Унылые прописи про репрессии

Владимир Гречанинов
Режиссер Смирнов снял, как пишут, на деньги Абрамовича, исторический фильм. Чуть ли не эпохальный. Называется «За нас с вами». Конец эпохи Сталина, борьба с космополитизмом, дело врачей-вредителей, сионистский заговор и все такое.
Задумывалось, видимо, как энциклопедия или, точнее, как Википедия нашей жизни начала 50-х, потому в сюжет напихали все, что нашлось под рукой из той эпохи. Коммуналка, водка, чекисты, стукачи, паскудные кадровики, метрострой, совхозы, кафе-мороженое, молочница с фальшивым среднерусским говором, папиросы Беломорканал, которые актеры держат почему-то на манер кубинских сигар, красивые женские шляпки, которых в ту пору быть просто не могло… Антисемитизм в ассортименте – бытовой, производственный, государственный. В общем, ничто не забыто.
Местами что-то похоже, что-то просто клюква, вроде телевизора и тоста из совсем других времен, актеры в меру таланта стараются, а я смотрел и думал, чего же в этой исторической барахолке мне не хватает? Чего-то такого очень важного. А потом понял – не хватает мне нормального кино. Потому что кино - это когда сначала история, а для такой темы это должен быть шок, ядерный взрыв, сюжет на грани гениальности, и только потом керосинки, коммуналки и банальные тексты о коварстве сионистов. Да взять хоть того же Пушкина – на первом плане у него письмо Татьяны, а всякие там котильоны, месье Трике и малиновый берет – это так, на гарнир. Такие вещи преподают на первых занятиях сценарных курсов. Понимаю, не Форман, так может за такую тему и браться не стоило?! Тема-то не родная, а явно конъюнктурная.
А ведь потрясающие по драматизму истории в то время были. Конечно, есть некоторый шажок к правде по сравнению со слащавыми «Покровскими воротами», где нам тоже предлагалось умиляться керосинками и коммуналками. Но там хоть весело и свежо, а тут банально и вторично. Ставим галочку – тему сталинских репрессий отработали, критики скажут, что это, мол, нынче созвучно.
А вообще такой фильм надо было снимать в конце 80-х, вместе с «Холодным летом 53-его», а теперь все, поезд ушел и темы другие. Например, про зятя Чубайса пошло бы на ура. Но, понятно, по камешкам иным ходить бывает склизко, а в оппозиционном жанре отметиться полагается. Вот и громкую премьеру устроили, на которой присутствовали Анжелика Варум и другие выдающиеся деятели нашей типа культуры. Наверное, восхищались, если раньше не померли от скуки.
Я, правда, почему-то уверен, что некоторые мои знакомые скоро напишут, что это, мол, гениально. Может, уже и написали. Но, боюсь, это они не от души, просто такой востребованный нынче жанр.