Игры разума

Геннадий Курпяев
               
               
               

          « ИГРЫ  РАЗУМА». 

    Известно  от  больших  умов   
    Своих  и  западных  домов:
    Мы  оттого  к  концу  тупеем,
    А  пОпросту  совсем  глупеем,
    Что  не  умеем  сохранить
    В  нейронах  жизненную  нить.
    Процентов  двадцать  всех  нейронов
    Теряем  мы  легко, без  стонов.
    Нам  не  заметен  их  уход –
    Без  них  не  тот  уже  компот.
    Хрупки, видать, в  мозгу  их  связи,
    А  мы  в  житейском-то  экстазе
    Беспечно  связи  эти  рвём,
    Не  замечая  день  за  днём.
    И  лёгкий  ветерок  маразма
    Начнёт  струиться  неотвязно.
    Вот  вам, я  чувствую, смешки,
    А  каково  писать  стишки
    На  темы  мозговых  законов,
    Утратив  столько  вот  нейронов?
    С  большим  почтением  к  мозгам
    Придётся  относиться  нам.
    Не  всё  ведь  сразу  выдаётся,
    И  вам  задуматься  придётся.
    Там, брат, такая  глубина –
    Ничем  не  докопать  до  дна.
    Один  известный  физиолог,
    А  не  какой-то  там  астролог,
                - 2 -
    Отчаявшись  копать, сказал,
    Что  если б  даже  мозг  был  мал
    И  проще  был  бы  он  устроен,
    А  интеллект наш  был  утроен,
    То  и  тогда – к чему  скрывать –
    Мы  не  могли б  его  познать.
    Вот  в  это  склонен я  поверить,
    И  есть  чем, кажется, проверить.
    Смотрите: двести  с  лишним  лет,
    А  излечений  нет  как  нет
    Ни  от  болезни  Паркинсона,
    И  ни  одна  ещё  персона
    Альцгеймера  большой  привет
    Не  излечила  в  ходе  лет.
    Так  и  живут  они  «с  приветом».
    Знать, мозг  с  таким  ещё  секретом.
    Сложнее  космоса, видать,
    Разгадок  тут  не  скоро  ждать.
    Не  стоит  к  ним  и  мне  стремиться,
    Но  ведь  могу  я  удивиться,
    Как  ловко  мозг  со  мной  играл,
    А  я  от  страха  замирал?
    Не  раз  бывало  так, признаться,
    И  в  этом  стоит  разобраться.
    Начну  с  простейшего  примера.
    И  хоть  всему  есть  в  жизни  мера,
    Но  тут  уж  было  через  край,
    Ты, мозг-проказник, так  и  знай...
    Однажды  тихим, тёплым  летом
    К  врачу  я  ехал  за  советом.
    Стою  у  самого  окна –
    Вся  улица  насквозь  видна.
    А  мимо  нашего  трамвая,
    Поспешно  всех  нас  обгоняя,
                - 3 -
     Автобус  длинный  проезжал,
     И  так  в  нём  тормоз  завизжал,
     Что  я  невольно  оглянулся
     И  взглядом  с  ужасом  наткнулся
     На  облик  матери  родной,
     Которой  нет  давно  со  мной.
     И  вдруг – в  автобусе! Так  рядом!
     Мы  даже  обменялись  взглядом.
     Всё  та  же  гордая  посадка,
     Всё, как  и  прежде, без  остатка:
     Лицо, причёска, даже  взгляд.
     Я  был  и  в  ужасе, и  рад.
   -«Да  как  такое, в  самом  деле?
     Пять  лет, как  мы  тебя  отпели.
     Глазам  не  верю! Оглянись!
     И  мне, как  прежде, улыбнись.
     Как  странно  ты  себя  ведёшь!
     Ведь  это  я. Не  узнаёшь?
     Постой, не  уезжай. Куда  ты?
     Не  делай  новой  мне  утраты.
     Водитель, что  же  вы? Не  стойте.
     Хотя  бы  дверь  скорей  откройте.
     Автобус  надо  мне  догнать,
     Ведь  там  моя  родная  мать!»…
     Я  обомлел  и  растерялся,
     Хотел  бежать  и  вдруг  остался.
     Ну  как  теперь  её  найти
     На  этом  в  розыске  пути?
     Препятствий  всяческих  так  много,
     Что  не  найти  её  порога.
     И  стоит  ли  её  искать?
     Ведь  может  это  и  не  мать…


                - 4 -
      Ко  мне  сознанье  возвращалось,
      Но  послевкусие  осталось.
      И  долго  после  этот  миг,
      И  ужас, что  тогда  настиг,
      В  мозгу  нежданно  появлялись,
      Да  и  сейчас  во  мне  остались.
      Ну,  разве  это  не  игра?
      И  уж  давно  понять  пора,
      Что  мозг  ничуть  не  интригует,
      Он  только  то  подчас  рисует,
      Что  нам  хотелось  увидать.
      В  нём  многое  нас  будет  ждать.
      Услужлив  мозг  и  в  этом  благо,
      В  нём  есть  божественная  влага,
      Точнее: тот  святой  нектар,
      Которым, даже  если  стар,
      Твои  видения  питает.
      Ведь  мозг  о  нас  давно  всё  знает.
      А  что? Неплохо  излагаю,
      Так  я  ж  давно  стихи  слагаю.
      Лишь  стоит, как  мыслитель, сесть,
      Напрячься  и  яичко  снесть.
      Какие  вас  гнетут  проблемы?
      Несите, жду  любые  темы.
      Ответа  вместе  мы  добьёмся,
      А  не  решим – хоть  посмеёмся…
      Напрасно  я  серьёзность  сбавил
      И  вас  немножко  позабавил,
      Ведь  новый  предстоит  нам  путь,
      Уж  соберитесь  как-нибудь...
      Гуляя  как-то  по  Европе,
      Зашёл  купить  водички  в «шопе»…


                - 5 -
       Вот  так  начать  бы. Ничего?
    - «Он  что?- подумали  б,-«того»?
       Да  нет, я  так  разогреваюсь,
       Вот  видите? Я  улыбаюсь.
       Начну, пожалуй, я  не  так,
       Ведь  не  совсем  же  я  чудак.
       Так  вот! В  Европе  жарким  летом,
        В  одной  экскурсии  при этом,
        Зашли  сначала  в  Колизей
        В  кругу  попутчиков-друзей,
        Затем  в  автобус  снова  сели
        И  с  гидом  Рим  весь  осмотрели.
        Остался  только  Ватикан
        Католикам  всех  в  мире  стран
        Неоспоримая  столица,
        А  православным  всем – сестрица.
        Туда  в  автобусе  ни-ни,
        Давно  такие  уж  они.
        Пришлось  автобус  переправить
        И  на  часок-другой  оставить
        В  подземном  чистом  гараже
        На  неизвестном  этаже.
        Затем  всю  группу  гид  построил
        И  лёгкий  инструктаж  устроил,
        Назвав  в  конце  свой  телефон.
      -«Да  вряд  ли  мне  сгодится  он»,-
        Подумал  я  и  отвернулся,
        И  в  созерцанья  окунулся.
        Я  не  отстану  никогда,
        Хожу  я  с  группою  всегда.
        В  себе-то  уж  я  был  уверен,
        Ведь  целой  жизнью  был  проверен.


                - 6 -
         Тут  так  закручен  мой  сюжет,
         Что  уж  позвольте  дать  совет
         Следить  попристальней  за  мною,
         От  вас  я  ничего  не  скрою.
         А  был  тогда  такой  расклад:
         Мой  внук  в  автобусе  был  рад
         Один  с  водителем  остаться
         И  с  Ватиканом  не  встречаться.
         Его  полдневный  зной  сморил,
         Как  позже  он  мне  говорил.
         Как  раз  по  этой-то  погоде
         Мы  плыли  с  ним  на  теплоходе,
         А  здесь  экскурсия  у  нас,
         И  ей  отпущен  только  час.
         И  вот  подземными ходами,
         Конечно, с  гидом, а  не  сами,
         До  Ватикана  добрались
         И  восхищенью  предались.
         Экскурсия  промчалась  споро,
         Уж  теплоход  отходит  скоро,
         Пора  настала  уходить,
         А  мне  ну  так  хотелось  пить,
         Что  я  у  фАнты  задержался
         И  сам  с  собой  в  душе  сражался
         С  желаньем  пить  и  не  отстать.
         Ведь  вон  они. Рукой  подать!
         Пока  я  с  негром  объяснялся
         И  хладной  влагой  наполнялся,
         Они  успели  завернуть,
         Отрезав  мне  к  спасенью  путь.
         Я  бросился  за  ними  следом,
         Но  путь  к  спасенью  стал  неведом.


                - 7 -
         Я  группу  так  и  не  догнал,
         А  путь  к  автобусу – не  знал.
         Вот  тут  я  сильно  испугался.
         Ещё  бы! Ведь  теперь  остался
         Один, без  знанья  языков.
       -«Глупец, дурак  из  дураков,
         Балбес, дубина, идиот! 
         Нашёл-таки  себе  забот.
         Вот  как  теперь  найти  дорогу?
         И  от  кого  тут  ждать  подмогу?
         Да  как  ты  не  запомнил  путь?
         Ну, выбирайся  как-нибудь!»
         И  тут, представьте, я  собрался
         И  чудом, видимо, добрался
         По  длинным, серым  переходам
         Извилистым  подземным  ходом
         И  вышел  прямо  к  гаражу,
         А  как – ей  Богу  не скажу!
         Ведь  я  не  помнил  переходы,
         Да  и  не  те  во  мне  уж  годы.
         Спасла, наверно, память  ног,
         А  может  мозг  игрой  помог?
         Но радость  тут  же  омрачилась,
         Ещё  крупней  беда  случилась:
         Гараж-то  был, представьте, пуст.
       -«Вот  это  да!» – сорвалось  с  уст.
         Неужто  всё  же  не  дождались
         И  спешно  к  лайнеру  помчались?
         О  ужас! С  ними  ведь  мой  внук,
         А  без  меня  он, как  без  рук.
         Ну, как  я  мог  его  оставить,
         И  как  теперь  мне  всё  исправить?


                - 8 -
          И  лёгкий  холод  в  животе
          В  тревожные  минуты  те
          Да  страх  с  отчаяньем  сердечным
          Огнём  терзали  бесконечным.
          Вот  тут-то  всё  и  началось.
          Откуда  всё  в  тот  миг  взялось?!
          Решительный  и  ясный  ум
          Отвлёк  меня  от  грустных  дум,
          Мобильник  тут  же  взять  заставил,
          На  путь  к  спасению  направил.
          Но  как  смогу  я  позвонить,
          Коль  и  не  думал  сохранить
          Тот  номер  я  на  всякий  случай?
          Так  вот  теперь  себя  помучай.
          Гадай, прикинь  всё  так  и  сяк,
          Припоминай  любой  пустяк
          Из  той  минуты  в  инструктаже,
          Где  ты  не  удостоил  даже
          Вниманье  гиду  уделить.
          Ну, что  теперь  себя  винить?
          Ведь  слушал  ты  лишь  краем  уха,
          И, как  назойливая  муха,
          Тот  номер  мимо  пролетел.
          А  может  где-то  там  осел?
          И  стал  я  номер, спотыкаясь,
          Но  больше  уж  не  отвлекаясь
          С  сомненьем  тут  же  набирать
          И в  нетерпеньи  замирать,
          Ответа  гида  ожидая.
          И  вдруг, как  весточка  из  рая:
        -«Ало, я  слушаю. Вы  где?»
        -«Ой, рад  вас  слышать! Я  в  беде.


                - 9 -
          Вы  только  трубку  не  бросайте.
          Простите, опоздал. Спасайте.
          Я  здесь, в  подземном  гараже
          И, кажется, давно  уже».
        -«Спокойно, оставайтесь. Ждите
          И  никуда  не  уходите.
          Мы  рядом, скоро  подойдём
          И, непременно, вас  найдём».
          Пожалуй, мне  такой  тревоги
          Ещё  не  посылали  Боги.
          И  вот  теперь  всё  отлегло.
          Так  что  мне  всё же  помогло?
          И  кто  водил  моей  рукою?
          Пожалуй, ангел  мой, не  скрою.
          Лишь  он  один  найти  умеет,
          Что  не  горит  в мозгу, а  тлеет.
          Выходит – раньше  я  пришёл?
          Но  как? Короче  путь  нашёл?
          Я  так  найти  гараж  старался,
          Что  раньше  всех  там  оказался.
          А  следом  группа  подошла.
          Уж  тут  тревога  вся  прошла.
          Автобус  вскоре  появился-
          Он  на  заправку  отлучился.
          Жизнь  снова  набирала  ход,
          И  нас  свезли  на  теплоход.
          Нет, не  шекспировские  страсти,
          Здесь  лишь  житейские  напасти.
          Так  ведь  и  сказ  мой  не  о  том.
          Легко  тогда  нам  всем  с  умом,
          Когда  его  мы  напрягаем,
          А  не  беспечно  отвергаем.


                - 10 -
         Он  и  тогда  нам  даст  совет,
         Когда  нам  кажется, что  нет
         Того, что  ищем  в  нём, нискОлько,
         Вот  как  достать  оттуда  только?
         Но  здесь  для  нас  такой  тупик,
         Что  даже  ангел  бы  тут  сник.
         А  если  лирику  отбросить,
         То  мозг  не  стоит  нам  понОсить.
         Могу  я  так  теперь  сказать,
         Хоть  и  не  просто  доказать:
         Всё  то, что  в  уши  залетает,
         В  мозгу  надолго  оседает.
         Умеет  как-то  он  сберечь,
         Что  не всегда  легко  извлечь.
         С  тех  пор  прошло  почти  три  года,
         В  мозгах  не  та  уже  погода,
         Но  помню  всё  до  мелочей,
         Как  в  шуме  чуждых  мне  речей,
         В  какой-то  возбуждённой  фазе,
         В  сомнамбулИческом  экстазе
         Набрал  я  номер  наугад,
         И  как  ответу  был  я  рад…
         Вот  и  настал  конец  куплета.
         Наверно, длинноват  он  где-то,
         А  как  иначе  передать,
         Как  мне  пришлось  тогда  страдать?
         И  не  понять  той  атмосферы,
         Не  применив  подобной  меры.
         Но  прежде, чем  уста  сомкнуть,
         Пофилософствую  чуть-чуть.
         Ах, как  люблю  я  злить  эстетов
         Своим  незнанием  запретов!   


                - 11 -
          Точней: я  их  не  признаю,
          О  всём, что  манит, я  пою.
          Не  стану  я  про  них  шутить,
          А  вот  крамОлку  «замутить»
          В  конце  стиха  я  попытаюсь.
          Я  жизнь  в  себе  понять  стараюсь.
          Как  говорится: помолясь
          И  обобщений  сторонясь,
          Подкину  я  своё  лишь  мненье.
          Не  подвело  бы  тут  уменье!
          Начну  свой  сказ  издалека.
          Привру, конечно, но  слегка,
          Поскольку  знаю  в  этом  меру.
          Начну  вот  с  этого, к  примеру:
          Когда  мы  безмятежно  спим,
          Наш  мозг  и  тут  неутомим.
          Он  отдыхать  никак  не  может,
          Его  всегда  забота  гложет:
          То  всё  проверить  норовит-
          Он  даже  ночью  деловит-
          То  сердцу  импульс  он  добавит
          И  без  пригляда  не  оставит,
          А  то  игрою  настроенья
          Подарит  вдруг  нам  сновиденья.
          А  днём  поболее  хлопот,
          Хоть  вытирай  с  извилин  пот.
          Его  послушливые  клетки,
          Как  птички  на  любимой  ветке,
          На  нервном  волокне  сидят
          И  бдительно  за  всем  следят.
          Из  года  в  год  всё  это  длится,
          Раз  мозг  поддерживать  стремится 


                - 12 -
          Всей  нашей  жизни  хоровод.
          Неисчерпаем   круг  забот.
          Когда  же  сила  иссякает,
          Мозг  Смерть  на  помощь  привлекает.
          Её  не  нужно  долго  ждать,
          Поскольку  ей  не  опоздать.
          Она  в  мозгу  ведь  квартирует
          И  до  поры  там  и  жирует,
          Снимая  тёмный  уголок.
          Уж  тут  он  ей  без  проволок:
        -«Ты  что ж, красотка, разлеглась?
          Вставай! «Жизня» не  задалась.
          Бери  бразды  правленья  в  руки,
          Поуправляй  чуток  от  скуки».
          Примерно  так  он  будит  Смерть,
          И  тут  такая  круговерть
          Во  всех  отделах  наступает,
          Что  Жизнь  уже  недолго  тает.
          Так  в  жизни  мозг  и  лечит  нас,
          И  убивает  в  судный  час.
          Ну, словом, мозг – всему  причина.
          Его  бездонная  пучина
          НепОзнанна  и  холодна,
          А  жизнь-то, как  назло, одна!
          И  мозг  над  всем, как  вор  в  законе.
          В  нём  Жизнь  и  Смерть  в  одном
                флаконе.
          Там  столько  страшной  глубины,
          Что  в  том, пожалуй, нет  вины,
          Что б  не  тонуть  в  пучине  жуткой,
          А  обойтись  незлобной  шуткой,
          Которой  как  бы  заглянул,
          Но  в  сложностях  не  утонул.    

                - 13 -
         Но  коль  судить  об  этом  строго,
         То  разум  наш – посланник  Бога,
         Его  надёжный  филиал,
         Который  личным  Богом  стал.
         Ведь  Бог – он в  нас, как  говорится,
         И  я  нашёл, где  он  таится.
         Вот  всё, что  я  сказать  хотел.
         Опять  залез  не  в  свой  удел?
         Куда  не  забредёшь  сослЕпу!
         Бывало  долго  чешешь  репу,
         И  в  суматохе  разных  дум
         Нет-нет  да  заползёт  на  ум
         Совсем  крамольная  мыслишка,
         Беззлобная, а  то  и  слишком.
         Так  стоит  ли  себя  винить
         Раз  мозг  нельзя  нам  изменить?
         Ну, всё! За  резкость  извиняюсь,
         Теперь  уж  точно  закругляюсь.
         Не  то, чтоб  кончились  слова,-
         Другим  забита  голова.
         И  вот  ведь  странность  тут  какая:
         Своим  желаньям  потакая,
         Я  нового-то  не  сказал
         И  ничего  не  доказал,
         Или  сказал, но  слишком  мало,
         А  как-то  всё же  полегчало.
         Быть  может  именно  затем
         Нам  жизнь  таких  находит  тем,
         Что б  с  неизбежным  примириться
         И  оптимизмом  отравиться.
         За  сим  кончаю  монолог.
         До  новых  творческих  дорог!