Борьба за Троицу А. Рублёва. Подоплёка

Евгений Мартин
Борьба за "Троицу" А. Рублёва. Подоплёка

          Вот не думал я, что есть у нас ещё такие наивные люди, которые не поняли, почему план передачи "Троицы" президентом в собственность РПЦ вызывает такое неприятие у общества.
         А они, оказывается, есть!
         Вот что пишет, например, канал "Андрей Песоцкий" об этом казусе:
         "Прогрессивная общественность негодует от того, что икону «Троица» Андрея Рублева переносят из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Все сразу в именитых культурологов заделались, ага. Искусствоведов. На само деле негодующая виртуальная толпа в Третьякову не ходит, и как было ей плевать на "Троицу" раньше, так будет и сейчас. И не вспомнили бы. Но нарратив такой у выкормышей "невзоровских сред", что надо обязательно пнуть РПЦ. Просто потому что это РПЦ, поп всегда виноват. Проведите эксперимент - спросите у любого, кто озабочен судьбой иконы, в каком городе находятся фрески Андрея Рублева. То-то же. Публику, которая приехав в Петербург, идет не в Эрмитаж, а в Эрарту, слушать не стоит".
         Парень, ты правда такой простой? Правда, что ли, настолько не способен видеть реальность в её подлинном свете? Или прикидываешься (из желания лизнуть... – не скажу что)?
          Скажу откровенно: вот лично я эту Троицу вживую никогда не видел и припадать к ней, если буду ещё когда-нибудь в Третьяковке, не планирую. Не разбираюсь я в древнерусском искусстве, не дал мне Бог!
          Но другие разбираются. И им её сохранность и размещение в доступном для всех месте – важно, принципиально.
          Они могут оказаться иноверцами, которых в православный храм на неё посмотреть не пустят, будь они хоть академиками искусствоведения, могут оказаться школярами художественных училищ, оттачивающими свои умения и понимание, копируя культовую икону, а могут быть и простыми людьми, добравшимися до столицы, где она сейчас в открытом доступе в Третьяковке, но которым будет тяжкой (а чаще – неисполнимой) задачей добраться до неё в загорский храм...
        Но, поскольку я не принадлежу ни к одной их этих категорий (хоть защищаю их интересы), всё равно, для меня остаются возмутительными (в том числе в этой истории) два факта.


         1) Давняя, неискоренимая, неустранимая НЕНАСЫТНАЯ АЛЧНОСТЬ нашей РПЦ. Расцветшая ещё в 90ых, когда Церковь беззастенчиво гребла под себя всё, что могла, выпрашивая у государства, в том числе квоты на импорт сигарет и алкоголя.
          Какое отношение это имеет к православию, к ВЕРЕ истинно верующих людей, к Богу у них в душе?
          Да никакого!
          Зато о моральном облике и подлинных целях в жизни, и настоящих, а не декларируемых, целях церковных иерархов – говорит очень много, НЕПРИЛИЧНО много.
         Настолько много, что сами верующие должны молить их не показывать всему миру так явственно и откровенно свою ничем не прикрытую жадность и стяжательство.
          Ведь уже всем видно, что дай им волю – нынешняя РПЦ загребёт всё, что только можно – и не усомнится, и не поперхнётся... И ха... не треснет.
          (Опускаю здесь все остальные свои ругательства в адрес отнюдь не ангельского поведения нашей РПЦ)
          2) И второе – безграничное самоуправство и произвол нашей власти. Которая народное достояние считает своей собственностью и распоряжается ею как своим личным имуществом.
          Безграмотные, малокультурные правители считают себя почему-то вправе творить в стране то, что нравится только им. Как разгулявшиеся купчины – показать свою власть и наплевательство на мнение других.
          Они здесь хозяева! Что хочу, то и ворочу!
          И в стране, невзирая на возмущённые вопли народа возводится Ельцин-Центр, водружается памятник ненавистному народу Солженицыну, самовольно, вопреки народному несогласию, уже 20 лет прячется за ширмами Мавзолей Ленина.
          А теперь – ещё и Троица.
          "Я так хочу! – решает кто-то. – А ты, народ, молчи, тебя никто не спрашивает. Я здесь хозяин, а ты никто, и я буду делать то, что нравится мне!"
           Вот почему мы, народ, так болезненно воспринимаем очередной самодурский плевок нам в лицо.



  ...А об этом авторе – обличителе "лицемерия общества" так и хочется воскликнуть: "O sancta simplicitas!" – "О святая простота!"