Валеркины рассказы. Спутник

Гарри Александров
СПУТНИК

    Вчера по радио передали, что в Советском Союзе впервые в мире запущен в космос искусственный спутник Земли. Валеркины родители хоть и не особенно интересовались техникой, но говорили об этом с какой-то особой гордостью. Даже счастливо улыбались при этом. Как будто им обоим сразу прибавили зарплату.
Валерка тоже счастливо улыбался. Еще бы – впервые в мире! И не где-нибудь, а у нас, в Советском Союзе! Вот теперь немцам и американцам будет завидно! Пусть знают наших!


   Однако, если честно, то Валерка на самом деле даже не представлял себе, что же это за штука такая – спутник. И что значит – искусственный? А какие еще спутники бывают?


    Когда он спросил об этом отца, то отец объяснил ему, что спутник – это такой металлический шар, который теперь будет летать в небе вокруг Земли. А искусственным он называется потому, что сделан человеком. Вот  Луна – это тоже спутник. Но естественный. Луну человек не делал. Она была всегда. К тому же Луна очень далеко от Земли. А наш спутник – совсем близко.


    Валерка мгновенно все понял и со всех ног помчался на улицу. Ему не терпелось рассказать обо всем услышанном своим приятелям.



    Но приятелей на улице почему-то не оказалось. Послонявшись немного, он вернулся домой, чтобы ещё что-нибудь спросить. Но и дома уже никого не было. Пока он прохлаждался, родители успели уйти на работу.


    Валерке нестерпимо захотелось увидеть спутник своими глазами. Кажется, это будет несложно. Отец ведь сказал, что спутник гораздо ближе к Земле, чем Луна. Луну видно очень хорошо. Даже днем. А спутник – раз он ближе – должен быть виден ещё лучше. И быть еще больше.


    Воображение уже рисовало ему захватывающее зрелище. Огромный, как дом, серебристый шар величественно проплывал у него над головой, медленно вращаясь вокруг собственной оси.


    Валерка хорошо помнил – по радио сказали, что спутник теперь каждый день будет пролетать над нашей страной и все смогут его увидеть. Значит, Валерке надо во что бы то ни стало сделать это первым. По крайней мере – среди членов их уличной команды. А потом похвастаться.


    Поэтому он твердо решил провести сегодня весь день на дворе и не уходить до тех пор, пока не прилетит спутник.


    Чтобы можно было заметить летящий спутник ещё издали, Валерка решил залезть на стену, которой был огорожен их двор. Стена, выложенная из больших блоков пиленого ракушечника, была высотой больше двух метров и прекрасно подходила для целей наблюдения. Кроме того, она была довольно широкой, и на ней было очень удобно сидеть.


    В одном месте с внутренней стороны из стены торчало несколько блоков, образуя что-то вроде ступеней. По такой «лестнице» можно было легко забраться наверх. За стеной была улица. Поскольку выход со двора находился в дальнем его конце, то Валерка, когда хотел побыстрее попасть наружу, частенько пользовался такой «дорогой». Просто забирался на стену и спрыгивал оттуда. С улицы на стену залезть было гораздо трудней. Там такой импровизированной «лестницы» не было. Но Валерка хорошо знал каждый выступ на стене и мог преодолевать ее с закрытыми глазами с любой стороны. Этот процесс был у него отработан до автоматизма.


    Взобравшись на стену, Валерка внимательным взглядом окинул окрестности. Уже наступил октябрь, но дни стояли теплые, тихие и ясные. В прозрачной голубизне осеннего неба до самого горизонта не было видно ни единого облачка. Валерка наслаждался живописной панорамой утопавшего в зелени городка и ощущал в груди приятный холодок от предчувствия необыкновенного, загадочного, еще никем не виданного зрелища.


    Так он просидел уже часа два, старательно вертя головой из стороны в сторону, но спутника всё не было и не было. Зато в дальнем конце улицы показалась знакомая чуть сутуловатая фигура одного из его приятелей – Толика. Толик жил неподалеку – в близлежащем переулке. Но к их уличной команде он, тем не менее, не относился. Он вообще ни к какой команде не относился. Он был сам по себе. Многие, в том числе и Валеркины родители, считали Толика отъявленным хулиганом и не одобряли знакомства с ним. Но, ни Валерка, ни его приятели с улицы так не считали. Просто Толик был очень бедным. Отца у него не было, и жили они вдвоем с матерью в крошечном саманном домике с земляным полом и единственным маленьким окошком. Мать его работала уборщицей в школе, и ее скудного заработка порой не хватало даже на то, чтобы накормить сына. Поэтому Толик ходил вечно голодным и с удовольствием лазил вместе с другими мальчишками в чужие сады за фруктами, виноградом и картошкой. Правда, почему-то чаще других попадался. Наверное, из-за того, что ему всегда хотелось набрать побольше. Ворованное тут же с аппетитом поедалось. Особенно вкусной была картошка, испеченная в костре, разведенном прямо на улице – подальше от обворованного двора.


    Однако таким уж отъявленным хулиганом Толик всё-таки не был. Это всё больше слухи. Даже наоборот – был очень преданным другом. Если случалась драка с мальчишками с других улиц, то он никогда не убегал и не бросал приятелей. Всегда стоял до конца. Поэтому часто ходил с синяками и ссадинами.


    Мальчишки Толика жалели, и хоть сами порой недоедали, но всеми силами подкармливали его. Кто помидор вынесет, кто кисть винограда, а кто и чего повкусней – например, корочку хлеба, густо натертую чесноком с солью. Толик вежливо говорил «спасибо» и тут же быстро съедал угощение. В общем – это был вполне нормальный хороший парень. Не хуже и не лучше других.


    Заметив Валерку, памятником восседавшего на стене, Толик поинтересовался, что он там делает.


    – Спутник жду, – пояснил ему сверху Валерка. – Ты что не знаешь, что наши спутник в космос запустили? Радио слушаешь?


    – Не слушаю, - отозвался Толик. – У нас и радио-то нет.


    – Лезь сюда. Сейчас я тебе все расскажу.


    Заполучив в лице Толика внимательную и доверчивую аудиторию, Валерка со знанием дела принялся рассказывать ему про спутник. Всё, что слышал от отца, и еще больше всего того, что напридумывал сам.


    Толик слушал с интересом. Потом вдруг спросил:


    – А этот спутник высоко будет лететь?


    Валерка запнулся. Он не знал. Однако быстро сориентировался:


    – Конечно, высоко. Иначе он бы за деревья цеплялся. И за столбы.


    – А до него камушком докинуть можно?


Валерка вытаращился на Толика с нескрываемым интересом. Такая мысль ему в голову не приходила. А мысль-то, безусловно, занятная. Свежая мысль. Ай да Толик! Что бы там про него не говорили, а котелок у него варит! И вправду – а что если по спутнику стукнуть камешком? Интересно, какой звук при этом будет?

 
    Хотя, если подумать, то камешком его вряд ли достанешь. Камешком даже до макушки высокого дерева и то не всегда достать можно.


    – Нет, это вряд ли – с сожалением заявил он Толику – слишком высоко.


    – Ну а если из рогатки по нему стрельнуть? – не унимался Толик. – Вот, смотри!


    Он достал из-за пазухи огромную рогатку.


    Валерка с уважением посмотрел на его оружие. Рогатка была – высший класс! Из толстой белой резины. Такая резина используется в доильных аппаратах. Из нее делают специальные трубки, которые при доении надевают на коровьи соски. Резина эта очень мягкая и может очень сильно растягиваться. Поэтому рогатка из нее стреляет очень далеко.


    У самого Валерки рогатка сделана из медицинского жгута. Она тоже ничего, но похуже, чем та, что у Толика. Потому что резина тонкая, и ее так сильно не растянешь. А самые плохие рогатки делают из старых велосипедных камер. Это вообще барахло. Велосипедная резина жесткая, плохо растягивается и часто рвется.
Идея с рогатками сразу направила проблему стрельбы по спутнику в иное русло. Из нее-то попасть в спутник особого труда не составит. В этом Валерка теперь ни капельки не сомневался.


    Но его вдруг одолели сомнения иного рода. Нехорошо как-то по спутнику стрелять.


    - Слушай, Толян! Это что же получается. Мы по своему же спутнику будем камнями бить! Вдруг что-нибудь разобьем, и он упадет? – высказал он свои соображения.


    - Ты же сам сказал, что спутник железный – возразил тот. – Что ему сделается. Мы же большими камнями не будем стрелять. Возьмем самые маленькие. Вот такие, например! – Он выковырял из стены камешек величиной с горошину.


    Валерка немного подумал и пришел к выводу, что и действительно, от такого камешка ничего со спутником не сделается. Зато как можно будет потом похвастаться перед приятелями! Не только самые первые видели спутник, но и самые первые попали по нему из рогатки! Приятели умрут от зависти!


    Оставалось только дождаться этого самого спутника. Приятели просидели на стене еще часа три, а его все не было. Даже на горизонте.


    – Валер, а ты ничего не перепутал? – спросил Толик. – Может он завтра прилетит? Или вообще ночью, когда станет темно и все равно ничего не разглядишь? Что там по радио про это говорили?


    Валерка скрепя сердце признался, что и сам толком не знает, когда нужно ждать этот злополучный спутник.


    – Про время я, честно говоря, что-то не запомнил. Помню только, что каждый день и что все могут увидеть, – буркнул он смущенно.


    Тем не менее, приятели продолжали терпеливо ждать, рассуждая о космосе, о спутниках и о рогатках.


    За разговорами они и не заметили как наступил вечер. Пришел с работы Валеркин отец. Увидев сидящих на стене мальчишек, он поинтересовался, что они там делают.


    – Да мы, пап, спутник ждем. Целый день здесь сидим, а его все нет и нет. Ты случайно не знаешь, когда он будет около нашего дома пролетать? – спросил его Валерка.


    Отец рассмеялся:


    – Вы что, собираетесь отсюда спутник увидеть? Он же очень высоко летает. Гораздо выше, чем самолеты. А сам он – очень маленький. Чуть побольше футбольного мяча. Его только в бинокль можно увидеть. И только ночью. Он ведь металлический и хорошо отражает солнечные лучи. Поэтому на фоне темного ночного неба светится, как маленькая звездочка. Только звезды неподвижные, а спутник движется и его сразу можно отличить от них. Так что зря вы тут сидите. Можете спокойно слезать и заняться чем-нибудь более подходящим.


    Валерка был в шоке! Ну и дела… Что же тогда получается. Этого самого спутника так просто даже и не увидеть?! Выходит, зря они с Толиком целый день на стене просидели!..


    – Что же за спутник такой, что на него и посмотреть нельзя! Какая же тогда от него польза! А еще говорили, что все могут увидеть! – с досадой и возмущением высказался он.


    Разочарованию его не было границ. Рухнули все его мечты об огромном серебристом шаре, медленно и торжественно проплывающем на фоне голубого неба прямо у него над головой.


    С тяжестью в душе покидали свой наблюдательный пункт приятели. Смотреть куда-то в бинокль им уже не хотелось. Да и не было у них никакого бинокля.