Явление Христа народу

Майкл Андреев
Речь пойдет об этой картине, которая называется "Явление Христа народу" и написана художником Александром Ивановым в 1837-1857 годах (холст/масло, 540 х 750 см).

Тут я должен сразу оговориться, что я не искусствовед, а критик - это совершенно разные вещи - и рассказывать о картине я, строго говоря, не имею водительских прав. Картина - это машина, искусствовед - это опытный, хорошо знающий дороги искусства водитель, ну, а я, критик - всего лишь пассажир, удобно расположившийся в кресле машины и ждущий, что она привезет меня туда, куда мне надо. Вы, читатель - тоже такой же пассажир, но вам, возможно, со мною не по пути. Да, еще есть художник - он тот, кто эту машину изобрел или произвел - и уж он точно не знает, куда мы хотим на ней приехать.

И еще я хочу сказать, почему я не искусствовед. Собственно, почему? 
Потому что не хочу водить! Я лучше сяду рядом с водителем, буду критиковать машину, ругать дорогу, все время переспрашивать "А туда ли мы едем?" и попутно травить байки и рассказывать анекдоты про того самого художника. Заниматься искусствоведением - как машины этой марки ведут себя на дорогах, чем они лучше других марок, сколько жрут бензина, сколько стоят и где их можно купить - для меня слишком скучно, это все равно что писать докторскую. Меня интересует только цель моего путешествия, и я ненавижу докторские диссертации и прочие научные исследования, отнимающие у писателя годы и, главное, возможность в этой жизни что-либо сделать.

Несмотря ни на что я страсть, как уважаю искусствоведов! Меня восхищает их образованность, их научный объективный подход! А у меня, у критика, увы, все субъективно, бездоказательно, всё на чувствах, всё на простой бытовой логике, и я бы мог в пух и прах раскритиковать любую картину, в том числе и эту, потому что сила моего критического мышления меня буквально несет и ищет своего сокрушительного применения. Как говориться, сила есть, ума не надо. Но я не позволяю этой силе взять надо собою верх, я буду ее сдерживать, как парус корабля сдерживает движение ветра, и тогда мой корабль, движимый ветром, попадет в поток откровения. И мне тогда открывается суть вещей.

Итак, вот эта картина "Явление Христа народу". Приступим! Без искусствоведа нам будет не обойтись, поэтому я сразу отсылаю вас к одной замечательной женщине с докторской ученой степенью, она вас посвятит в тему. На днях здесь на прозе.ру я открыл ее исследование о художнике А.Иванове, в котором данная картина "Явление Христа народу" упоминается несколько раз. Вот ссылка:
http://proza.ru/2022/08/10/521
Так или иначе, но без знания некоторых ключевых фактов - что, где и когда - мы не можем приступать к критическому разбору картины. Спасибо, что на свете есть искусствоведы, которые делают эту работу за нас!

А теперь начинается моя работа художественного критика. Поехали!
Конечно, восторг! Конечно - надо отметить - грандиозная работа и огромный труд по поиску и прописке персонажей. По характеру и масштабу картина напоминает "Тайную Вечерю" Леонардо да Винчи, только там было последнее явление Иисуса ученикам, а здесь Его самое первое появление, о котором повествует Евангелие от Иоанна.

Вы видите, что это ПЕРВОЕ появление? Это важно. По каким признакам на картине можно определить, что Христос появляется перед людьми в первый раз? Что Он, как актер, еще ни разу не выходил на сцену?

Во-первых, это большая скученность человеческих фигур на переднем плане - Ему не оставили места на сцене. Во-вторых, указующий жест Иоанна-Крестителя, представляющий публике новое действующее лицо.

Вдруг, раз так - Христос среди нас! А на первый взгляд - обыкновенный человек идет, который просто хочет присоединиться к группе. Но его не ждут, и не хотят узнавать в нем Того, о ком им постоянно вещает Иоанн, что Он придет. Вот что хотел изобразить художник и что, по моему мнению, ему так и не удалось изобразить. Да, картина не удалась!

Как это понимать, что  не удалась!

А так - ибо мы воспринимаем картину превратно, несмотря на все старания художника сделать ее точной и объемной иллюстрацией соответствующего евангельского сюжета. Мы с самого начала хорошо знаем, что это за Человек в синем плаще. Знаем из всех источников, знаем хотя бы из названия картины - и нам больше неинтересно. А люди, сидящие на сцене, этого не знают и не могут понять, на кого им указывает Иоанн! Мы, зрители, тоже не должны сперва понимать, и только в результате внутреннего озарения приходить потом к познанию:

"Так, вот оно что! Оказывается, там,на дальнем плане, это и есть Христос!" 

Огромная картина, предназначенная нести зрителю оглушительное откровение, увы, воспринимается нами, как простая иллюстрация появления Иисуса в людном месте. Печалька на всю историю русской живописи! Нам бы картину явления воскресшего Христа дать - тогда бы, по крайней мере, рождался вопрос: "А в моей душе Он воскрес или нет?" В данном же случае мы смотрим на этих глупых людей, с чувством некого превосходства: "Я-то знаю, где Христос, а эти дураки не знают!" И, отдав должное фундаментальным размерам картины, мы идем дальше по Третьяковке смотреть другие картины.

А на самом деле, эта сцена в Евангелии остается до сих пор величайшей загадкой, на которую почему-то не обращают внимания ни художники, ни философы, ни историки - никто. Вот что там написано:

На следующий день увидел Иоанн
идущего Иисуса.
И сказал Иоанн:
«Смотрите! Вот Агнец Божий!
Он взвалит на себя все грехи мира
и разрешит их в себе.
Это о Нем я сказал:
"За мной идет Тот,
кто был прежде меня,
потому что Он был до того,
как я стал быть".
Я с Ним не знаком;
но для того, чтобы Он смог явить себя в Израиле,
для этого я собственно и пришел,
для этого крещу водою людей»,

И далее свидетельствовал Иоанн:
«Я увидел, как дух
спустился к Нему с неба
в виде несомого голубем послания,
и остался связанным с Ним.
Я не знал Его!
Но Тот, кто послал меня
крестить водою, поведал мне:
«Когда увидишь ты духа,
спускающегося на человека
и остающегося в нем,
то это и есть Он,
кто будет совершать крещение
в водах действительности
и в Святом Духе».

Это было именно
то, что я увидел!
Поэтому я свидетельствую:
Он есть Сын Бога». (Ин.1.29-34, перевод мой, МА)

И всё. Дальше евангелист переходит к тому, что на следующий день повторилось все тоже самое, Он опять появился на том же месте, Иоанн произнес те же слова, но на этот раз за Ним увязались два ученика. А в первый день никто за Ним не пошел! День кончился безрезультатно - от слова совсем.

Парадокс получается! Иоанн, крестивший людей и посвятивший всю жизнь тому, чтобы указать им на Посвященного, который поведет их за собой, наконец-то Его встретил, подходящего по всем знамениям. Ура! Иоанн показывает им на Него - вот, глядите! - и никто ничего! Приветственную речь даже произнес, а указанный Сын Бога и слова ответного не вымолвил, не стал креститься, как все, развернулся и пошел прочь. Как это понимать?

По идее, вся толпа должна была устремиться за Иисусом! Получается, они не поверили Иоанну! Ему, который был для них величайшим авторитетом!
 
И как сам Иоанн перенес этот удар? Для Крестителя это была потеря всего! Дело жизни потерпело полный провал! Ошибся! Люди, конечно, не поверили ему, что этот полумертвый призрак в синем плаще и есть Сын Бога. Их не обманешь: ведь от призрака не исходило никакого света, никакой божественной силы, никакого светлого ореола не висело над Ним, и Он не излучал ни мудрости, ни милосердия, ни любви. Явившийся был тем прежним разочаровавшимся в поисках Бога больном Иисусом из Назарета, который от усталости не мог говорить и не стал даже подходить к толпе, потому что ему было тяжело. Не было еще никакого Христа!

Как же пережил Иоанн свое потрясение? - Картина про его внутреннее состояние молчит. Все идет как по плану! Ни великого разочарования, что дело погибло, ни победной эйфории, что дело завершено. Все культурно и чинно, и никакой драмы! 

Три критические ошибки в названии картины "Явление Христа народу":

1. Не было "явления". Слово "явление" мы понимаем слишком в духовном смысле. Это еще можно кое-как назвать встречей, и то несостоявшейся, потому что человек быстро ушел.

2. Не было еще "Христа". Божественное Существо начало овладевать телом Иисуса только после данной поворотной встречи с Крестителем.

3. Не народу "явился", а одному Иоанну, так сказать, показался на глаза: "Мол, вот Я здесь, твоя миссия выполнена". С народом же не произошло никакой трансформации, никакого чуда или потрясения. И не ставил Он перед собой задачи показаться народу.

Эх, не хотел я критиковать произведение искусства, а пришлось! К сожалению, не вижу я в картине всемогущей христианской идеи. Такой, чтобы сразу с нею в мир. Не нахожу себя ни в Иоанне, ни в Иисусе, ни в одном из образов.

Лишь одно делает картину выдающейся - это маленькая фигура Иисуса на фоне далекого пейзажа, который в данном месте имеет четыре цветовых слоя (снизу вверх): землисто желтый, темно синий, белый и светло-синий. Они как сходятся здесь, образуя двусторонний купол. Это значит, что Его существо обитает в четырех мирах одновременно, это дух. Вот что как духовное явление заметил Иоанн, и по этому тонкому признаку, заключил что это Сын Бога.

Все остальные человеческие фигуры изображены на фоне первого цветового слоя - они все, включая Иоанна земные, от мира сего. И только один Иисус гражданин и на Земле, и на Небесах - Он в них царь.