Горное эхо. Владимир Высоцкий. Комментарий

Али Шугаюпов
В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха, помеха,
На кручах таких, на какие никто не проник, никто не проник
Жило-поживало веселое горное, горное эхо,
Оно отзывалось на крик — человеческий крик.

Когда одиночество комом подкатит под горло, под горло
И сдавленный стон еле слышно в обрыв упадет, в обрыв упадет —
Крик этот о помощи эхо подхватит, подхватит проворно,
Усилит и бережно в руки своих донесет.

Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья, дурмана и зелья
Чтоб не был услышан никем громкий топот и храп, топот и храп —
Пришли умертвить, обеззвучить живое, живое ущелье.
И эхо связали, и в рот ему всунули кляп.

Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха, потеха
И эхо топтали, но звука никто не слыхал, никто не слыхал
К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо —
И брызнули слезы, как камни, из раненных скал…
И брызнули слезы, как камни, из раненных скал…
И брызнули слезы, как камни, из раненных скал…

Эхо – это олицетворение праведных людей, обладающих духовными, божественными качествами, такими как милосердие, сострадание и любовь к ближним. Те же «не люди», нелюди, убившие горное эхо – это олицетворение демонов, греховных людей, обладающих демонической натурой и греховными качествами. Божественные и демонические натуры описываются в Бхагавад Гите.
Верховный Господь сказал: "Бесстрашие, очищение своего существования, развитие духовного знания, благотворительность, самообладание, принесение жертв, изучение Вед, аскетизм, простота, неприменение насилия, правдивость, свобода от гнева, самоотречение, спокойствие, нежелание искать несовершенства в других, сострадание ко всем живым существам, свобода от алчности, доброта, скромность, стойкая решимость, энергичность, всепрощение, сила духа, чистота и свобода от зависти и от стремления к славе - все эти трансцендентные качества, о сын Бхараты, присущи праведным людям, наделенным божественной природой.
Гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество - эти качества присущи тем, кто обладает демонической природой, о сын Притхи.
Трансцендентальные качества ведут к освобождению, тогда как демонические - сковывают. Не беспокойся, о сын Панду, ибо ты с рождения наделен божественными свойствами.
О сын Притхи, в этом мире существует два вида сотворенных существ. Одни называются божественными, а другие - демоническими. Я уже объяснил тебе подробно, каковы божественные свойства, теперь послушай о свойствах демонических.
Демоны не знают, что следует делать, и что - не следует. В них нет ни чистоты, ни достойного поведения, ни правды.
Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основания, нет Бога, управляющего им. Они говорят, что мир возник из плотского желания, и что ему нет другой причины, кроме вожделения.
Следуя таким заключениям, демоны, потерявшие себя и не имеющие разума, занимаются ужасной, вредной деятельностью, направленной на разрушение мира.
Находя отраду в ненасытном вожделении и поглощенные тщеславием, гордостью и ложным престижем, демоны, находящиеся таким образом в иллюзии, всегда привлекаются нечистой деятельностью, притягиваются преходящим.
Они считают, что удовлетворять чувства - первая необходимость человеческой цивилизации. Таким образом, до конца жизни их тревоги неизмеримы. Опутанные сетью сотен тысяч желаний и поглощенные вожделением и гневом, они добывают деньги неправедными путями во имя удовлетворения чувств.
Демон думает: "Сегодня у меня есть столько денег, а будет еще больше, таковы мои планы. Теперь мне принадлежит столько-то, и мое богатство будет возрастать все больше и больше. Он мой враг, и я убил его. И другие мои враги также будут убиты. Я господин всего окружающего, я - наслаждающийся. Я совершенен, могуществен и счастлив. Я самый богатый человек, окруженный аристократическими родственниками. Нет никого, кто бы превосходил меня в силе и был бы счастливей меня. Я буду приносить жертвы, заниматься благотворительностью и таким образом узнаю радость". Так подобные люди бывают обмануты невежеством.
Так, постоянно находясь в заботах и тревогах, запутавшись в сети иллюзий, они приобретают слишком сильную привязанность к чувственным удовольствиям и попадают в ад.
Самодовольные и всегда бесстыдные, обманутые богатством и ложным престижем, они иногда с гордостью совершают жертвоприношения лишь для виду, не следуя никаким правилам и предписаниям.
Введенные в заблуждение ложным эго, силой, гордостью, вожделением и гневом, демоны начинают испытывать зависть к Верховной Личности Бога, пребывающей в их собственном теле и в телах других существ, и богохульствуют по поводу истинной религии.
Завистливых и злонравных, низших среди людей, Я постоянно низвергаю в океан материального существования, в различные демонические формы жизни.
Многократно рождаясь среди демонических форм жизни, такие люди, о сын Кунти, никогда не могут приблизиться ко Мне. Постепенно они опускаются к самым отвратительным формам существования.
Трое врат открывают дорогу в ад: вожделение, гнев и жадность. Каждый разумный человек должен отказаться от них, так как они приводят к деградации души.
Человек, избежавший этих трех врат преисподней, о сын Кунти, совершает поступки, ведущие к самоосознанию, и, таким образом, постепенно достигает высшей цели.
Тот, кто отвергает данные в писаниях наставления и действует по собственной прихоти, тот не сможет достичь ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели.
Поэтому человеку следует понять, исходя из предписаний писаний, в чем состоит его долг, и что таковым не является. Зная эти правила и предписания, он должен поступать таким образом, чтобы постепенно возвыситься.
Б.Г. (16.1-24.)



Эта борьба, между демоническими и божественными натурами, между полубогами и демонами идёт постоянно. В жизни мы часто это видим. На уровне стран, на уровне разных политических партий. Внутри какого-нибудь коллектива. В одном классе в школе. Даже в тюремной камере можно встретить эту борьбу.
В Бхагавад Гите (3.21.) описывается закон: Тот, кто является щрештхой, лидером, на которого смотрят люди, оказывает огромное влияние на умы людей. Особенно это касается руководителя государства. Большинство людей смотрят на лидера общества и копируют его поведение, берут с него пример. Поэтому, если лидер государства праведный, то все обычные люди берут с него пример и тоже становятся праведными. И, наоборот, если лидер греховный, то большинство людей следуют за ним, берут с него пример и тоже становятся греховными.
Сейчас идёт век греха, Кали юга, и Бог позволяет быть тому, что греховные люди приходят к власти, и, глядя на них портятся все люди. Кроме того, греховные лидеры осознанно и неосознанно разрушают духовную культуру людей, которая ещё осталась, благодаря основным мировым религиям. Иисус Христос говорил: «Не бойтесь убивающих тело, но души не могущих погубить. А бойтесь прежде всего тех, кто и душу, и тело может погубить в геенне огненной.» То-есть тех, кто губит душу, кто превращает человека в грешника, или того, кто даёт ложное греховное знание. Христос говорил про лжеучителей, лжепророков, которые приходят в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные. Они тоже являются убийцами душ, которых в первую очередь стоит остерегаться.
Большинство людей являются ведомыми, они всегда смотрят на лидера общества и копируют его. Они подобны детям, если отец праведный, то дети берут пример с отца и тоже становятся праведными. Если отец греховный, то и дети вырастают греховными, копируя дурные привычки отца. А лидер государства подобен отцу для подданных. Поэтому для того, чтобы люди были праведными, послушными Богу и были счастливы, необходимо, чтобы во главе государства стоял праведный, истинно верующий в Бога и обладающий духовным знанием человек. И он должен набрать себе команду из приближённых, которые тоже обладают этими духовными качествами. Праведные люди должны стоять на ключевых постах в государстве, должны обладать властью и силой, чтобы не дать пролезть греховным людям, демоническим натурам во власть. Только тогда люди будут счастливы под управлением праведных людей.
Слово праведный не имеет отношение к какой-нибудь конфессии, слово Бог тоже не относится к какой-нибудь конфессии. Бог - один, и Его закон – один. Могут различаться разные незначительные детали в разных религиях, но суть остаётся единой. Эту суть должны понимать и видеть те, кто стоят у руля государства. Иначе они будут слепыми вождями слепых людей и будут вести всех в яму.
В этой песне силы зла победили доброе горное эхо. Но это лишь временная победа сил зла. В государстве преступник тоже может совершить ограбление или убийство, но потом его поймают и накажут. Тем более, в государстве Верховного Господа никто не сможет избежать наказания за свои злодеяния.
Демонические натуры, тех кто обладает демонической, греховной природой и живёт, совершая грехи, Бог вынуждает в следующей жизни снова рождаться в семье демонов, греховных людей, и Господь лишает их возможности прийти к Нему, лишает их духовного разума. В результате эти люди попадают в ад и потом становятся существами в низших формах жизни. Попав в низшую форму жизни душа вынуждена много миллионов лет и жизней эволюционировать от более низших форм жизни к более высшим, прежде чем снова получит человеческое тело и шанс прийти к Богу.
О Своих преданных слугах Господь в Бхагавад Гите (6.37-45) говорит, что их душа никогда не упадёт в греховную жизнь, не пойдёт по пути деградации, а пойдёт по пути духовного прогресса, и обязательно достигнет совершенства, и вернётся к Богу. Даже небольшое продвижение на этом пути (к Богу) защитит душу от величайшей опасности, от духовной деградации. Б.Г. (2.40.) «Смело объяви всему миру, что Мой бхакта (преданный слуга) никогда не погибнет.» Б.Г. (9.33.)
Поэтому эхо, хотя и погибло в неравной битве со злодеями, оно не погибло. В следующей жизни оно снова родится человеком в праведной семье и продолжит свой путь к Богу. И продолжит своё служение по распространению духовного знания, по борьбе с невежеством и с распространителями этого невежества. И когда эхо достигнет полной преданности Богу, сможет полностью посвятить себя Богу, то тогда оно вернётся в духовный мир в царство Бога.
Иисус Христос явил пример борьбы против распространителей греховного знания, против лжеучителей. Фарисеи исказили истинное учение Бога и уводили людей в сторону от истинного пути. И Христос боролся с ними с помощью слова, с помощью просвещения людей. (Лишь раз ему пришлось выгнать из храма менял и торговцев) Он сказал: «Сказано, Дом Мой домом молитвы наречётся, а вы его сделали вертепом разбойников».
Так и сейчас демонические натуры влезли во власть и влияют на всё, даже на религию, религия молчит и потакает неправедной власти. Сейчас влиянием на массовое сознание людей занимаются не праведные правители и Дом молитвы, а вертеп разбойников захватил влияние на массовое сознание людей.
Но «не люди», нелюди, зря думают, что они победили, убив горное эхо. Душа вечная, эхо снова родится и снова встанет на борьбу со злом. А они нелюди попадут в ад и в низшие формы жизни.
Кто-нибудь, когда-нибудь рыбачил? Кто-нибудь одевал опарыша, червяка, питающегося трупами, на крючок? Кто-нибудь видел, что у опарыша есть голова, два глаза, что, когда его протыкают и нанизывают на крючок, он тоже чувствует боль, извивается, хочет жить? Никто не задумывался, почему Господь дал этой душе, живому существу, такое рождение, в теле червяка, опарыша, и почему Бог дал ему такую судьбу, быть одетым на крючок?
Ясно, что эта душа, когда-то была злодеем, демонической натурой, совершенно не признавала законы Бога и действовала лишь в угоду своим греховным желаниям, своему вожделению, каме.
Высоцкий увидел, что есть плохие и хорошие люди в этом мире, что плохие люди всегда преследуют праведных людей и пытаются их убить. Убить за то, что те говорят правду, правду божественных писаний, а не людскую правду, потому что в миру каждый придумывает себе «свою правду», по принципу волка: «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать.» У демонов тоже есть своя «правда». Это их невежество, греховные люди смотрят через цветные очки, через призму качеств невежества и страсти. А праведный человек видит вещи, мир, через призму духовного знания, данного свыше Богом, через прозрачные очки. И видит всё в истинном свете. Но невежественный человек не может понять его, как волк не может понять: «Что же плохого в том, что я убиваю?» Поэтому волки, греховные люди, недовольны, когда их призывают отказаться от греховного образа жизни. «А зачем тогда жить?», - думают они через призму своих цветных очков.
Но Бог взамен греховных удовольствий даёт более высокое счастье, духовное, и люди, подобные эху пытаются объяснить людям, что есть другое счастье - жить в согласии с Богом. Но, к сожалению, не все прислушиваются к этим призывам. За грехи Бог лишает духовного разума, и, поэтому те, кто много грешили в прошлой жизни, лишены Богом разума, духовного понимания в этой жизни в расплату за грехи прошлой жизни. «Рада бы душа в рай, да грехи не пускают», - это народная пословица. И действительно, то, что человек не проявляет интереса к Богу и Его посланию – это результат греховной кармы человека в прошлой жизни. Но если такой человек не будет оскорблять преданных слуг Господа и окажет, даже неосознанно, какое-либо служение, содействие миссии Господа, то он окажет неосознанное служение Богу, которое сжигает его прошлые грехи и может привести его к Богу.
Всё зависит от желания души, Бог всегда даёт душе возможность исправиться, обратиться к Нему, и Он всегда готов принять эту душу, как любящий Отец блудного сына.
«И, если даже ты - самый грешный из всех грешников, поднявшись на корабль духовного знания, ты переправишься через океан бедствий.» Б.Г. (4.36.)
Поэтому люди-эхо не держат зла с этой и с прошлой жизни на греховных людей, а стараются всем донести духовное знание, дать каждому возможность вернуться домой, к Богу.