верстах [верста - 1066,8 м] от города, по мельничьему ручью, текущему по прямой линии вдоль почтовой дороги из Винницы в Брацлав, также на пахотном поле. Вода в ручье нехорошего свойства, но так как по другую сторону от этого ручья находятся, вдоль его расположенные, селения: Большие и Малые Винницкие хутора, Щитки и Тененки, то по берегам его устроено множество колодезей, имеющих хорошую воду. Если же расположить лагерь тылом к Виннице, то получаемая из Буга вода будет лучше, но зато водопои будут в одной версте позади лагеря и длина фронта лагеря — две версты.
   Кавалерия может быть размещена в сёлах Писаревке, Соловьёвке, Тененках, Щитках и на Старом месте.

   Смотровое место может быть избрано на выгоне, в углу Буга, между Винницей и Пятничанами. [Строевой смотр — вид проверки личного состава воинских частей и подразделений. В начале XIX-го века строевой смотр имел ещё важное значение в боевой подготовке армии: проверка наличия и состояния личного состава, штатного вооружения, а также одиночной строевой выучки военнослужащих и слаженности строевых действий подразделений.]

   Учебное место простирается, от сказанной почтовой дороги, до леса, который тянется вдоль левого берега болотистой речки Десны [Десна - левый приток Ю. Буга, впадающий в него возле Стрижавки, в 10 км выше по течению от Винницы.] и от Буга до оврага у деревни Крушлинцы, с. Гуменного и Писаревки. [Нынешнее обозначение «учебного места» в армии - «полигон». Это — территория (сооружение) для проведения стрельб, войсковых учений или испытаний вооружений и военной техники.]
      
   Учебное место — на пахотном поле, на местности равнинной, и имеет в длину 8 вёрст [8, 5 км]. Маневры могут быть проводимыми на учебном поле и, кроме того, далеко ещё за Крушлинцы, где местность также ровная. В этом случае через овраг, идущий от села Гуменного до села Козинцы, необходимо устроить мостики.
   Восточная, впрочем, небольшая часть учебного поля отделена болотистою лощиною, начинающеюся в одной версте [около одного километра] восточнее корчмы Писаревской и идущей до речки Косаковки.
   Невыгоду учебного поля составляет Тяжиловский болотный овраг, идущий вдоль учебного места и разрезающий его пополам, хотя он в сухую погоду проходим для пехоты, но для проезда артиллерии и на случай дождливого лета, необходимо устроить через него несколько греблей [плотин].
   Для артиллерийской практической стрельбы можно избрать место или по другую сторону Тяжилова ручья - по длине его, или по направлению к лесу, идущему по берегу Десны, где места не населённые.

   Штаб-квартира может быть помещена в Виннице, где имеется 1 214 домов, из них каменных — 18.
   Временный лазарет может быть устроен в городе, в здании бывшей гимназии [в Мурах, Иезуитском коллегиуме: там находилась с 1814-го года губернская польская гимназия, с 1832-го года - мужская русская гимназия], также в Пятничанах.
   В 1846 г. под Винницей был высочайший [означает «с участием императора», в то время - Николая I-го] смотр 4-му пехотному корпусу.
   Лет 10 назад был устроен под Винницей лагерь для 1-й пехотной дивизии.»

   Из раздела «Оборонительные линии и позиции»:
   «… Позиция при Виннице.
 
   Здесь Буг образует дугу, выгодную для нас, что даёт средство лучше сосредоточивать огонь батарей на переправу; но левый берег, который следует оборонять, низок и открыт, а правый крут и лесист. Правый фланг отряда можно примкнуть к с. Песочной, испортив там переправу, а левый поставить против Дубовецкой слободы.
   Местность в тылу, до самого Ободного, ровная.

   «Реки.

   Средняя ширина русла реки [Южного Буга] у Хмельника до 20 сажень, у местечка Янова расширяется до 40 саженей, у Винницы до 30 [64 м: сажень - 2,16 м].
   Время замерзания Буга различно (от непостоянного климата Подольской губернии). В 1846 г. река эта стала 20 декабря; но в иных годах это случается раньше. К особенностям этой реки должно отнести то, что она вскрывается ото льда позже всех рек Подольской губернии, потому что от очень медленного течения воды лёд в реке весною не ломается и, удерживаемый частыми плотинами, не сносится течением, а тает в берегах от теплоты весеннего воздуха.
   Время совершенного очищения Буга ото льда можно назначить около последних чисел апреля.
   Скорость течения Буга, почти неприметная для глаза, в весеннее время делается довольно значительною, от таяния снегов и льда в реке. Вода иногда весною поднимается на 1, 5 саженей [3, 25 м] выше обыкновенного уровня: в 1845 году у г. Винницы в Буге вода поднялась на восемь аршин [5, 75 м] противу обыкновенной и наводнением было затоплено 144 дома; мосты в г. Хмельник и г. Винница были сломаны водою. Но обыкновенно в это время вся долина Буга на 300 сажень [650 м] затопляется; через гребли течёт вода и несёт льдины; паромы, устроенные везде на канате, перестают действовать от того, что и самые столбы, которыми канат удерживается, погружаются в воду — и сообщение прекращается на 7 или на 5 дней. Почту тогда перевозят на дубах, т. е. челноках, выдолбленных из бревна. Должно заметить, что в Уладовке [приблизительно на половине дороги между Хмельником и Калиновкой] гребля никогда не портится и только на этом одном пункте можно во всякое время удобно и безопасно переправиться через Буг.»

   «… правый [берег Буга] от г. Винницы до Стрижавки покрыт лесом, а левый открыт и представляет равнину, удобную для сборного лагерного места для корпуса.»
 
   «В военном отношении.

   Буг составляет хорошую оборонительную линию, от самого своего начала до того места, где он оставляет губернию. Хотя эта река не может служить для подвоза запасов, но непроходимость её и течение, параллельное Днестру, делают Буг хорошей оборонительной линией сначала со стороны Австрии, а потом Турции.
   Можно сказать, что большая часть Буга, до Винницы, может послужить оборонительной линией против соединённых сил Турции и Австрии. Все почти притоки Буга текут косвенно [«косвенно», в данном случае, означает «наискось»], а чаще ещё параллельно ему и так как все они болотисты, то составляют оборонительную линию, состоящую из тройного ряда болот, проходимых лишь по плотинам, устроенным у каждой деревни, выше которой обыкновенно далеко вверх простирается наводнение и если бы неприятель, разбив плотину, пожелал бы спустить воду из ручья, то он тем ещё более затруднит себе переправу, потому что дно, как Буга, так и притоков его, до крайности топко.
   Вторая часть его течения менее важна в военном отношении, оттого, что берега его везде доступны, а бродов имеется бесчисленное множество.
   Очень важно также и то, что Буг весною, на всём течении, непроходим от обширных разливов и что только при с. Уладовке и Меджибоже гребли никогда не портятся.

   Центральные пункты на Буге, где сходятся пути на переправах: Чёрный остров, Проскуров, Меджибож, Ново-Константинов, Брацлав, Хащевата, Саврань, Голосков и Конецполь.
   При всех упомянутых пунктах можно выбрать оборонительные позиции. Из них особенно важны при Чёрном острове [Чёрный остров — ныне посёлок городского типа на реке Ю. Буг, в 20 км от г. Хмельницкого (б. Проскурова)], Проскурове и Меджибоже во время наступательных действий со стороны соединённых сил Австрии и Турции. Село Ободное (укр. - Обідне', біля селища міського типу Вороновиця), кроме того, составляет центральный пункт, в котором сходятся дороги из Винницы, Ворошиловки, Сутисок, Тыврова и Рогозны. При Брацлаве, Хощеватой, Саврани и Голоскове позиции - во время наступательных действий со стороны Турции - могут быть полезны.
   Река Буг, как не имеющая укреплённых пунктов и по большому удалению не может служить операционною базою при наступательных действиях России против Турции и кроме того она значительно удалена от границ этой державы.

   Командование [на армейском языке того времени обозначает «доминирование» - впредь будет применяться это слово] берегов Буга.

   До Хмельника оба берега низки и доминирование неприметно, хотя можно заметить, что от Пахутинец левый берег выше правого. От Хмельника до Ладыжина правый берег доминирует и далее доминирование переходит с одного берега на другой.»

   «Сведения специальные

   Дороги.

   К большим почтовым принадлежат:
1-е) Из Жванца через Каменец, Проскуров, Летичев, Уланов в Житомир.
2-е) Из Могилёва через Брацлав, Крапивну в Лировец.
3-е) Из Балты через Брацлав в Липовец.
К малым почтовым принадлежат:
1-е) Из Каменца через Могилёв в Ямполь.
2-е) Из Летичева через Литин в Винницу.
3-е) Из Балты в Ольвиополь [ныне - часть г. Первомайска Николаевской обл., крайняя точка исторического Подолья]
4-е) Из Брацлава через Гайсин в Умань.
5-е) Из Каменца в Гусятин [в XIX-м веке пограничный с Российской империей город в Австро-Венгрии, ныне - в Тернопольской области] (вновь открытая).
6-е) От г. Летичева до Бара.»
 
    «…  Параллельно правому берегу Бугу идёт 3-й чумацкий тракт: от Винницы он идёт через Немиров, Брацлав, Десновку и Балту. Первая половина дороги, как почтовая, исправна, но от Брацлава до Балты на 119-й версте [верста, повторяю, - 1066,8 м] очень узка, извилиста; на 80-й версте идёт по чернозёму; около же Брацлава есть глина на 25-й версте; около Десновки — песок; в горах находится камень, но на половине пути он исчезает; чем ближе к Балте, тем слой чернозёма толще и дорога грязнее, ле'су всего на 15 вёрст.»

   [Личный состав.]

   «… В Виннице находилась, подчиняющаяся батальонному командиру Каменец-Подольского гарнизона,  инвалидная команда в составе одного офицера и 104 нижних чинов. [Инвалидные команды – с 1764 по 1864 г. г. военные подразделения, состоявшие из военных инвалидов (военнослужащие, вследствие болезни или ранений не способные нести полевую службу), выполнявшие задачи по несению караульной службы и поддержанию порядка в городе и уезде.]
   В Виннице находился также 8-й Унтер-офицерский караул в городовой тюрьме: 5 постов от гарнизонных войск, унтер-офицер -1, ефрейтор -1 и 15 рядовых, а также - ефрейторский караул при провиантском магазине [складе пищевых продуктов для армии]:  2 поста, один ефрейтор и 6 рядовых.

   В провиантском магазине в Виннице находилось 7 425 четвертей муки по 2 руб. 61 коп за 1 кг, 716 четвертей круп по 3 руб. 31 коп./кг [для сыпучих тел одна четверть составляла с 1835-го года 209, 66 литров (куб. дм)].

   Во время лагерных сборов в Винницком уезде по пространным [просторным] квартирам располагались 824 человек пехоты, 3421 - кавалерии, 248 - артиллерии. По обыкновенным квартирам: пехоты - 2482 чел., кавалерии - 10 263 чел., артиллерии - 745 чел. По тесным квартирам: пехоты - 7446 чел., кавалерии - 30 879  чел., артиллерии - 2235 чел. Действительное расположение: кавалерии -1473 чел., внутренней стражи — 104.

   Заключение.

   Конечно, очень трудно оценить, какое хозяйственное (экономическое) значение имели для города скопления в его окру'ге такой массы военнослужащих на относительно короткие сроки (смотры, учения) или же — на 3-4 месяца (лагерные сборы). Но, несомненно, они «встряхивали» городскую жизнь и казну. Надо помнить, что к середине столетия в Виннице насчитывалось всего лишь около 10 000 жителей.
   Купцы доставляли в город необходимый - быстро портящийся (мясо, растительное масло, молоко и молочные продукты, овощи, пр.) провиант, пополняли запасы муки и круп, хранящиеся в провиантских магазинах. Возчики помогали армейцам распределять провиант по местам дислокаций личного состава.
   Ремесленники выполняли самые разнообразные заказы интендантской службы, появившейся - по примеру таковой во французской армии (фр. - intendant: «управляющий, смотритель») - в российских войсках после Отечественной войны 1812-го года. К этим работам относились перемол зерна, выпечка хлеба, ремонт подвод (повозок), сбруи, обмундирования, прессование сена в тюки, пр.

   Не зная толком солдатских будней того времени, сами понимаете, трудно,  описать те потребности (то, что необходимо) войск, которые предъявлялись (надобно было удовлетворить) армейскими соединениями, временно располагавшимися в окрестностях Винницы, городу. Эти заявки были, с одной стороны, по общим понятиям, подобны нынешним, с другой, по сути — в корне отличающимися от современных. Возможно, только одно осталось неизменным: офицеры кутили в местных ресторанах, нижние чины — в менее пристойных питейных заведениях. Следовательно, запасы горячительных напитков должны были быть неисчерпаемы. Потому что и таким образом тоже пополнялась городская казна, определяющая возможности развития города.

   Эта статья, как принято выражаться — на любителя. Возможно, в какой-то степени — «для общего развития» (моего и читателей). Кого заинтересует сия тема глубже, может обратиться к доступной для всех копии: оглавление издания и его адрес в интернете приведены в коллаже и во втором абзаце статьи.