Черная полоса

Александр Дробноход
    1949 год послевоенное время, куда ни глянь везде можно видеть отпечатки лап войны.  Оставшиеся ямы от разрывов снарядов, бомб, наличие следов от окопов. У окраины села всё это отзывалось эхом войны. Сколько затрачено времени, чтобы привести сёла, деревни, хутора в надлежащий вид. Детям-то что, играют себе  в войну, испытывая  какое-то наслаждение.
 
   Время к тому же не баловало детей, да и взрослых разнообразием блюд на столе. Главное жареная свекла, варёная кукуруза, хлеб из муки картофеля, ну и картофель в разных вариациях его приготовления - это считалось деликатесом.  О сале, яйцах,  молоке, сметане и масле нет даже такой необходимости говорить, сдавали всё государству в качестве налогов. Так что жировать не было такой возможности. Вот и приходилось ребятне подбирать все что плохо лежит.

   Этот июльский день оказался таким жарким. Солнце безжалостно палило, даже восточный  суховей с огромным удовольствием обдавал жаром  вместо прохлады.  Куры, гуси в малом количестве не отходили от воды. А в это время Гришка Сидоренко сидел в тени под старой жерделой посаженной его дедом Григорием Ивановичем. Сидел и рассуждал о несправедливости действий его мамы. В это время к нему подошёл Санька Калайда, такой рыжий, с конопушками, глаза такие хитрые.  Подошёл с вопросом,  - Чем  это ты тут занят? Наблюдаю, как ты разводишь руками,я то  подумал, что ты с кем-то ведёшь разговор. Дай  думаю, и я присоединюсь к ним, однако одному скучно. О чём это если не секрет?  - Какой тут секрет, о том, как несправедливо поступают наши родители с нами. Чуть что - порка. Вот давеча получил взбучку. - А за что?  -Только за то, что принёс из соседского огорода за пазухой гороха. Вместо того чтобы похвалить, мол, мой ты добытчик, а получил я по первое число. А мне обидно. - Эх,Гришка -вступил в разговор Санька с поддержкой, не один ты пострадал. Видимо я тебе тут составлю компанию.  -А ты-то за что?  - Тут-дело случая! Сделал я себе новую рогатку, резину приобрёл за десяток яиц  у тряпичника,  приехавшего в село. Ну и решил испытать её на деле.

  Соседская курица попалась, вот она и оказалась мишенью. Так получилось что катышек выпущенный из рогатки пришёлся прямо в голову курицы. Она упала, дрыгая ногами и крыльями. А что мне оставалось делать? Я и принёс её домой. Мама, всплеснув  руками сказала - Господи, да за что мне такое наказание? Схватила за руку и повела как в раннем детстве в угол. Я начал сопротивляться вот и получил ремня. А курицу пришлось отдать соседям свою. Обняв Гришку, Санька сказал -  не расстраивайся, переживём!  Не ты первый не ты последний. - А всё равно обидно, - почесывая свою з****** сказал Гришка.

   И пару недель не прошло, как Санька решил поправить своё здоровье. Уж больно сильно кудахтали куры у соседки бабы Нюры.   А не заглянуть ли в курник,так просто из любопытства,там  Санька сразу обратил внимание на яйца в гнёздах.   -  Ничего! Не обеднеет! Вон тут сколько!  Оглянувшись на дверь, Санька взял пару тёплых еще яиц, успокаивая себя,  - Точно не обеднеет! Стукнув яйцом об дверной проём, закинув голову назад, в один момент опустошил яйцо. Скорлупу кинул на землю. Ему показалось мало, он взял второе и проделал с ним  то же самое.- Ну чего тут мелочиться, - подумал Санька и взял третье.  Подойдя  к двери  проделал  ту же операцию.

   Но только и успел что разбить яйцо, а поднеся  его ко рту  увидел как на пороге вырисовалась  сама хозяйка баба Нюра.  –Бог в помощь,- спокойно сказала она. Санька застыл. Содержимое яйца вылилось ему на лицо и медленно скатывалась на грудь.  - Ну и как это надо понимать?  - Мне надо вырабатывать командный голос,-  уверенно ответил Санька.  -И что из этого?- спросила баба Нюра.  -Меня выбрали в классе председателем пионерского совета отряда.  -Ну и что, как же ты решил поправлять свой голос в моём курятнике? По-моему у тебя есть ваш курятник. Так что заходи поправляй свой командный голос в своём со своим петухом на пару. В  сердцах высказалась, - Вот стервец чего удумал. Видите ли баба Нюра должна со своим малочисленным стадом курей ремонтировать его голос, после чего ушла в дом, а Санька собрал скорлупу от яиц  и убитый горем поплёлся домой.

   Дома же мать увидев его измазанное лицо и рубашку ахнула - Где это тебя носило непутёвого? -  У бабы Нюрки!-промямлил Санька. Он был твёрдо уверен глядя на мать, что порки сегодня не избежать. Прогноз оправдался. Санька старался доказать матери в её не правоте по отношению к нему.  С раскрасневшимся лицом, со слезами на глазах подошёл к матери  и стал высказывать ей свои детские мысли и обиды, пробегающие в его детской голове, объявил, что он уйдёт из дома. -Ну что ж так решил,  значит уходи. Вот я и ушёл.  Шел то я к тебе, чтобы  поделиться своим горем да и посоветоваться с тобой,  как быть в такой ситуации? А придя сюда, узнаю, что и тебе не сладко на душе... Так что Гриша запомни, любое начатое дело любит подготовленность.

   Гриша заёрзал на лавке, начал крутить головой по сторонам, как бы высматривая чего-то или кого-то.-  Ну  чего ты крутишь своим глобусом? Крутить головой если это в пользу -это правильно, нормально ,но если она у тебя есть! - рассуждал Санька. Помолчав хлопнул  по плечу Гришку и глядя ему в глаза дал дельный совет. - Отпусти Гриша себя, дай волю своим эмоциям свободу и дуй к назначенной цели! 

  Гришка посмотрел на Саньку, подумал  -Ты смотри какие умные речи говорит он. Не ожидал. Тут же трясущимся  голосом произнёс: - Ну давай претворим твою идею, пойдём в гору! Санькино  лицо расползлось в улыбке. -Ну что будем готовиться в поход, у меня идея пойдём-ка мы с тобой на дальние поля, где сусликов тучи, так что едой будем обеспечены! Да здравствует свобода! Друзья разошлись по домам чтобы подготовить всё необходимое.

     Рано утром ребята были уже на ногах, их мамы  были в шоке, особенно Гришина. Увидев, что у сына  за спиной полный рюкзак, да связка капканов, спросила  - И  куда это ты намылился?  - Куда надо! - резко ответил он. Ухожу я от тебя!  Поживу свободно, испытаю её сладость. -  Ну что иди коль решил, - растерянно сказала Анна Петровна.   Скрипнула калитка, Гришка ушёл. - Ничего нанюхаешься свободы придёшь,- вдогонку сказала Петровна.

  Ну, а Санька также заявил маме  - Я ухожу от тебя, уж если я для тебя такой непутёвый, то забудь за меня. - Хорошо хорошо, сынок. Я исполню твою просьбу. Кстати надолго ли вы сударь уходите? – с ехидцей  спросила мама.  -Навсегда!  В душе Саньки ёкнуло.  -Не громко ли я заявил,- подумал он. Помахав  рукой, Санька ушёл.
 
   Встретились друзья в назначенном месте. Проверили всё ли взяли, не забыли ли чего.  Вода есть, еда тоже. Санька похлопал по карманам проверяя взял ли он спички.  Нащупав в кармане спички, Санька легко выдохнув  сказал - Ну и ладненько! - Ну, а ты Гриша, спички взял? –Неет,- растерянно произнес Гриша .  -Вот уж растяпа -высказался  Санька. Но делать нечего пора двигаться.

  Часа через два они были на поляне нетронутой человеком. Вокруг  аромат цветов, стрекотания кузнечиков, цикад, то тут то там раздавался свист сусликов. Санька сбросил с себя вещи, выпрямился и с таким наслаждением,  глядя в сторону товарища, громко сказал   - Гришенька, вот она наша долгожданная свобода! Я готов улететь высоко -высоко в небо, посмотреть,а  что там? Лицо его сияло. Санька вёл себя будто шило  воткнули в одно место. Прыгал, веселился, катался по траве, надо было это видеть, словами не расскажешь. А вот по лицу Гришки нельзя было определить его душевное состояние.

   Расставили капканы по норам, поставили вехи (тонкий прутик «амфоры»  с  прикреплённым гусиным пером).  После чего попадали на траву. Лёжа на спине рассматривали небо, по которому медленно, как дым плыли тучи, порой застилая на время солнце. Ощущение полной свободы можно было наблюдать на их лицах  и телодвижениях. Где-то через час свободы, как и не было. Началась работа, один за одним капканы срабатывали, началось снятие шкурок. К вечеру площадка, очищенная от травы была покрыта шкурками. Для распятия использовали колючки глядючей акации.

  Вечерело, надо было позаботиться о ночлеге. Нарвали травы,  разложив ее толстым слоем. - Вот это кровать! - высказался Санька. Дрыхни  сколько хочешь!  Постепенно тучи заволокли небо предвещая дождь. Ребята перекусив, улеглись спать. Но как такового сна не получилось. Прохладный ветер, обдувая  вызывал дрожь, мокрая трава комфорта не давала, то мышь пробежит по лицу, а тут ещё начал накрапывать дождь, пришлось спрятаться под густой кроной дерева. Но и это ненадолго. Капли воды накопившиеся на листьях начали стекать за шиворот и каждый из них вспомнил о  своей тёплой кровати, но  никто не высказал эту мысль вслух.  С горем пополам ночь прошла. Да и день ничего хорошего не предвещал.

  Весь следующий день моросил дождь, изредка прекращаясь на пару часов.  Тело дрожало от холода, да и от голода. Еду взятую с собой за ночь почти всю съели. Осталась одна надежда на сусликов, которых можно было поджарить на костре. Когда к полудню продукты были доедены, пришлось разжигать костёр. Друзья начали торговаться, кто это будет делать, но когда Санька с недовольным видом пришёл разводить костёр, случилось то о чем он и не мечтал. Спички лежавшие в кармане отсырели. Сколько он не пытался чиркать спичками, но… -Да, вот это мы попали? - сказал вслух Санька.

   Покидать место не решились на ночь. Гришка посмотрел вдаль, где видна была блоковая скирда. –Санёк, может пойдём к скирде, сделаем дупло,  ни дождь ни ветер нам не будет страшен. Так и порешили, выбрали в боковой стене солому, получилось огромное дупло. Вот это домик! На загляденье. И действительно согревшись, уснули крепким сном. Проснулись поздно, когда солнце было высоко. - А как кушать хочется! - сказал Гришка, выглядывая из дупла. –Готовить то не из чего, сусликов ещё надо поймать, - ответил Санька. Пришлось возвращаться на старое место.

   Возвращаясь, каждый из них уже жалел, что поступил так опрометчиво, сделав плохо для себя и для своей мамы. Каждый подумал что в данный момент  мама бы обняла прижав к себе сына, сказала -Да мой же ты сыночек, я не допущу чтобы моя кровиночка испытывал такое. Уложит,  прикроет стареньким одеялом и скажет  -Спи родной! Поцеловав,  уйдёт свою комнату. У Саньки на лице показалась улыбка.

  -Что то у меня пропала охота к свободе и к вольной жизни, сказал Гришка  и предложил вернуться домой. - Предложение принимается единогласно! – оживился  Санька,  -  еды нет, спички испорчены, готовить еду не из чего, да и мамка там переживает …наверно.  Собрав свои вещи, ребята были готовы отправиться в путь.   Санька чтобы себя как-то реабилитировать, оправдываясь,  сказал  - Да я-то если честно сказать хотел на один денёк оторваться от дома. Вспомнив обещание уйти навсегда, нахмурился, как  же теперь возвращаться? Стыдоба!

   А тем временем мама Саньки  пришла к Ане Петровне поговорить насчёт ребят. -А что о них говорить, не волнуйся!  Погодка за нас сделает нашу работу,  - с уверенностью сказала Петровна, не сегодня так завтра будут дома. Ничего подруга, жизнь их научит.

  А ребята тем временем всё-таки остались на ночлег. Прошедший день наложил особый отпечаток на их настроение. Нечем было похвалиться по количеству  пойманных сусликов, а тут ещё голод не тётка, сырость, да прохладный ветер, всё это сказывалось на их духовном и физическом состоянии.  Вот и решили опять провести ночь  в скирде соломы.
 
  Утром Санька проснулся рано, вылез из дупла, зевая широко раскрыв рот, заметил, что солнце светило, птицы вокруг пели. В этот момент всё сопутствовала хорошему лову сусликов, подумал Санька, но высказать свои мыслим не счел нужным. Сильно хотелось ему вернуться домой  под крылышко мамы. Санька представил маму убитую горем, сидит на лавке с заплаканными глазами. И ему в этот момент захотелось бежать к ней, обнять, найти очень нужные для неё слова. Санька готов стать перед мамой на колени и просить у неё прощения. Сам не замечая как опустился на колени, сложив руки к груди.

 А в это время вылез из норы Гришка,от увиденной картины  оторопел - что это с тобой? Что это значит?  Санька от неожиданности резко встал, а ответа на вопрос Гришке так и не нашёл. Как и не нашёл нужных слов для объяснений.
Немного погодя глядя на Гришу, сказал -  Воды нет, еды нет, спички отсыревшие пришли в негодность, остаётся одно вернуться домой. - Мыслишь правильно!  Гришка почувствовал во всем теле приятное тепло. -Я только возьму свою вельветку.  - Хорошо, а я глядя на огромное количество вороньих  гнёзд, соберу яйца. Будет нам еда, надо же подкрепиться организму.

  Оказалось, что в основном гнёзда  пусты, так что пришлось повозиться и поискать, но собрав десятка полтора яиц, вернулся счастливым! Тут же отрапортовал другу,-Ну Гришенька, кушать подано,накрываем стол. Довольный собой Санька добавил, - голодными отправляться в дальний путь не резон.

  Честно разделив добытые яйца, а каждому досталось по шесть яиц, довольный  Санька подошёл к дереву, взял яйцо, аккуратно стукнув им о ствол  дерева. Скорлупа яйца лопнула. Боясь пролить содержимое, он быстро поднёс ко рту и начал высасывать, но ни белка ни желтка он не ощутил. Попало в рот твёрдое что-то. Лицо Саньки приняло  вид брезгливости, он резко выплюнул,решил запить вторым, но второе оказалось таким же. Подошедший к нему Гришка смеялся до упаду, когда мёртвые  зародыши вылетали изо рта.  - Ну чего ржёшь? Я же хотел как лучше!

   И вдруг произошло непредвиденное, у смотрящего на Гришу друга стали усиленно расширяться глаза, но он не мог понять почему. А Санька тем временем не мог и слово вымолвить, заикаясь показывал пальцем в сторону Гришки. Оказывается  в вельветке на ночь устроился уж.Потревоженный хозяином стал выбираться наружу. Когда уж дополз до шеи, только тогда Гришка почувствовал нечто холодное и мерзкое. Надо было видеть, как лицо его исказилось до узнаваемости. Увидев ползущего ужа Гришка промычал – м-м- ма-ма-а! Бросил  вельветку в сторону, а уж тем временем успел обить его шею, страх одолел его окончательно. Как ни старался Гришка сбросить его не получалось. Наконец  его старания сбросить ужа увенчались успехом. Уж был сброшен, лишь остались следы борьбы. Вся грудь шея была исцарапана ногтями Гришки. Капли крови стекающие из ран оставляли яркий красный след. Гришу было не узнать, лицо белое руки да и всё тело дрожало от пережитого ужаса.

    Собрав все свои последние пожитки , ребята решили идти, но пока успокоились, собрали улов сняли шкуры ушло уйма времени.  Солнце покатило на запад.  Домой возвратились ещё да захода солнца. Зайти домой Санька сразу не решился. Проходя мимо своего двора он постоял, внимательно посмотрел на двор, в это время Петровна вышла на крыльцо, посмотрела на сына, а тот ожидал, что мама скажет - заходи сынок заходи! Чего стоишь за двором как чужой?   Но этого не случилось. Петровна ушла в дом,продолжив  наблюдать за сыном из окна.  Санька не ожидал такого поворота.

    Раз десять он уходил и возвращался к калитке. Ему было так обидно, что любимая его мамочка не позвала его в дом. Санька заплакал, сел на лавку, своими заплаканными глазами он смотрел на всё окружающее его. Глядя на плачущего сына из окна Петровне стало жаль его, решив что сын достаточно наказан, она вышла за калитку. Подошла к Саньке, - А это ты сыночек? А я-то думала, кто это там так долго греет лавку.

   Санька рыдая кинулся на грудь маме причитая, - Прости, прости,прости милая мамочка! Прости за необдуманный поступок! Всхлипывая, он не отпускал маму.  - Успокойся горе ты моё!  Ты дома, я рядом. А сейчас побудь один и подумай о своем поступке.  Минут 15 Санька сидел на лавке, с каждой минутой душевная радость вселялась в его сердце, придавая хорошее настроение. Он обратил внимание, как там далеко-далеко за  посадкой  у  пруда занимается алая заря, как бы целуя берега реки Безымянной, лаская наши бескрайние колхозные поля, придавая верхушкам деревьев и кустарников особой окрас. Глядя на эту картину душа его пела, задыхаясь от пленяющего аромата полевых цветов.

   Повсюду были слышны песни скрипачей-сверчков. Слабый ветерок дул Саньке в лицо давая успокаивающую прохладу, наполняя лёгкие чистым воздухом. Всё это сильно повлияло на его самочувствие, вылилось в некую искреннюю гордость и любовь к своему родному краю, где он родился и вырос, где его предки заложили основу житейского уклада и любви к ближнему.

   Санька вернулся в дом. Петровна заметила перемену в поведении, разговоре, рассуждениях.  - Да взрослеет сын? - подумала Петровна, с гордостью обняв сына.  С этого дня Санька был верным помощником и другом. Делился всем сокровенным, получая советы, находил им применение в жизненной ситуации.  Пошли в гору и дела в школе ,тому пример, что появилась на доске почёта «лучший ученик школы» его фотография.

    В летние каникулы  Санька работал принимая участие в уборочной страде, кроме того выпускал молнии, рисовал карикатуры на нерадивых пьяниц, дебоширов и лентяев. Неоднократно правление колхоза награждало грамотами и ценными подарками. Из непутёвого мальчика, Санька превратился в юношу подающего надежды в дальнейшей жизни.

  Ну, а Гриша был всегда тихим, спокойным, уравновешенным. Каникулярное время он, как и Санька, постоянно работал плотником, так как  его с детства тянуло к плотницкому делу. Особенно много Гриша получал знаний и умений от  опытных товарищей  про которых он с гордостью говорил: - мне повезло в жизни, что первыми наставниками были  замечательные специалисты своего дела Бирюк Николай, Конов  Алексей, Баранов В.Ф., заложившие основу знаний и умений, им  я  очень благодарен.  Много полезного я почерпнул у Истомина Виктора по столярному делу.
    Вот так из шаловливых пацанов выросли взрослые люди, гордость  школы и села.





                Дробноход А.Я.       с. Лопанка