Это твой путь!

Майкл Андреев
Об этой картине "Явление Христа народу" художника Александра Иванова я писал раньше, рассматривая ее глазами человека, считающего, что фигура путника на дальнем плане и есть Христос. И из этого не получилось ничего интересного. Художник обманывает нас, излишне упрощает явление и само понимание евангельского сюжета. Вот мой отчет о первой своей попытке:

http://proza.ru/2023/05/27/1098

Сегодня пойдем дальше и посмотрим на картину с другой точки зрения. Не как те последователи Иоанна Крестителя, изображенные на переднем плане и принимающие в водах Иордана его крещение, и не как сам Иоанн, их учитель и наставник, указывающий им на появление Агнца Божия:

«Смотрите! Вот Агнец Божий!
Он взвалит на себя все грехи мира
и разрешит их в себе.
Это о Нем я сказал:
"За мной идет Тот,
кто был прежде меня,
потому что Он был до того,
как я стал быть".
Я с Ним не знаком;
но для того, чтобы Он смог явить себя в Израиле,
для этого я собственно и пришел,
для этого крещу водою людей».

Нет, будем смотреть на эту фигуру путника как на самого себя, потому что она главная и держит собой всю картину, несмотря на небольшой размер. Это ты сам! Это твой путь!

Если ты смотришь на картину как художественный критик и у тебя более-менее развита интуиция, то ты сам без моей помощи неизбежно придешь к выводу: "Это мое истинное "Я", делающее первые осторожные шаги ко мне земному. Истинный Я - там, шагаю сейчас навстречу к себе, смотрящему как зритель картину моей ситуации".

Хорошо ли быть критиком?

На этот вопрос я уже ответил в первой статье. Критик - это чуждый ложной эстетике и романтике мыслитель, который несет навстречу людским заблуждениям и выдумкам свое трезвое критическое мышление - здравомыслие - то есть, здоровое исцеляющее мышление. Практически все авторы прозы.ру, за исключением тех, кто увлекается здесь стихами, романтикой и фантастикой, являются такими критиками, то есть, имеют в себе зачаток критического мышления. Поэтому я говорю: 

Это твой путь! Путь критика. По большому счету, сила критического мышления, которая у тебя есть - это дар Бога. Критик - это Христос. Критика - это величайшая сила, способная творить чудеса. Если ты как автор пришел на прозу, то ты пришел эту силу в себе развивать. Кто ее не развивает, не упражняется ежедневно в критическом описании картин художников или в написании рецензий другим авторам, а гонится за количеством произведений, которые ни о чем, тот попусту теряет отпущенное ему Богом время, упускает великую возможность принять в себя Христа, чтобы таким образом воспитать учеников и спасти увязшее в грехе человечество от новых катаклизмов.

Но почему же мы тогда так осуждаем критику и всех, кто критикует других?

Потому что нельзя этой Силе поддаваться, нельзя ею злоупотреблять против других (хотя в исключительных случаях, когда действуешь не из головы, а из сердца, ты можешь ее применить). Эта Сила созидательная, а не разрушительная, эта Сила Любви и Молитвы за других. Но поначалу она выступает, как желание всех и вся разгромить, обвинить во лжи, заставить замолчать. Этому желанию напасть и выступить за свою правду надо научиться противостоять так же крепко, как парус на мачте корабля противостоит ветру. И тогда ты будешь медленно, но верно двигаться в потоке, будешь взращивать в себе Силу Любви и сам чувствовать благодать. А любви, как известно, покоряется все живое.

Посмотри еще раз на картину. Ведь, это твой путь! Вот ты приближаешься к группе людей, которые что-то делают на берегу и один из них, их духовный учитель, указывает уже на тебя как на их Мессию. Твоя Сила толкает тебя к ним - действуй! Ведь ты послан к людям от Бога - иди к ним! Однако ты не сдвинешься дальше этого места, ты сдержишь эту несущую тебя на бой Силищу, ты развернешься к ним спиной и уйдешь. Для первого опыта достаточно. Потому что твоей Силы Любви еще не хватает, чтобы с ними по-человечески говорить, ты ведь разнесешь их жалкие убеждения в пух и прах, выступив за свою Истину, и они тебя догонят и убьют. 

Но на следующий день ты снова вернешься на это место и подойдешь к ним чуть ближе. И на этот раз, когда ты будешь возвращаться к себе домой за тобой уже пойдут двое. Они придут, чтобы решить свой вопрос, который только ты один знаешь, как решить.

Так, медленными шажками, ежедневно ты будешь продвигаться вперед, пока не увидишь перед собой сияющую вершину, гору. Это твой путь, человек! Взобравшись на нее, ты увидишь, что за тобой уже тянутся тысячи. Но об этом будет другой рассказ.

Что нужно делать, чтобы развивать в себе силу критического мышления, то есть, ту, которая, если двигаться архи медленно и строго в потоке, будет превращаться в силу деятельной любви?

Лично я предлагаю упражнение - упражняться в написании художественно-критических статей по картинам художников, чтобы, раскрывая тайну картины, получая ее духовное откровение, каждый раз немножко переступать порог, отделяющий тебя от духовного мира. На это часто возражают: "А когда же мы будем писать свои собственные произведения? Когда будем развивать свой литературный талант?" - Не спешите! Сначала надо проделать путь ученичества, необходимый, чтобы соединиться со своим истинным "Я". Это ваш путь! Пройдите его, и тогда будете писать свои книги, создавать шедевры, подниматься к вершинам, а пока:

Надо делать три вещи:

1. Принять решение, что вы действительно идете этим путем. Я называю это "Третий путь". Первый - это отказаться от своего пути и идти по проторенной дороге за Иоанном, за другими учителями, начальниками, системами, или просто зарабатывать деньги, как все, потому что это тоже система. Это широкая дорога, позволяющая увильнуть от своего творческого пути, но ведущая в никуда - ибо, обходя порог, вы просто потеряете данную вам жизнь. Второй путь - идти против системы, как Иоанн, через лабиринт жизни, постигая все на своем собственном опыте. Но помните, что на каждого Иоанна найдется свой Ирод, на каждого Пушкина - свой Дантес и т.д. - вашей короткой жизни не хватит пройти этот путь до конца, и все ваше завоеванное богатство заберет тот, кто вдохновил вас идти против.

2. Выработать свой формат обучения. Дисциплина. Чтобы быть всегда в своем потоке, не бежать, не стрессить, не хвататься за все. Например, каждый день одна статья по картине. Найдите удобный для вас способ и ритм, в какое время суток и в чем упражняться.

3. Ежедневно писать отчет для самого себя, не обязательно в форме произведения. Что я делал, как долго и какой результат получил (например, описать полученное откровение), какие были сделаны ошибки, какую обратную связь дали мне люди (в ответ на мои рецензии, например), как это повлияло на мое состояние, что необходимо исправить и предпринять.

Всё! Через пару лет у тебя будут мега-результаты! Потому что это твой путь!