Блок. И я любил. И я изведал... Прочтение

Виталий Литвин
«И я любил. И я изведал…»
 




                И я любил. И я изведал
                Безумный хмель любовных мук,
                И пораженья, и победы,
                И имя: враг; и слово: друг.
 
                Их было много… Что; я знаю?
                Воспоминанья, тени сна…
                Я только странно повторяю
                Их золотые имена.
 
                Их было много. Но одною
                Чертой соединил их я,
                Одной безумной красотою,
                Чье имя: страсть и жизнь моя.
 
                И страсти таинство свершая,
                И поднимаясь над землей,
                Я видел, как идет другая
                На ложе страсти роковой…
 
                И те же ласки, те же речи,
                Постылый трепет жадных уст,
                И примелькавшиеся плечи…
                Нет! Мир бесстрастен, чист и пуст!
 
                И, наполняя грудь весельем,
                С вершины самых снежных скал
                Я шлю лавину тем ущельям,
                Где я любил и целовал!
                30 марта 1908





     Судя по черновикам первоначальное название у стихотворения было «Анархист», но пейзаж, в нём нарисованный – “снежные скалы”, “ущелья” – он из стихотворений «Демон»:

                «Прижмись ко мне крепче и ближе…

                На дымно-лиловые горы
                Принес я на луч и на звук
                Усталые губы и взоры
                И плети изломанных рук.
                19 апреля 1910»

                «Иди, иди за мной – покорной
                И верною моей рабой.
                Я на сверкнувший гребень горный
                Взлечу уверенно с тобой.
 
                …И на горах, в сверканьи белом,
                На незапятнанном лугу,
                Божественно-прекрасным телом
                Тебя я странно обожгу.
                9 июня 1910

     Давно прошли времена, когда снежные ведьмы учили его летать, расплачиваясь верностью на три ночи:

                «Милый рыцарь, снежной кровью
                Я была тебе верна.

                Я была верна три ночи,
                Завивалась и звала,
                Я дала глядеть мне в очи,
                Крылья легкие дала...
                13 января 1907»

      Теперь он отвечает тем же.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:

     «
     Было:                И долго был я им покорен
     11  Было: а.начато:     И долго
               б. начато:    Ты, страсть
               в.            Тебя я страстью звал всю ночь
     »
    
     Только не “три ночи” – одну. Зато “всю”. Да уж “долго”.
     А потом… В стихотворении «Демон» он улыбается над каламбуром “отпустить”:

                «Я улыбнусь тебе: лети.
               
                И под божественной улыбкой,
                Уничтожаясь на лету,
                Ты полетишь, как камень зыбкий,
                В сияющую пустоту…
                9 июня 1910»

     В исходном –“милый демон” на пустяки не разменивается: маета путаница страстей? –

                Нет! Мир бесстрастен, чист и пуст!
               
                Я шлю лавину тем ущельям,
                Где я любил и целовал!

     То есть: а горите вы все ясным пламенем!

И ещё одна обмолвка интересна.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:

     «
                И горный храм свой обхожу я,(14)
                Огни ночных очей гашу…

     (14) Было начато:        Приделы храма
»

     В «томе I», “храм” появляется довольно часто, но описаний его нигде нет.  Здесь присутствует набросок. Правда, жуткая картина – демон, гасящий очи?
     Вот, куда завела его Любочка в самом начале его повествований, зимой 901 года, когда он только что пережил явление Лучезарной, когда он был “в совершенно особом состоянии”, вот что он хотел “ЗАПЕЧАТАТЬ” (капслок  Блока):

                «…Пять стенаний сокровенных,
                Но ужасней — средний храм —
                Меж десяткой и девяткой,
                С черной, выспренней загадкой,
                С воскуреньями богам.
                10 марта 1901»

 
     И…
     Первое стихотворение книги «Арфы и скрипки»:

                «Свирель поет: взошла звезда,
                ;;Пастух, гони стада…
                22 мая 1908»

     И в здешних черновиках:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:

     «
           Далее зачеркнутые наброски:     – [пасту(х)] я пастырь стад]
     »
    ...декорации – всё те же.


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     В ЧА ЗК20  [Черновые автографы Записной книжки №20] представлена первоначальная редакция стихотворения, ст. (17)-(36)  отсутствуют в окончательном тексте. Красным карандашом подчеркнуты слова: "горный" в ст. (21), "кряж" в ст. (26), "ущельям" в ст. (31). Весь текст зачеркнут красным карандашом.
     »