Талантливое уродство. 20. 05. 2023

Ольга Немежикова
НЕЖНОЕ ЧУДОВИЩЕ — ТЕАТР

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: мелодрама «Талантливое уродство» (20.05.2023) по произведениям Е. Марковой.

Режиссёры-педагоги: художественный руководитель курса, заслуженная артистка РФ, профессор И. Б. Калиновская и доцент кафедры мастерства актёра И. Б. Гудков.

Алёна (Александра Шарапова) как белый медведь, что крутит земную ось. Она подняла из руин молодёжный театр, она ставит креативные пьесы, воспитывает актёров нового синтетического типа. Вся её жизнь посвящена театру, вне которого Алёна представить себя просто не в состоянии. Свою любовь — драматурга Петра Сиволапого (Борислав Носатов) в костюме бурого цвета — она тоже встретила в театре, и как естественно, что эти два увлечённых человека вместе творят, вдохновляя друг друга! Ведь Алёне всегда хотелось, чтобы любимый человек в первую очередь был единомышленником.

Увы... Любовь оказалась с душком, для Алёны — с душком унизительным, пошлым. Она не из тех, кто считает измены делом житейским. Петин совет «Прощать надо!» не для неё. Она кондовая идеалистка, и успела крепко привязаться к Пете, пока тот незаметно, добродушно и комфортабельно устраивался в театральном малиннике, по ситуации поставив Алёну перед фактом своей натуры.

Алёне не позавидуешь: в её случае чувство обязано уступить принципу, и эта внутренняя борьба разворачивается перед нами. Впрочем, победа человеческого достоинства над любовной зависимостью для неё лишь вопрос времени, однако никто не скажет, что эта победа досталась ей без страданий. Сколько в этой женщине стойкости, внутренней силы, решимости идти вперёд и только вперёд! Верно подметил Пётр: «Хватка у неё будь здоров!» Лишь рухнувшие колосники, чудом не сломавшие Алёне хребет, смогли на длительный срок изолировать её от любимой режиссёрской работы.

Нежное чудовище — театр… Все персонажи на фоне театральной жизни погружены в настолько неразрешимые любовные коллизии, что развязать их под силу разве только судьбе. Кому-то везёт, кому-то не везёт, но каждый живёт как может в призрачной надежде на лучшее. Элегантная интермедия танцевального трио (Александр Кречетов (Николай Братищев) — Катя (Екатерина Мишина) — Валера (Антон Семенов)) посреди первого действия подчёркивает ведущий знак межличностных отношений — любовный треугольник, на котором построены основные сюжетные линии инсценировки. Таких треугольников четыре: Велта (Елизавета Опалева) — Александр Смородин (Кирилл Черных) — научный руководитель Велты; Катя — Стивен Ламберти (Филипп Ярушин) — Севка (Георгий Рогоманов); Алёна — Пётр Сиволапов — Инга (Валерия Кравцова); Женя Трембич (Алина Ярушина) — Александр Кречетов — жена Кречетова и дочь Велты. Три из четырёх треугольников разрешаются трагически: гибнут Александр Смородин, Катя и Александр Кречетов. В то время как Петру Сиволапову удаётся виртуозно пройти между Сциллой и Харибдой — волоска с его головы не упало!

Инга с роскошными плечами в умопомрачительном парике серьёзно увлечена Петром. При всей своей капризности, заносчивости, завистливости глупой Ингу не назовёшь уже хотя бы потому, что она не закрывает глаза на характер пассии. И пускай Петя задаст ей массу хлопот, Инга, пока он её привлекает, верит в свою способность его удержать, в свои над ним чары. Главное, скучно ей с Петей не будет, ведь этот оптимист пребывает в нескончаемых переборках по типу «слон-живописец написал пейзаж»! Ребёнок для Пети как клей, так что Инга рада беременности, как и Петя. Он тут же взбодрил Ингу провокационной шуточкой: «Опа, а кто отец?!» В ответ на активные тумаки быстро нашёлся: «Хорошо, хорошо, зато новую пьесу сочиню! Про детей!» Что касается профессии, Инга — смелая девушка, она верит в свою удачу, ключ к которой незатейлив — мужчина-режиссёр. Уж с мужчиной-то она поладит, на это её таланта хватит с лихвой!

Пётр Сиволапов от скромности тоже не умрёт: «Мои пьесы на Нобеля тянут!» «Волосы на пиджаке от поклонниц! Я популярен! Особенно среди молодых!» Этот драматург действительно обладает талантом, как минимум, талантом запоминания. Память Петра поражает воображение: по любому поводу он способен сыпать цитатами в стиле разговорной речи, с лёгкостью свободной импровизации. Пётр незлобив и любит по-своему: женщин здесь и сейчас, в том смысле, кто здесь и сейчас при условии взаимной симпатии. Любвеобилие ему не обременительно, он эту свою черту не скрывает, но и не бравирует ею — таким уж уродился, таким себя принимает и на этот счёт душу себе не рвёт.

Реквизитор Севка — добрый, шустрый, понятливый и преданный малый. У него есть безответная любовь — Катя, есть театр, где он не просто нужен, а необходим, где все его ценят, зовут «наш домовой». Когда Севка с ужасом убеждается, что Катя покушалась на Алёну, он даже подумывает о том, не взять ли вину на себя. И он бы взял грех на душу ради великой любви, да Катя закрывает эту дилемму самоубийством. Разочарование в Кате для Севки сокрушительно, ведь любовь к ней была смыслом его жизни. К тому же, того театра, что был, больше нет, и Севка, разуверившись в мирском, уходит в монастырь.

Расчётливость Джейн Ламберти актриса Алина Ярушина (исполнительница обеих ролей) перевоплощает в милую непосредственность Жени Трембич. Дуэт Жени и Александра Кречетова романтичный и иронический одновременно. Женя в юбке «по самое не хочу» рассчитывает на скорое замужество. «Детка, у нас всё серьёзно!» — не устаёт повторять Александр. К чему обытовлять такие яркие, поэтичные и всегда свежие для него отношения?! «Серьёзные отношения, это обытовлять?» — искренне обижается Женя.

«Нам надо расстаться на время». «Я не хочу на время! У меня такое ощущение, что ты — подлец!» «Наверное, ты права…» Ожидания Жени тают как воск, а с любовью она как-нибудь справится. Явно, ей не впервой.

Коллеги-товарищи Александр Кречетов и Валера Гладышев, оба круто навороченные в глазах друг друга: Гуччи — Версаче; капсульная коллекция! Тридцать пять съёмочных дней! Жизнь удалась? Как посмотреть… Александр Кречетов разбивается на мотоцикле, Валера в финале остаётся среди живых, остаётся в театре.

Алёна по состоянию здоровья уходит из театра в личную жизнь, которая, похоже, у неё появилась впервые вместе с композитором Глебом Сергеевым (Александр Оленцов). Болезнь заставила Алёну понять, что любимый человек нужен не только для творческих полётов, но и для души в минуты отдыха, для надёжного бытового тыла. С самого начала было ясно, что Алёна не из тех, кто наполняет жизнь романтическими приключениями. Понятие свободы для неё распространяется лишь в одном направлении: вместе по жизни. Поскольку Алёна дальше работы мало что хочет видеть, Петра она не то, что не разглядела — она его просто не разглядывала. Приняла по личному духовному лекалу и жестоко ошиблась.

Алёна не из тех, кто уходит с пути из-за любовной аварии. Конечно, её подломила травма, потеря здоровья и камнепад трагических событий. Большая удача — встреча с Глебом, который в её лице нашёл, что искал — верную подругу и музу. Встретились два одиночества. Глеб поможет исправить не только «плохой вечер», но и сочинить новую мелодию. Возможно, она наберётся сил и вместе с Глебом снова начнёт строить театр. Узнав Алёну, мы думаем именно так.