Валеркины рассказы. Клад

Гарри Александров
КЛАД

    Был август. Солнце палило немилосердно. Земля так раскалилась, что ступать по ней босиком было невозможно. Хочешь, не хочешь, а приходилось надевать тапочки.


    Валерка и Лилька спасались от жары у себя во дворе под навесом у входа в большой подвал. Здесь было относительно прохладно. Чтобы не сидеть просто так, они «кормили зайца». Это игра такая. На стене или еще где-нибудь рисуют мелом рожицу с длинными ушами и большим круглым ртом. Это – «заяц». Ведущему завязывают глаза, дают в руки кусочек мела и несколько раз поворачивают вокруг собственной оси. После чего он должен сориентироваться и, подняв руку с мелом, который в данном случае выполняет роль «морковки», двигаться к нарисованному «зайцу», стараясь попасть этой «морковкой» точно ему в рот. Если попал – значит, выиграл, и ведущим становится другой. Если не попал, или попал в нос, в ухо или еще куда-нибудь, то проиграл и должен понести какое-нибудь наказание. Например, получить щелчок в лоб. После этого снова попробовать попасть. Ну и так далее.


    Когда лбы у обоих стали болеть от щелчков, Валерка и Лилька поняли, что «заяц» им надоел. Надо было придумать какое-нибудь другое занятие.


    - А давай клад искать! – осенило вдруг Лильку.


    - Клад! – удивленно уставился на нее Валерка. – И где же это мы его будем искать?


    Лилька напомнила ему, как в прошлом году рабочие рыли во дворе соседнего детского садика траншею для водопровода и раскопали могилу какого-то священника. А прибывшие археологи нашли в ней множество золотых и серебряных монет царской чеканки. И еще – большой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.


    Валерка хорошо помнил эту историю. Тогда все ходили посмотреть на раскопки. И каждый втайне надеялся тоже отыскать какую-нибудь драгоценность, ускользнувшую от глаз археологов. Правда – тщетно.


    Так что Лилькина идея была построена отнюдь не на песке. Раз драгоценности нашлись в детском садике, то почему бы им не найтись у них во дворе. Тем более, что этот самый детский садик находился буквально через один дом от их двора.


    Правда, сорокаградусная жара не очень-то располагала к тяжелому физическому труду. Но неугомонная Лилька и здесь нашла выход:


    - А мы будем копать где-нибудь в тени. Например, вон там у стенки, под акацией. Там не так жарко.


    Лилька была почти взрослой девчонкой – она уже перешла в четвертый класс. Валерка был на два года моложе и поэтому допускал мысли о том, что большие девчонки могут иногда говорить мудрые вещи. Тем более что перспектива отыскать клад была и сама по себе заманчивой. Кто же от такого откажется.

    Лилька сбегала к себе в сарай за лопатой. Поскольку лопата была одна, то копать решили по очереди. А все ценное договорились делить пополам. Поштучно. Одна находка одному, другая – другому. Но независимо от того, кто именно и что нашел.


    Чтобы все было совсем по честному, разыграли, кому копать первому. Для этого использовали найденный на земле прутик. Лилька взялась двумя пальцами за его нижний конец, а Валерка перехватил чуть выше. Потом опять Лилька. Потом опять Валерка. Выигрывал тот, кому доставался верхний конец. Повезло Валерке. Хотя – как сказать. Сверху земля была сухой и твердой как камень. Ковырять ее – приятного мало.

   
    Точно так же разыграли кому достанется первая находка. Здесь уже выиграла Лилька. Валерка из-за этого даже немного разозлился на нее. Так получалось, что в любом случае Лильке было хорошо. Долбить твердую землю, начиная раскопки, ей не надо. А если находка окажется всего одна, то достанется она опять же Лильке. Валерке - ничего.


   Но как бы там ни было, а за работу они принялись с воодушевлением, предвкушая богатую добычу. Отколупнув очередной кусок твердой земли, жадно набрасывались на него и тщательно просеивали между пальцев каждый комочек, чтобы не дай бог, не пропустить чего-нибудь.


    Прошел час, а может и больше. Кладоискатели уже несколько раз сменяли друг друга, но ничего похожего на сокровище все никак не попадалось. Попадались то огромный насквозь проржавевший гвоздь, то оторванная подошва, то жирный дождевой червяк. Старатели уже начали было падать духом и ругаться между собой.


    И тут вдруг Лилька взвизгнула и показала Валерке какой-то прозрачный камешек зеленого цвета. Изумруд! Да, да, это был самый настоящий изумруд! Сердце Валерки встрепенулось от радости и зависти. Ведь изумруд-то должна была забрать себе Лилька! Тем не менее, это был хороший знак. Видимо, где-то поблизости находятся и другие сокровища.


    Когда найденный изумруд тщательно промыли водой, он засиял во всей своей красе. Глаза у Лильки счастливо блестели. Она бережно спрятала драгоценную находку в карман своего сарафанчика.


    Теперь дело пошло веселее. Окрыленные успехом, Валерка и Лилька рыли землю с утроенной энергией. Они уже нисколько не сомневались в успехе затеянного предприятия. Коли уж нашли один камень, значит можно ожидать второго и третьего. А там - чем черт не шутит, глядишь - и сундук с золотом отыщется! Ну, не сундук, так хоть шкатулка. Пусть даже небольшая. И не с золотом, а с серебром. Хотя бы…


    И вот, наконец, пробил и Валеркин звездный час – он нашел первый кусок золота! Ну не совсем чтобы уж кусок – скорее кусочек. Тем не менее, это было уже кое-что!


    А ведь сначала на этот кусочек даже не обратили внимания и собирались отбросить в сторону. Потому что он имел какую-то неправильную форму и был весь почерневший. Но когда его на всякий случай потерли об обломок кирпича, то сразу стало заметно, что металл желтый и красиво блестит. Сомнения исчезли – это чистое золото! Вот теперь и Валерка получил свою часть добычи. Его труд не пропал даром.


    Потом Лилька нашла кусочек фарфора с красивым синим рисунком. Посуды с таким рисунком ни у Лильки, ни у Валерки дома не было. Наверняка это раньше был какой-то старинный дорогой сервиз – решили кладоискатели. А еще чуть позже Валерка нашел слоника из слоновой же кости – видимо, тоже старинного.


    Таким образом, явных признаков спрятанных где-то совсем рядом сокровищ стало попадаться все больше и больше. Но вот сундука с драгоценностями все не было и не было. Устав от изнурительного труда и нестерпимой жары, авантюристы решили, что на сегодня, пожалуй, хватит. Для первого раза вполне достаточно. Лилькин изумруд и Валеркин кусок золота были достойным вознаграждением за проделанную работу. Да и яма получилась приличная – глубиной Валерке почти по пояс и метра два в диаметре.


    Драгоценности они решили подарить родителям, чтобы те могли на вырученные за них деньги накупить каких-нибудь полезных вещей. Валеркин отец на фронте был ранен в ногу и ему было тяжело ходить. Поэтому Валерка хотел, чтобы отец купил себе мотоцикл с коляской и ездил на нем на работу. А коляска – для того, чтобы в выходные дни они могли все вместе ездить куда-нибудь далеко. Например, на рыбалку.


    У Лильки отца не было. Она жила с матерью и бабушкой. Ей больше всего хотелось, чтобы мать могла купить всем много красивой одежды. Такой, какую носят в кино. И еще чего-нибудь вкусненького – конфет, печенья, шоколадных плиток и, конечно, огромный торт «Наполеон». Торт «Наполеон» Лилька пробовала всего один раз в жизни, и с тех пор мечтала о нем, как о чем-то бесконечно вкусном, но, увы, недосягаемом.


    Одним словом, они с нетерпеньем стали ожидать вечера, чтобы порадовать родителей, когда те вернутся с работы.


    Вечер, наконец, наступил. Первой пришла с работы тетя Галя – Лилькина мама. Но когда она увидела возле их стены огромную яму, то почему-то сильно рассердилась.


    - Вы что это здесь натворили?! – грозно посмотрела она на сияющих кладоискателей. – Вы зачем яму под стеной вырыли! Она же завалится!


    Лилька с несколько обескураженным, но все еще гордым видом протянула ей изумруд и объяснила, что это не просто яма, а место, где они с Валеркой искали клад. И уже успели кое-что ценное найти.

    Тетя Галя посмотрела изумруд и сказала, что это всего лишь обыкновенная стекляшка – осколок от разбитой бутылки. И строгим голосом приказала немедленно зарыть яму.


    Валеркины родители ругаться не стали. Около их дома ямы не было. Они только посмеялись над тем, что Валерка принял за золото кусочек какой-то латунной детали.


    С бесконечным разочарованием и горькой обидой на судьбу уничтожали Валерка и Лилька следы своих раскопок. Точнее, уничтожал, в основном, Валерка. Лилька так расстроилась, что сидела с красными глазами - того и гляди расплачется. Не видать ей, выходит, ни красивых платьев, ни шоколадок, ни торта "Наполеон". Валерка, глядя на это, решил ее пожалеть и все сделать самому. Позволил только немного поковыряться для порядку, когда ходил домой попить воды.


    Мечты их о зарытых в землю сокровищах рухнули безвозвратно.