Глава 5. Они ругаются матом?!

Ася Котляр
Недавно прочла в одном из постов на каком-то педагогическом форуме статью о том, что учительница случайно выругалась матом прямо на уроке. Учительница молодая, любящая (пока ещё) свою работу, сказала подруге:

«Я совершенно случайно выматерилась на уроке. От бессилия и злобы на этих паразитов. Достали просто. Класс сразу же притих. Я извинилась и стали работать дальше. Я заговорила с ними на их языке и они это приняли. Даже зауважали! Правда, заржали сначала, как ненормальные. Извинения, кстати, приняли тоже…»

Я задумалась: а есть ли он, выход из ситуации, которая сейчас складывается с матом на всём педагогическом пространстве? То, чем мы жили раньше безвозвратно ушло. Да и дети пришли новые. Во всех смыслах «новые». А мы похожи на изношенные, старые стиральные машины, которые ещё работают, но качество уже не то: брак допускаем, ломаемся часто. Но, самое страшное, на мой взгляд, что запчастей к этим машинам заводы уже не выпускают. Да и заводов этих уже нет. Пытаются поставить новые детали (правила, компетенции, программы, бумаги разные), но старая программа начинает барахлить - не принимает. Новые машинки выпускаются новыми заводами, но в школы их поставлять не спешат. Их тут же перестраивают и отправляют в другие места, где платят больше и нервов тратится меньше.

А что делать этим «новым» детям со старой, изношенной техникой, у которой срок годности до 65-ти лет (в Литве)? Им с этими машинками неинтересно, чего уж там греха таить. Им новые, современные, подавай! Нет новых? Отправляйся на завод, вышедшая из стандартов техника,  переучивайся, перекручивайся, ищи новые программы… Переведя на язык школы: подход ищите, дорогие учителя, ублажайте, договаривайтесь. Причёим не только с детьми – с их родителями, которые уже знают ваш потенциал и вашу изношенность, ибо сами не так давно учились у вас.  Не можете договориться - бегите из школы. Всё. Отработали. Только куда побежит эта "старая рухлядь", если её ещё лет 5-10 пахать?

Не скрою, я иногда думаю, что если бы мне сейчас предложили уйти на пенсию - ни дня бы не сидела. Почему? Всё просто: желание есть, но силы в 60-т уже на исходе. Иногда думаю: ну что я могу им дать? Не нужен им ни мой жизненный опыт, ни моё желание сделать этот мир чуточку лучше, ни моё стремление очеловечить среду вокруг них.

Да, мне иногда тоже хочется сказать что-то плохое… Нет, не сказать. Заорать. Да так заорать, чтобы все сразу услышали. Но я беру себя в руки, понижаю голос, уменьшаю децибелы и продолжаю учить детей уму разуму. Стиснув зубы. Через «не могу» и «не хочу». А что вы думаете, дорогие мои, мы всегда с улыбкой? А слёзы куда девать прикажете? Но я чётко помню, зачем я в школе. Если бы я каждый раз не задавала себе этот вопрос, я бы не смогла там работать. Потому что сейчас школа – это поле боя, а я ненавижу воевать. Нет, милые, не с детьми. Чего с ними воевать? Они дети. Да, заблуждаются. Да, их заносит и, порой, очень далеко. Я просто вижу, как тьма окутывает детские души, вырывая из них доброту, порядочность, умение улыбаться и радоваться мелочам, желание подарить кому-то радость… Эта тьма поселяется в тех детях, которые попадают в категорию «дети с дефицитом внимания». А ещё с огромным дефицитом любви.

Дефицит любви и внимания дети сейчас испытывают везде: дома, в школе, среди сверстников. Сначала написала «друзей», потом стёрла. Дружба сейчас тоже другая. Дружба делает друзей лучше, чище, а не затягивает их в омут табакокурения, наркотиков, алкоголя… Дружба – это то, что делает людей сильнее. Это плечо, на которое можно опереться, это подушка, в которую можно поплакать, это удивительный мир, где нет предательства и лжи.  Дружба – это радость, когда другу хорошо. Когда-то так дружили мы. Так дружим и сейчас, кстати. Современным детям сложно объяснить истинный смысл дружбы: пошли в кино, прогулялись, посмотрели фильм, покатались на катке, покурили вместе, поиграли в какую-нибудь компьютерную игралку – дружба! Да им, детям настоящего и будущего, проверить дружбу-то и негде. Да и незачем. Поссорились – ну и что? Друзей-то тьма тьмущая!

Но главное, на мой взгляд, не сорваться, не показать им, что всё можно и даже ругаться матом.

Как-то я остановила подростка, который в коридоре ругался матом. Грязно ругался на друга, видимо. Друг отвечал ему тем же. Прислушалась, поднимаясь за ними по лестнице, и поняла: вовсе они не ругаются – они так разговаривают, общаются! Подхожу, спрашиваю:

- Друзья, вы хоть понимаете, где вы находитесь?

- В школе, а что?

- Школа, это же тоже храм! Вы ходите в храм?

- Куда?

- Где молятся. Там ещё священники есть.

- А, нет, не ходим.

- Хорошо. Школа – это как дом, понимаете. А дома разве родители так с вами разговаривают?

- А с нами дома именно так и разговаривают…

И тут перед учениками встаёт дилемма: кому верить? Этой старой грымзе, которая своё отжила, а пытается как-то по-книжному учить их, современных, жизни, или своим молодым и современным родителям , всё понимающим про трэнды и брэнды?  Кому верить: училке, отдавшей школе свои лучшие годы, не ездившей никуда, кроме своей дачи, или умному компьютеру, где мат льётся буквально через слово?

Вот так, друзья, колбасит наших детей.

Ещё кое-что расскажу из жизни. На прошлой неделе я вздумала привести себя в форму к своему юбилею. Подсела на какого-то молодого и современного психолога, женщину, которая сделала из себя, 100-килограммовой, «дюймовочку». И как-то я ей поверила, подписалась на неё, слушаю - вроде бы, всё говорит правильно, проникающе. И тут натыкаюсь на её стрим, в котором она рассказывает, почему современным людям, в частности, женщинам нужно ругаться матом. И рассказывает она об этом, как вы понимаете, в тех самых словах и выражениях, о которых говорит… У неё сын 6-летний, так с ним она не говорит этим языком, а говорит, как и положено говорить с шестилетним ребёнком. А при нём с подругами по телефону говорит. И с мужем говорит. И рассказывает нам, подписчикам, как это вкусно! А подписчиков у неё тьма-тьмущая - сотрни тысяч.

Отписалась, конечно же: буду стройнеть сама. Или не буду. Не решила. Но как же она не понимает, что «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»? Он научится и тому, чего не видит, но если он слышит, как родители «вкусно» выговаривают слово «б---ь», то как вы думаете, произнесёт он это слово или нет? 1000% - да.

Вчера мой восьмиклассник на уроке выругался матом. Как бы между прочим, когда я сказала, что хочу, чтобы задача была выполнена идеально: с чертежом, с «Дано» и ответом… И что балл в накопительную отметку я ему обязательно поставлю именно в том случае, если мне понравится его решение и оформление. Он и не задумывался: пошёл на место и как бы сам себе: «Б—ь, а что тут не так?» Не мне даже, себе под нос. Но у меня острый слух. Я попросила его выйти из класса. Сказала, что в моём кабинете это недопустимо…

Вышел молча, потом зашёл, извинился…

Я смотрела на него, красивого, умного, и думала: не верю я тебе… Уйдешь с урока и сделаешь то же самое…

А выхода я пока не вижу… Совсем… К огромному моему сожалению. Но знаю точно: сколько буду работать в школе, столько буду бороться. Не с ними, молодыми и глупыми. За них. С тьмой, в которую погружают этих несчастных ребят наши реалии…

Продолжение: http://proza.ru/2023/05/30/1521