Обо всём понемногу 46

Наталья Иванова 26
«Бесы» Достоевского удивляют многим.  А тут вдруг дошло, что отношение мужчин к женщинам в России за последние примерно 150 лет изменилось коренным образом. Что такое сейчас женщина для мужчины, если смотреть обобщённо? Непонятное существо, раздражающее своей непонятностью. «Женская логика» - вот какое в концентрированной форме восприятие женщины мужчиной. Женщина не дотягивает до мужщины по многим параметрам: она и не так умна, и не так выдержанна, истерична, чрезмерно эмоциональна, а как она мыслит, а именно ход её мыслей – можно писать бесконечные сатирические трактаты. Короче, иметь дело с ней – сплошная катастрофа. В таком восприятии основа – сравнение мужчины и женщины явно не в пользу последней. Это так въелось в подкорку, что и женщины, и мужчины видят такой статус кво примерно одинаково.

И тут Лиза, ведущая себя с точки зрения обитателей 21-го века абсурдно (постоянно устраивает истерики с обмороками, провоцирует, ненавидит, потом отдаётся Ставрогину, а на следующее утро  покидает его с презрением) и Ставрогин. На месте Ставрогина современный мужчина послал бы Лизу далеко и надолго. Ставрогин же с большим уважением выслушивает Лизу и пытается её понять (утренняя сцена). Для него женщина – не непонятное существо, раздражающее своей непонятностью, а просто другое существо. Априори другое существо. И это не презирается, как это делают современные мужчины,  а принимается как факт. Это так, потому что это так есть. Женщина не хуже и не лучше оттого, что она другая – она просто другая. И воспитанный и образованный мужчина, являющийся частью социума, в котором женщине по уважению отведено точно такое же место, как и мужчине, почитал для себя за честь выстроить с женщиной адекватные уважительные отношения. Да, в ней не всё понятно – а разве женщине всё понятно в мужчине? Да, она чрезмерно эмоциональна – а разве мужчина для женщины в таком случае не бесчувственный истукан? Да, она не очень любит выстраивать логические цепочки, для неё такой способ мышления механистичен, в нём мало жизни – а ей и не надо: её интуиция и способность мыслить чувствами заменяют ей механистичность и мертвенность построения мыслительных конструкций, хотя ей и это не чуждо.

И анекдоты, и рассуждения «умных» мужчин о женщинах высмеивают то, что женщина не такая, как мужчина. И если женщина пытается оспаривать такую точку зрения, то она истеричка и ей надо доказать, что она не права.

И вот литература 19-го века (Достоевский, Толстой, меньше Чехов) возвращет нас в мир, в котором умные, воспитанные мужчины не судят женщин со своей колокольни, а в выстраивании с ней отношений даже осознают свою некую чувственную ущербность и пытаются её компенсировать в симбиозе с ней. И от такого симбиоза мужчина выигрывал – учась понимать чувства женщины, мужчина обогащался духовно. Вспомним Гурова в «Даме с собачкой», который из мужчины, мыслящего о женщинах стереотипами, постепенно превращается в человека, хотя и не до конца понимающего душевные терзания Анны Сергеевны, но при помощи любви научившегося не отрицать их, а принимать.

Ведь если я в представителе противоположного пола чего-то не понимаю или не умею чувствовать, это не становится по одному этому факту смешным.

Интересно, что в Германии в обобщённом виде сохранилось такое уважительное отношение мужчин к женщинам. Наскоки закомплексованных как мужчин, так и женщин можно, разумеется, наблюдать и здесь, но здесь есть громадное большинство мужчин, априори относящихся к женщинам с уважением.