Глава 4. Прошла неделя...

Ася Котляр
Прошла ровно неделя с того момента, как я взяла восьмой класс.
Неделя – это слишком мало для того, чтобы сделать какие-то выводы, но на данный момент скажу одно: моя жизнь перестала быть скучной! Я очень люблю своих пятиклассников и шестиклашек, но как же интересно работать со взрослыми ребятами! Сложно, но интересно. Особенно, когда ты берёшь их готовыми, взрослыми, а не ведёшь с пятого класса. Хотя, какие они взрослые в свои четырнадцать-пятнадцать лет? Они только-только начинают взрослеть. И возраст их недаром зовётся переходный. Переход куда? Или где? Или, может, к чему?
Переход куда-либо всегда сложен. И как важно не навредить этому переходу из детства во взрослую жизнь тем, кто случайно или осознанно находится рядом…
Мы с мужем пережили переходный возраст у наших троих сыновей. Не скажу, что незаметно прошмыгнули, но и особого горя не знали. Хотите знать почему? Потому что договаривались. И здесь вообще неважно, родные это дети, или ученики - все подростки хотят быть понятыми и принятыми.

Сидят в классе девочки. Конечно, по возрасту они совсем девчонки, причём, красавицы все до единой. Красивы не потому что на их лицах косметика, а потому что молоды! Молодость всегда прекрасна и никакие тонны косметики её не замажут и не скроют. Со временем они научатся применять её аккуратно, стильно, подчёркивая достоинства своей внешности. И в одежде тоже произойдут изменения: толстые и бесформенные «худи», широкие штаны и мужские ботинки уступят место элегантным костюмам и платьям. Это обязательно произойдёт, а пока нам, взрослым, нужно дать им возможность искать себя. Но и говорить с ребятами по поводу того, что вы думаете о моде, которой они следуют, о музыке, которую они слушают, обо всём, что их интересует.

Конечно, я могу войти в класс и сказать: «Ну вы сегодня и накрасились! Это же школа, а не дискотека! Марш в туалет и приведите себя в порядок немедленно!»
Так говорили нам наши учителя. И вытаскивали девчонок из кабинетов, снимали серёжки, смывали тушь с ресниц и даже отрывали подшитые девочками наспех подолы у коротких юбочек.  Я была скромной девочкой и не красилась – мама бы просто убила ещё на выходе из дома. Впервые я накрасила ресницы и губы на выпускной вечер. Поплевала в «Ленинградскую» тушь, поелозила пластмассовой кисточкой и в восторге от себя любимой пошла на выпускной бал. Но вот мои пышные, торчащие во все стороны волосы укладывались трудно, поэтому меня выгоняли из класса привести голову в порядок. Наспех, я кое-как завязывала хвостик резинкой, и это на какое-то время спасало меня от строгого учительского ока.
Да, я могу проигнорировать и сделать вид, что я вообще ничего не вижу: ни открытого живота, ни спортивных костюмов, ни сине-зелёных волос. Но тогда зачем я там? Почему иду к ребятам, которые мне годятся во внуки? И вообще, меня интересуют их проблемы, или мне совсем плевать на их внешний вид и внутренний мир?

О, прямо слышу, как у кого-то вырывается: «Ты должна учить их математике! Тебе за это деньги платят!»
Глупые те, кто так думают. Они абсолютно не понимают, что математике, физике, биологии, языкам их, пятнадцатилетних, можно научить только тогда, когда они будут понимать, что тебе, учителю, интересны не их радужные волосы и нелепая одежда, а их внутренний мир, их мировоззрение, их выбор, на который они имеют полное право. Вся эта мишура сходит с возрастом, поверьте. Я бы и хотела выкрасить волосы в розовый цвет, но понимаю, что в свои почти шестьдесят буду выглядеть нелепо. Кому-то идёт, не спорю, но мне - точно нет.
Да, слишком большая разница в возрасте между учителем и учениками – это плохо, но это не катастрофа. Здесь главное понять: не их ломать нужно, а свои стереотипы. А ещё нужно объяснять им какие-то важные вещи. Для них важные. Я, например, уверена, что в их головах вертится множество вопросов, которые даже задать некому. Согласитесь, есть то, что в пятнадцать лет спросить трудно. Откуда знаю? Сама проходила всё это, когда была пятнадцатилетней девочкой. И их грим, их одежда – вовсе не дань моде, а защитная маска, за которой скрывается неуверенность, а иногда и комплексы. Согласитесь, не на каждую фигуру можно натянуть облегающую битловку и юбку-карандаш. Иногда хочется спрятаться во что-то большое и объёмное, чтобы никто не высмеял, не подколол. Поэтому, когда я говорю девчонкам, что они красивые – ни капли не лицемерю: я вижу, что они красавицы, а они пока этого не видят. Или не хотят видеть. И поэтому столько всего лишнего.
 
Мальчишки… Они ровесники с девочками – учатся ведь в одном классе, но кажется, что моложе их года на два. Так всегда бывает в подростковом возрасте. В десятом классе догонят, а в двенадцатом  будут выглядеть старше, чем есть на самом деле.
Мальчишки колючие. Проверяют тебя каждую секунду: а если я буду болтать, что она сделает? Она телефоны на уроках не любит, а я достану – и что? А интересно, если скажу ей колкость – обидится? А если опоздаю – прогонит? Домашнюю не сделаю – возмутится?
Проверка идёт по полной программе. Сидит на уроке тридцать сканеров и у каждого в голове миллион вопросов, отнюдь не по математике. А тебе нужно, чтобы были по математике вопросы. И когда они начнут задавать нужные вопросы – считай, ты победила их стереотипы. А это случится только тогда,  когда они поймут: не обижусь, не прогоню,  возмущаться не буду, выслушаю. И перестанут капризничать. И начнут работать. Это совсем не значит, что я  предала какие-то свои принципы. Это значит, что я правильно оценила разницу в возрасте, в мировоззрении и хочу с ними договориться.  Ещё это значит, что я иду на компромиссы, что я знаю о них больше, чем они сами знают о себе, ибо всё это уже проходила сама и со своими сыновьями.

Вчера математика была первым уроком. Первый урок начинается в 8.30. Вхожу в класс и вижу, что их всего-ничего: тринадцать из двадцати шести. Начался урок - поползли опоздавшие: четыре человека. Хочу разозлиться, но вспоминаю главное, чему научилась у Шалвы: пришли ведь! А могли в туалете просидеть, на улице перетоптаться. Да мало ли дел у восьмиклассников помимо урока математики! Но пришли. От урока я тоже удовольствия не получила: ребята были как-то взбудоражены и неусидчивы: их всё время что-то отвлекало, а я не смогла справиться со смарт-доской. Приготовила презентацию, но доска совсем не хотела вступать в какие-либо отношения с компьютером. Когда что-либо идёт не по сценарию, нужно очень быстро реагировать – стала на доске объяснять новую тему. Сказать, что у них тут же загорелись глаза – это было бы неправдой: они, скорее, заставляли себя слушать меня. Но и здесь я ищу положительный момент: заставляли же! Вот что ещё ценно: ребята могут себя заставить делать то, чего не очень-то делать и хочется. А как бы мне хотелось успеть увидеть радость на их лицах от того, что решилась задача, получилось построить чертёж, радость от полученной десятки… Но у меня всего полгода, из которых месяц я должна гнать подготовку к тестам. Я очень хочу успеть увидеть их желание полюбить мой предмет! Хоть немного, хоть самую малость…
Помогите мне, милые! А я попробую открыть вам удивительный мир… Не математики, нет. Мир познания самого себя. А там уж вы найдёте всё, что душе угодно: и математику, и физику, и биологию, и языки…

Продолжение:http://proza.ru/2023/05/28/1572