Часть четвертая Белого белечка на шапочку

Лидия Сикорская
"Я не скажу тебе, что значит дружба,
 Мне кажется, слова излишни тут.
 Ты лишь спроси меня о том, что тебе нужно,
 И я приду, когда другие не придут".

Вот уже полгода молодой лейтенант-штурман Игорь Сергеевич Зорев, окончив училище, проходил службу на ТОФе в экипаже Комова в качестве инженера электронавигационной службы.
В коллектив он влился сразу. Парень оказался достаточно коммуникабельный и радушный. К нему  стали притягиваться ребята, которые также, как и он, пришли на службу с желанием дорасти, как минимум, до командира атомного подводного  крейсера. 
О себе Игорь говорил мало и особо не любил расспрашивать других на эту тему. Его больше интересовала служба и разговоры были о ней. Хотя, Комов слышал, что кто-то видел у  Зорева фото обрамленное в рамочку очень красивой женщины дома. На вопрос : кто это? - ответил: "мама".
Отличало Игоря  еще и невероятная интеллигентность в самом хорошем понимании этого слова. Кстати, если говорить об этом качестве человека, то это скорее оно врожденное нежели приобретенное. И никто никогда точной характеристики на него не даст. Корни самого слова происходят от латинского слова  "ум". Но уровень образования без хорошего воспитания, такта, совести - не может сформировать достойного человека. Интеллигентность подразумевает не факт знания наук и человеческих ценностей, а желание человека познавать их и ощущать внутри себя потребность в них.
Игорь был невероятно начитан, прекрасно знал русский язык. Любые его записи были сделаны очень хорошим почерком и без грамматических ошибок.
Павел Андреевич с интересом наблюдал за молодым офицером и с радостью отмечал положительные его качества, которые были весьма важными для дальнейшего служебного роста.
Однажды, оказавшись в штурманской, Комов задержался. Он  обратил внимание, что Игорь как-то необычно держит карандаш. Он явно у кого-то раньше  видел такой необычный способ  виртуозного владения основного  штурманского прокладочного инструмента.
- Игорь Сергеевич, однако вы необычно держите карандаш.
- Дед научил. Мы с ним "ноздря в ноздрю".
- Это как? - поинтересовался Комов.
- Бабушка говорила, что мы два сапога пара.
- Он у тебя моряком был? - Комов внимательно посмотрел на Игоря.
- Почему был?  Моряки бывшими не бывают. Капитан первого ранга, Хованский Виктор Георгиевич.
Комова словно ошпарили кипятком.
- Виктор Георгиевич твой дед?
- Да, - улыбаясь ответил парнишка простой и незатейливой улыбкой.
- Я тоже его ученик. Виктор Георгиевич -  штурман от Бога. Он еще преподает?
- Нет. На пенсии под командованием бабули.  Он меня контролировал, когда я учился.
- Ясно, коллега. Надеюсь, что ты оправдаешь надежды деда.
Уже уходя, командир так, просто спросил, не акцентируя внимание на произнесенное:
- А мама в каком сейчас театре работает?
- В БДТ.
Вернувшись в Центральный, Комов про себя подумал: " Ну, вот теперь все ясно. Елена Хованская - это и есть Полина. Но тайна раскрыта еще не вся".
Дома, Комов включил телевизор и достал с полки курсантский альбом, сел за стол и стал рассматривать фотографии.
- Что это тебя на воспоминания молодости потянуло, спросила Ира, жена Комова.
- У меня в экипаже молодой офицер появился. Сын Елены Хованской.
- Да ты что! - воскликнула Ирина, держа в руках чашку горячего чая, - Актрисы? Обожаю ее. Недавно фильм был с ее участием. Обалденно красивая и талантливая.
- В свое время  знал ее. Я был другом ее мужа. Мы дружили.
- А почему сейчас не дружите? - Ира присела за стол.
- Друг погиб.
- И что? Ты за все это время ни разу даже не поинтересовался, как живет его вдова, как растет ребенок? Значит он был тебе не другом, а просто приятелем.
Комов внимательно посмотрел на жену. Он не ожидал от нее услышать  столь правдивых и жестких слов. Он ничего ей не ответил.
- Ужин у нас готов?
- Готов, - ответила жена, засуетившись с тарелками.
Ночью, прижавшись щекой к мужу, Ирина тихо спросила:
- Почему не спишь?
- Не спится.
- Паша, я же знаю о чем ты думаешь?
- Спи. Откуда тебе знать, что у меня в голове.
Комов встал. Пошел в кухню. Закурил, открыв слегка окно.
- Дай и мне сигарету.
Павел с недоумением посмотрел на жену.
- Да ладо тебе. Когда вы в море уходите, и курим мы и вином балуемся, у кого отпрысков нет. А, что делать? Работы нет. Да и детей тоже.
Комов курил и смотрел в окно ничего не отвечая.
- Ты сейчас задумался, и думаю, что впервые : друг погиб, а у него такой сын вырос!
- Я не знал, что он существует на белом свете. Я предполагаю, что его жена усыновила ребенка из детского приюта.
- Какая разница, Паша! Какая разница кто он по крови? У нас в Российской империи чистота царской крови не очень-то волновала. И Маугли в стаю приняли на равных! А Хованская - молодец! Браво! Завидую ей белой завистью. И сына воспитала и актрисой знаменитой стала.
Ирина загасила сигарету и пошла в комнату. Через некоторое время она вернулась с каким-то необычным предметом и положила его на стол.
- Вот, мне от прабабки досталась.
- Что это?
- Деревянная соска для младенцев. Смотри, на ней мелко так написано: "Белого белечка на шапочку". У поморов приютов не было. Если моряк с моря не возвращался, то его поднимала вся община. Если бабу в жены не взяли, то рожденный ребенок от нее байстрюком не считался. И никто голову не отворачивал. А  вдовам сообща дом ставили, уловом делились.
- На соске так и написано-" Белого белечка на шапочку"? Живодерство какое-то!
- Эта фраза не менее кощунственная, чем фраза : " Сделай аборт, куда нам сейчас детей рожать?".
- Ты не можешь мне простить, что у нас нет детей. Да, и я сожалею, что в свое время подтолкнул тебя избавиться от беременности. Кто знал, что все так обернется.
        Ирина положила на стол поморскую соску и тихо произнесла:
- Ей триста лет. Поморы растили своих детей в суровых климатических условиях. Теплая одежда для малыша - это гарантия, что он выживет. А какая необходимость в дорогих шубах, в которых ходят сегодня жены в нашем городке? Или это плата за сделанные аборты? Паша, я знаю о чем говорю. Благодарность за любовь может быть только любовь!
        Комов понимал насколько серьезным происходил разговор. И впервые ему стало так горько за свои совершенные поступки. 
- Да и с Хованской я был не прав. За все это время я ни разу даже не поинтересовался: где она и что с ней? Грешным делом думал, что ее нет в живых. А возможность была. Ее отец преподавал в нашем училище. Стоило только хоть раз зайти и расспросить.
На кухне тикали часики.
Комов смотрел в окно и молчал. Молчала и Ирина.
- Паша, а давай и мы мальчика возьмем? Еще успеем поднять.
(продолжение следует)