Что такое марксизм и кому он нужен

Аникеев Александр Борисович
     Марксизм - это экономическая и политическая теория, которая исследует недостатки, присущие капитализму в стремлении определить для него альтернативные условия для развития общества.

     Марксистская теория оказала влияние на развитие коммунистической идеологии, в основе которой лежит стремление к развитию в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости, что в свою очередь основывается на солидарности трудящихся масс жить в мире и согласии в своём социально-экономическом взаимодействии.

     Марксизм прямо отвергает концепцию развития товарно-денежных отношений утверждая, что сам народ и избранное им правительство страны должны коллективно владеть и контролировать производство и распределение всех производимых благ и оказываемых услуг для социально-экономического благополучия всех членов общества!

          Понимание марксизма.

     Марксизм является одновременно философской, социальной и политической теорией, что связывает марксистскую классовую теорию с конфликтом между трудом и капиталом в капиталистическом обществе. Марксизм был впервые признан публично в 1848 году после публикации брошюры Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в которой был издан "Манифест коммунистической партии", в котором излагается теория классовой борьбы и необходимая для этого социальная революция.

     Марксистская экономика фокусируется на критике капитализма, подробно изложенной Марксом в его труде "КАПИТАЛ", который впервые был опубликован в 1867 году. В целом, марксизм утверждает, что монополия капитала как форма экономического и социального воспроизводства изначально порочна и в конечном итоге будет заменена на монополию законов о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда, а не по капиталу.

     Капитализм в критике Маркса определяется как способ производства, при котором владельцы бизнеса (капиталисты) владеют всеми средствами производства (фабриками и заводами, инструментами и машинами, сырьем и конечным продуктом, а в основном прибылью полученной от продажи всего этого). Рабочие (лейбористы) нанимаются за заработную плату и не имеют своей справедливой и законной доли ни собственности, ни прибыли от результатов своего труда.

     Более того, заработная плата, выплачиваемая рабочим, ниже, чем экономическая ценность, которую их труд создает для капиталиста. Именно этот источник прибылей капиталистов и есть корень присущей им классовой борьбы между трудом и капиталом. И в современную эпоху промышленного капитализма капиталисты организуют рабочую силу на фабриках или в офисах, где они работают за заработную плату, используя современные инструменты и машины.

          Марксистская экономика.

     Как и другие классические экономисты, Карл Маркс верил в трудовую теорию стоимости для объяснения относительных различий в рыночных ценах. Эта теория утверждала, что ценность продукта может быть объективно измерена средним количеством часов труда, необходимых для его производства. Другими словами, если для изготовления стола требуется вдвое больше времени, чем для стула, то стол следует считать вдвое более дороже.

     Маркс утверждал, что в капитализме есть три основных недостатка, которые приводят к эксплуатации: анархия свободного рынка, власть денег над экономикой вместо потребностей населения, выбрасывание из экономики избыточной рабочей силы.

     Маркс предсказал, что капитализм в конечном итоге уничтожит сам себя, поскольку все больше людей будут низведены до статуса рабочего класса, возрастёт имущественное неравенство и интеллектуально-духовное разногласие, а конкуренция сведёт корпоративные прибыли к нулю. Он предположил, что это постоянно будет приводить к социально-экономическим кризисам, к социальны беспорядкам и к правительственным переворотам!  Пока не изменится сам социально-экономический закон, позволяющий людям с правом трудиться на благо общества иметь право на необходимые и производимые в обществе блага достойно количества и квалификации своего труда, а не только денежного капитала!

          Классовый конфликт и гибель капитализма.

     Классовая теория Маркса изображает капитализм как один шаг в историческом развитии экономических систем, которые следуют друг за другом в естественной последовательности. Он утверждал, что они движимы огромными безличными силами истории, которые проявляются в поведении и конфликтах между социальными классами. Согласно Марксу, каждое общество разделено на социальные классы, члены которых имеют больше общего друг с другом, чем с членами других социальных классов.

     Ниже приведены некоторые ключевые элементы теорий Маркса о том, как разыгрывался бы классовый конфликт в капиталистической системе:

     Капиталистическое общество состоит из двух классов: буржуазии, или владельцев бизнеса, которые контролируют средства производства, и пролетариата, или рабочих, чей труд превращает необработанное сырьё в товары, имеющие рыночную стоимость.

     Обычные рабочие, которые не владеют средствами производства, такими как фабрики, здания и материалы, имеют мало власти в капиталистической экономической системе. Работников также легко заменить в периоды высокой безработицы, что еще больше обесценивает их воспринимаемую ценность.

     Чтобы максимизировать прибыль, владельцы бизнеса должны получать от труда своих работников максимально возможную прибыль, выплачивая им минимально возможную заработную плату. Это создает дисбаланс между владельцами и рабочими, чей труд эксплуатируется владельцами для их собственной выгоды.

     Поскольку работники мало заинтересованы лично в процессе производства, Маркс полагал, что они станут отчуждёнными от результатов своего труда, получая лишь гроши от прибыли хозяина и будут на него обижены.

     Буржуазия способна использовать социальные институты, включая правительство, средства массовой информации, научные круги, религию, банковскую и финансовую системы, в качестве инструментов и оружия против пролетариата с целью сохранения своих позиций власти и привилегий.

     В конечном счете, присущее этим двум классам неравенство и эксплуататорские экономические отношения приведут к социальной революции, в ходе которой рабочий класс восстанет против буржуазии и возьмет под свой контроль всю экономику страны, повсеместно внедряя коммунистические социально-экономические законы с монополией социальных гарантий по труду, взамен буржуазных условий жизни по капиталу и уничтожит эксплуататорскую сущность капитализма.

     Таким образом, Маркс считал, что капиталистическая система содержит семена своего собственного разрушения. Отчуждение трудящихся от результатов своего труда и эксплуатация пролетариата, что являются основополагающим условием для капиталистических отношений, неизбежно побудили бы рабочий класс к объединению для восстания против буржуазии и её правительства с тем, чтобы взять власть в свои руки и создать своё правительство! Это необходимо сделать для контроля как над средствами производства, так и над его продуктами для их справедливого распределения по труду, а не по капиталу.

     Эту революцию возглавили бы просвещенные лидеры, известные как “авангард пролетариата”, которые понимают не только классовую структуру общества, но и смогли бы объединить всех трудящихся путем повышения осведомлённости и классового сознания.

     Маркс предсказывал, что после революции на основе внедрения его тезиса о двойственности равенства рабочего времени это равенство будет определять не только относительно равное количество труда по времени, но и относительно равные нормы количества базовых, необходимых каждому производимых трудящимся народом благ для жизни и развития общества в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и необходимых материалов для изготовления добротной одежды и обуви!

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды для своей здоровой и созидательной жизни каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда или службы на рабочем месте в единое для всех рабочее время на благо общества в экономике страны по своим предпочтениям! При рынке на производимое сверх принятых народом законов о нормах необходимых для социального благополучия общества!

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы своей страны, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии!

     Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо нас должно заботить будущее наших внуков и правнуков. Чтобы старики, больные и немощные могли иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду или степени инвалидности пенсию для благополучной жизни и старости!

     Чтобы все могли счастливо жить по этим законам, следить, чтобы другие их не нарушали и строго наказывать всех нарушителей закона по статьям принятого народом закона. Вот тогда в обществе и будет ДЕМОКРАТИЯ, то есть НАРОДОВЛАСТИЕ, когда исполнительная и правозащитная власть будет у государственных структур для исполнения законодательной воли трудящегося народа страны, а не понаехавших пожить на дармовщинку!

     А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социально-коммуникационное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития и для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха в жизни каждого!

     Ибо социально-коммуникативное развитие человека – это процесс, в результате которого он с детства учится устанавливать и поддерживать необходимые социально-экономические контакты с окружающим миром и обществом. Основной целью данного направления в развитии общества является позитивная социализация людей в обществе при построении их дружеских социально-экономических взаимоотношений, приобщение людей к социокультурным нормам и традициям общества и государства. Задачи социально-коммуникативного развития – в усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая морально-нравственные и интеллектуально-духовные ценности при развитии принятых в обществе социально-экономических взаимодействий человека и общества. А чем мудрее и справедливее законы в обществе, тем счастливее живут все граждане в таком обществе!

     И тогда вполне возможно, что для производства необходимых каждому благ для жизни и развития общества вполне будет достаточно четыре часа необходимого рабочего времени, а остальное время люди смогут заниматься творческим трудом в любой области наук и искусства, встречаться с друзьями и с любимыми, воспитывать своих детей и заниматься любыми делами не запрещёнными законами принятыми абсолютным большинством общества! Чтобы люди могли заниматься тем, что будет развивать в обществе дружбу и взаимопомощь, добро и социальную справедливость, гуманизм и равноправие для счастливой жизни всех граждан такого свободного от любого угнетения общества!

     А право на труд без права и свободы жить достойно труда – это право на рабство!  И никакого значения не имеет то, какое это будет рабство - натуральное, крепостное, наёмное, кредитное, ипотечное или ещё какое-либо.

     Товарно-рыночное производство капиталистической экономики ради прибыли капиталистов в виде владельцев средств производства, на которых для получения прибыли они нанимают работать тех, у кого ничего нет, кроме рабочих рук и способностей что-то делать для получения прибыли хозяина средств производства, сегодня уже себя изживает!

     Причём не важно, отдельный это будет капиталист или совокупный, в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества.  Даже когда право на заработную плату пропорционально количества и квалификации труда определяет государство, а необходимые блага для жизни формирует рынок, то социальная справедливость по труду не наступит!

     Ибо деньги всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР присвоения средств для жизни только теми, у кого их хватает на необходимые блага при условии, что они есть на рынке, в ущерб тем, у кого денег не хватает или в продаже они закончились, хотя трудились они не меньше и не хуже других.  Капиталистическое общество не может гарантировать социальное благополучие всех по труду в силу монополии капитала, власти денег и анархии рынка!

     Именно поэтому без социальных гарантий по труду на узаконенные нормы самого необходимого для жизни от их общего производимого в обществе количества,  общество с коммунистическими  принципами жизни реализовано быть не может по определению, это УТОПИЯ!!!

     В социально справедливом обществе рынок может сохраняться лишь на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия населения при достижении определённого уровня развития производства и населения!

     Только при объединении всех трудящихся страны в единую политическую партию с более социально прогрессивной идеей, чем капиталистическая, при победе этой партии на выборах и при внедрении в обществе более прогрессивных социально-экономических законов с формированием действенных служб обеспечения законности и правопорядка появится и возможность реализации принципов социальной справедливости!

     В своё время идеи Маркса и Энгельса заложили основу для теории и практики развития капиталистического общества в коммунистическое, выступая за бесклассовую систему, в которой все производимые блага становятся собственностью каждого по заслугам перед обществом!

     Социалистическая и коммунистическая идеологии направлены на исправление недостатков капиталистической системы свободного рынка. К ним относятся эксплуатация трудящихся, неравенство между классами и откровенная бедность. Примечательно, что большинство современных социально развитых государств смягчили некоторые из своих наиболее жестких политических мер во имя экономического прогресса и мировой торговли.

     Капитализм медленно, но верно сдаёт свои позиции и он сильно изменился со времён Маркса. Правительства многих капиталистических государств, включая США, обладают властью бороться с монополиями и монополистической деловой практикой. Правительства вновь избранных правящих партий устанавливают минимальную заработную плату, пособия по безработице,  регулирующие органы устанавливают гарантированные стандарты для защиты интересов трудящихся.

     В то же время там, где трудящиеся плохо осведомлены о трудах Маркса и не организованы для борьбы за свои права жить в человеческих условиях,  увеличилось экономическое неравенство, периодически происходят рецессии и социально-экономические кризисы.  И хотя всё это не все считают неотъемлемой чертой капитализма и свободных рынков, там, где монополия капитала меняется на монополию законов о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда снижается социальное неравенство и, как следствие, снижается уровень нищеты населения и преступности!