Играть или не играть?

Дориан Грей
В 1994 году я впервые прочитал «Игру в бисер» Германа Гессе ...
Я тогда учился на 4 курсе филфака, хотел писать диссертацию по филологии, по языкознанию. В языке я видел универсальное средство постижения мира. Все тайны Вселенной таились для меня в языке, в речи, в наименованиях и построениях синтаксических конструкций. Познай слово, и ты познаешь все, весь мир в его многообразии. Есть Мастера своего дела, но филолог тогда был для меня Мастером над Мастерами.
А в 1994 году я прочитал «Игру в бисер». После «Игры» словно увидел «слона целиком». Помните эту древнюю притчу о трех слепых мудрецах? Слепые мудрецы не верили, что существует такое животное, как слон. Им привели слона, они ощупали его – каждый со своей стороны. И уверовали. «Слон – это толстый столб, уходящий в небо», - сказал тот, кто ощупывал ногу. «Нет, слон – это гибкая змея», - сказал тот, кто ощупывал хобот. «Нет же, слон – это парус», - решил тот, кто трогал ухо.
Вот и мне после «Игры» показалось, что через филологию, через языкознание я буду двигаться наощупь. А нужно видеть «слона целиком». Умение владеть речью, оперировать языком – это дар, умноженный на талант, умноженный на усердие, умноженный на интеллектуальные способности. Но «Игра» являла иное – МЕТАЯЗЫК. Когда все культурное наследие, все духовное достояние человечества Магистр Игры при помощи Магистров частных наук сплетает в единый узор, как бисеринки на тонких ниточках в старинной детской игрушке.
Чтобы стать Магистром Игры, нужно через частное знание прийти к знанию общему. Через филологию – к Игре.
Я шел на красный диплом, Слово открывало мне свои тайны, Слово охотно вело меня по выбранному пути. Роман Гессе перенес меня в Касталию – педагогическую провинцию, обитель духа, где живут Хранители культурного наследия – ученые педагоги. И я рискнул. Я пошел на кафедру педагогики и сдал там кандминимум (язык, философия, специальность)...
А в 1995 году я открыл Школу, которую видел именно такой: педагогической провинцией, цитаделью духа, энтузиазма, мастерства и профессионализма. Собранием людей, которые верят в себя, в призвание, в учеников и безумно любят свое дело. И я собрал людей - Мастеров, Магистров - и мы затеяли свою «Игру в бисер» в отельно взятой частной школе.
Очень много воды утекло с тех пор. Изменились обстоятельства, изменились технологии, изменились ученики, родители, педагоги. «Квартирный вопрос» многих испортил, как говорил Воланд. Престиж профессии стремится к нулю, авторитет учителя подвергают сомнению все: и рвач, и ткач, и на трубе играч, и токарь, и плотник, и на мышей охотник. Но цели моей Школы, нашей педагогической провинции остаются неизменными: хранить наследие духа, культурное достояние человечества, не гасить огонь и щедро делиться с теми, кто пришел на этот свет. Пусть даже огонек Школы останется последним во мраке новых программ, «передовых тенденций», «эффективных технологий», «политических ориентаций» и «гражданских позиций».
Мы – Педагоги, мы – Магистры Игры, мы Хранители духа. Мы постигаем метаязык, пока весь мир говорит на суржике. И не рассказывайте нам, кто, чему и как должен учить. Мы знаем. Может быть, мы последние, кто знает, в этом мире.

Специально для телеграм-канала «Иван Быков писатель».