Индейцы хопи и Мать

Владимир Болсун
Индейцы хопи и Мать
Берта Мюллер была  опытным этнографом .
Она жадно собирали легенды, сказки и
песни у индейских племн Америки.
Племена исчезали, как и вся их духовная культура.
У идейцев много духов и богов - потому что
для  все живое. Значит и горы и река и ветер имеет свой характер
Берта хотела не просто записать,
а выстроить систему верований и мифов.

Члены  племени хопи живут в Северной Америке, там где в настоящее время располагается штат Аризона.
В эту пустыню, по преданиям аборигенов, их поселили боги.
 Люди жили в каменных комплексах – пуэбло.
Они занимались сельским хозяйством, выращивая на каменистой почве самые выносливые растения - кукурузу, бобы и тыкву.
Язык хопи имеет общее происхождение с языком исчезнувшего племени ацтеков.
Древние предки хопи оставили в наследство потомкам каменные таблички с таинственными знаками.
Когда ученые расшифровали их, то оказалось, что на артефактах имеются предсказания о будущем Земли.
В устных преданиях говорится о том, что знания пришли к ним от людей-муравьев, которых индейцы почитали, как богов.
Эти могущественные существа два раза
спасали целые племена во время «разрушений мира».
Первый катаклизм был связан с падением на поверхность Земли
большого небесного тела,
а второй случился из-за внезапного похолодания.
Во время катастроф люди-муравьи уводили людей в подземные укрытия, где кормили и поили их.
Когда стало возможным вернуться наружу,
спасители вывели хопи из пещер.
Эти трудолюбивые существа помогли восстановить растениеводство и
научили людей сохранять пищу.

Согласно легендам, все муравьи каким-то образомс вязаны с созвездием Орион, которое лучше всего видно зимой.

Когда Орион светился наиболее ярко, хопи устраивали ритуальную церемонию с танцами, посвященными богу Ану Синому, который научил людей растить бобы.

Кстати говорят, у вавилонян также имеется божество Ану, которое переводится как «муравей».
И еще одно совпадение. На языке хопи словосочетание "ану наки" означает
"друзья муравьи", а у шумеров – «люди, прилетевшие с неба».

Люди-муравьи, скорее всего, были известны и древним египтянам.
Некоторые ученые считают аномалией,
что голова фараона Эхнатона по форме напоминает муравьиную.
А его тонкие руки и широкие бедра не соответствуют телосложению мужчины.
К тому же, на языке хопи слово «саху» означает «звезда»,
а по-египетски -  саху "звезда Орион".

Берта записала много мифов и как поэт одухотворяла их.
Соеденяла кусочки и острожно добавляла
свое и получалось целое и живое творение...
Возле большого костра собиралось все племя
Через какое-то время она  стала им родная, как мама.
Ведь она их кормила живой пищей для души.
Однажды  к ее палатке пришли вождь и шаман.
- Идем  Берта  ... Мы покажем тебе настоящее чудо.
Только ты не должна снимать на камеру.

Все племя уже было на ногах и очень медленно
потянулось  в горы.
Берта подумала, что они берегут силы,
ведь с ними были дети и старики.
Дорога вилась змейкой .... вся усыпанная камнями
- Почему вы не  очистите и не выпрямите дорогу?
Спросила Берта у подруги  хопи.
- Нельзя!
Совсем нельзя... тогда бледнолицые найдут дорогу к матери.
  Белые, что боятся - убивают, а что любят разрушают.
Реки поворачивают ... Даже моря высыхают...
А наши священные предметы забирают в свои музеи.

Они поднялись уже высоко и стали просачиваться по одному
в скалу сквозь высокую и узкую щель.
Они ее не расширяли....
Берта еле прошла.
В пещере было светло, потому что уже был  виднелся выход.
Когда она вышла - ахнула!
Она попала в рай...
Все  вокруг  зеленнело  в цветахя, а в центре долины чистое озеро.
"Озера...озера... глаза у земли...
Как много... как много ....видали они"
Родились внутри слова.

Они шли серпантином вниз и не спешили, настраивались
Индейцы не жадные. Не спешат и  легко улыбаются...
У Берты сильно закружилась голова и она тяжело осела на камень.
Она не умела настраиватся.
  - О, Боже! Мама .... что со мной.
И тут она поняла что вокруг звучит музыка.
Самая настоящая  с мелодией и тактом - вся  долина странно звучала.
Так не бывает... так не бывает...так не бывает, все повторяла она.
К ней подошел шаман и сел рядом.

- Вон видишь стоят одинокие камни, как пальцы великана  -
это они созают звук под давлением ветра.
А озеро отражает и выравнивает звук.
Мы иногда поправляем камни пальцы и музыка слегка  меняется.
Не бойся женщина... лучше раскройся и догоняй своих.
Берта встала и ей стало легче после разговора.
И она вспомнила как индейцы  медлленно идя настраивались на мать.

Племя медленно обходило озеро и подпевала ветру
Берта шла и почему-то плакала.
Шаман погладил ее по спине и сказал
- Молодец....Человек хопи!
Музыка долины для хопи была привычна. Они с детства настроены на мать.
Эта музыка в них звучит все время.
Согревает и защищает от всех страхов и страданий.
Именно поэтому хопи практически не болеют.

Берта шла в самом хвосте и не могла насмотреться на эту красоту.
Зеленная цветущая чаша долины и в центре как глаз, голубое озеро.
Слезы катились сами и что-то освобождалось в груди.
Выходила боль и страх  цивилизованного человека.

Они вышли на поляну отдыха у небольшого леска.
Доставали еду и друг друга угощали.
Берта пошла к озеру, встала на колени и напилась кристальной и холодной воды
Вода было сладкой. Есть не могла. Ее распирала радость освобождения.

А музыка все звучала, но уже по другому - мягче. Мать озеро смягчала звук.
Племя легко поднялось и также медленно и спойно продолжила путь вокруг матери.
А потом также медленно стало подниматься вверх.
Все оглядывались прощаясь с матерью.
-  - Можно я останусь? Спросила Берта у шамана
  -- Нет!  Пора в дорогу...хорошего по немногу.
Любовь тоже может убить, когда ее мноого.

Когда Берта Мюллер прощалась с племенем, она спросила у вождя
- Что вам надо?
Он обнял ее и засмеялся.
- Ты записала наши песни. Ты сделала для нас очень много.
Спасибо!  Ты теперь человек племени хопи.

Дети шли за ней и что-то кричали...
И она поняла дети хотят конфет!
И она привезла на своем пикапе много конфет и еще, газовые плиты и лампы.
- Я к вам обязательно вернусь.
Шаман кивал головою
- Я знаю... знаю...
От матери не уежают.