Бдения на Вознесение

Оксана Самоенко
 Верю ли я в перерождение?
 Да.
Медицинский термин «перерождение» называет так изменения в организме. Внешние - папилломы, пигментные пятна, бородавки. Внутренние - самые разные доброкачестенные и злокачественные опухоли, спид и прочее.  В моём возрасте не верить в перерождение не получается.
 
Верю ли я в перерождение души?
 Да.
Не буду сравнивать милого ребёнка, цепляющегося за мамину руку, с собой сегодняшней.  Даже этот год превратил меня в бегемота.
 Объясняю.  Мне нравятся «животноводческие»  каналы, нахожу там много интересного, полезного угасающему чувству юмора.  Бегемоты гоняются за велосипедами, носороги бодаются с машинами, крокодилы боятся лягушек. Об умственных способностях гиен рассказывала.
 Бегемотов   ставят в пример  человеку. Смотрите, как он бесстрашно бросился на помощь, какой- нибудь козе, которую крокодил тащит к себе  на завтрак.
  Нет. Бегемот не защитник.  Он страшно раздражителен. Имеет нервную систему в отличном состоянии. Она заводится с полпинка.
 Бегемот, бросающийся  в воду, в которой верезжит антилопа, наподдаст и крокодилу, и ей,  если она  замешкается с бегством. Но африканские жвачные прекрасно знают нрав «водяной лошади» и сматываются, пока освободитель о них не вспомнил.
 Бегемот без тени сомнения ворвётся в крокодилову тусовку и разгонит их всех, к едрене фене. Особенно, если бегемотов много.  Челюсти ящера  могут только поцарапать тяжеловеса, добавить ярости в его вечное возбУждённое состояние.

На крокодила, пожалуй, я ещё не брошусь, мало меня,  но погонять велосипед изредка удаётся. Похоже,  пора вводить медицинский термин.
  Синдром бегемота.
 
Как я отношусь к буддизму?
 Цинично.
А индуизм с его историей вызывает чёткое, почти советское отношение.
 Так им и надо!
 Все попытки объяснить кончаются желанием превратить бегемота в бронетранспортёр. Слишком близко к нам.
 Слишком.

 Остановлюсь на перерождении культур.
Здесь, как и везде,  сверхестественного мало.
 Тем, кто занимается земледелием, знакомо понятие  «сельскохозяйственная культура». Обработка земли, удобрения, сроки развития от  семечка  до урожая, необходимость полива, прополки, постоянного обновления семенного фонда, ибо растения постепенно отдают свои хорошие качества, вырождаются, становятся менее урожайными.
 На этом можно было бы и успокоиться.

 Как- то уложилось в голове, что человек не в ясельках придумал письменность. Сколько всего и самого разного он научился делать прежде, чем «сел за письменный стол». Конечно, сначала он посчитал излишки, распределил, сколько тюфяков, набитых камышом,  даст Ване в обмен на  столько- то корзин фиников. Сколько надо его ослику зерна, чтобы остатком поделиться с Васей, пострадавшим от последнего паводка. Сколько и чего  выдать специальному хранителю на нужды общины.
 Надо записать, всего в голове не удержишь.
 Вот, что загадочно.

Зачем человеку, «державшему в голове» приметы и сказки, имена многочисленных богов и дни их почитания, особенности ритуалов по временам года, повадки и предпочтения скота,  зверя, много ещё информации, записи?
 Интересное мнение есть по поводу человечества, начавшего «тупеть» сразу после изобретения письменности.
Оно  отдало  часть знаний «бумаге», понадеялось,  что записей будет достаточно  для того, что бы вспомнить  основное содержание, но его- то оно, как раз, забыло.
 Мы теперь, кто, во, что горазд, пытаемся понять смысл шпаргалок предшественников.
 Как во времена шумерские, можно было создать литературу такой смысловой наполненности?
  Какая мощь была в той культуре, делавшей всё собственными руками, что от связи «рука- мозг» родилась «цивилизация»!

Вроде, язык был сложнее. Вроде, делился он на «мужской» и «женский».  Поди - разберись, что называлось «мужским», что «женским»?
 Простенькие обозначения мешков, корзин и быков оказались не достаточны для создания литературных и религиозных текстов. Появился литературный язык. Он, какой? Мужской или женский?
Аккадцы, пришедшие на смену шумерам,  имели в своём словарном запасе меньше понятий, так как, мыслили проще. Зачем скотникам ложные  (не описка) образы и сравнения?

 Отвлекусь немного. При всём моём уважении к, витиевато, мыслящим. В средневековой японской литературе был жанр «женский роман». Отсутствовали в нём половые  переживания.
 Женский роман описывал красоты природы, изощрялся в представлении себя, как тонкой, во всех смыслах, штучки.
 Одна  светская дама рассказывала, что её бывшая подруга ездила на «северные территории», видела там  снег, но не написала, каким он был. Пушистым, как перья, мокрым и так далее. Не будет больше авторка романа дружить с такой  грубой, бесчувственной натурой.

  А мне страшно интересно, что бы сказала писательница после беседы с нашим чукчей. Не знаю, как сейчас, но раньше  чукчи использовали больше сотни слов для обозначения снега разной степени свежести. Наверное, японка, испытывая настоящее культурное потрясение, сделала бы себе торжественную сепуку. Ей нанесли оскорбление, поймав на слове.

 Увы, встречи не случилось. Не стало на свете одним снобом меньше.

Виктор Ерофеев во времена, когда я ещё смотрела телевизор, восхищался японской поэтессой.  Она так тонка в своих чувствах, что «слышит», как кровь бежит по венам.
 Мама меня постоянно пугала: «О, побежала, побежала!» Сия тонкость называется варикоз. Однажды, как и положено, она порвалась.

Той поэтессой не восхищаться, помочь с госпитализацией бы  надо.
 Жаль, не прочтёт мои соображения Виктор Ерофеев.
 Снова  не уменьшится количество снобов у нас в стране.
 Есть ещё пара соображений.

Очень возможно, что шумеры имели представление о принципе ветряной и водяной мельницы. Индейцы Южной Америки знали, что такое колесо точно. Но соображения целесообразности, отсутствия в горной местности парковок  для колёсного транспорта, что- нибудь ещё, возобладали над желанием больших денег.
 
Здесь надо быть осторожным.

 Итальянцы до сих пор не обзавелись кучкой чувственных,  эмоциональных слов, свойственных французскому языку.  Можно ли говорить о бОльшей бедности их языка?
 
Вот и аккадцы ещё не дошли до момента,  после, которого культура садится за письменный стол.
 Да, они многое впитали, упростили, переврали, но очень старались перенять принципы городской культуры. Аккад упростил письменность учителей.
В меру поцелованности богом. И в эту меру создал  зык международного общения на сотни лет. Тысячу с лишним точно.

Наблюдала за процессом клинописи. Мы до сих пор используем в работе ту палочку, которой написаны шумерские произведения. В городе такой штукой, но побольше и погрубее, дворники долбят лёд.

 В селе маленький металлический треугольничек, насаженный на деревянную ручку, просто незаменим. Им можно подкопать, выкопать, окучивать,взрыхлить, провести углубление для грядки и завалить её после посева, сделать арычок.

 А мы потом те отвалы принимаем за стены и оборонительные укрепления.

 Всё  зависит от того, какой стороной треугольной штуки сделать работу. С какой силой, совсем не металлического приспособления.
 Приплюсуем сюда глину «плодородной» « Мастерской богов». Сколько времени прошло между следами на глине после работы земледельца и её  отражением на глиняной табличке?
 Не вем.
 Можно просто прикинуть, что не люди с длинными пальцами…

 Ну, сама себе я уже всё доказала.

Аккад на плечах своего гиганта вошёл в историю. А печать, как орудие  юридического убийства, придумал сам.
«Кто с печатью к нам придёт, тот от печати и погибнет!»
 Человечество «умнело».

 Можно ли считать письменность Вавилона упрощением?
Представьте себе скоропись на глине. Скорее, искусство арабской вязи или китайские  иероглифы, которые сами по себе, являются картинами.
 Преподаватель, от которого давно прячут подлинники, как- то, тыча пальцем в изображение с вавилонской табличкой, неистовствовал: «Кто так пишет? Как тут можно что- то прочесть?»

Нет, человечество тогда ещё не было тупым. Оно сломало мозги, когда пыталось одолеть  старую письменность. Писцы тех культур годами, всю жизнь учились читать и понимать написанное за последние 500 лет, а потом придумывали, чё бы тут ещё заморочить?
» Подрывались »  сами на замороченном, лишались головы…
Может быть, это можно назвать отупением?

Финикийцы ещё упростили письменность, она- то и стала основой для создания греческой письменности. Греки  после общения с ионийцами, уже придумавшими, гласные, добавили их в свой вариант письма.
   Иначе, так и пугали бы  людей своим галочьим гырканьем.
 
  Можно сказать, что из всех наших записей торчат ушки шумерских быков.
 Другой вопрос- перерождение культур и изменение смыслов.

 То, что писал древний грек, что восхищает умные головы до сих пор, могло бы вызвать бурную реакцию, к примеру, у ассирийских теологов.
 Прошлись бы.
 Во всех смыслах.
 Инквизицию придумали не в Средние Века.
 
 Вавилон во времена, когда греки сочиняли   12 подвигов Геракла, добавил  двенадцатую табличку к Эпосу о Гильгамеше.
  Шумеры сочинили  11 табличек по той простой причине, что человеку не дано знание о жизни после смерти. Он может только предполагать детали этого посмертия и воспитывать сыновей в соответствии с этим знанием.
 Никаких островов блаженных.
Просто веди себя по- человечески.

 Видимо,  у вавилонян с человеческим поведением были проблемы. Следуя общей моде, они  вводят  двенадцатую  табличку, посвящённую посмертию праведника и грешника.
С упором на наказание неумолимого Бога.

Не  по причине  ли перерождения культур?

А греки в это время изводили  львов на  прикид   героям. Но их  культура уже не родила идею ответственности за   поступки. Греки писали, играли,  пели и  танцевали.
 Сплошные играющие и танцующие  боги.
 Индусы уже давно выдвинули предположение, что мир- результат игры богов.

 И снова причиной достижений греческой цивилизации называют отсутствие хорошей земли для земледелия,нужду в  полезных ископаемых, перенаселение, необходимость находить общий язык с соседями, воевать с теми, кто не желал уступать свои плодородные места.

Но о  Гильгамеше никто уже не вспомнил. 

  Есть утверждение, что человечество начало тупеть с изобретением книгопечатания.
 Однако  первые книги, по- прежнему, оставались произведениями искусства переплётчиков, делавших не только красивые доски для обрамления внутреннего содержания. Там были цепочки и замочки, даже ключики. Отдельные мастера рисовали замысловатые заглавные буквы, присмотритесь к иллюстрациям.
 Знаю, что девочки - реконструкторши  до сих пор по этим картинкам шьют одежду тех времён. Именно изображения самих египтян являются источником знаний об их повседневности. В Средние века традиция сохраняется.

 Остаётся   отношение к религиозным текстам. Их монахи предпочитали держать в уме. Большие пятикнижия и прочее. В Новгороде даже существовал,  как бы сейчас сказали, дискурс. Если человек наступил на печатный текст, согрешил ли он?
 В случае, когда текст оказывался религиозным, речь  могла идти  о святотатстве и наказании.

Не буду мучить подробностями ликвидации безграмотности и состоянием умов людей, впервые в истории, получавших образование, не зависимо от происхождения.
Назову это  временем  богов, обжигавших горшки, строивших плотины, каналы, рывших котлованы, открывавших лекарства и вооружения.
Вышедших в космос.
 Сверхчеловеки  по - шумерски. 
Воспитанницы бестужевских курсов, выпускницы институтов   благородных девиц посадили за парты миллионы людей, у которых довольно быстро наладилась связь «рука- мозг».
 Пока они сами записывали лекции преподавателей, пытались их оформить  так, чтобы понять потом записанное, расшифровывали записи однокурсников и старшекурсников, сидели в библиотеках, конспектируя книги, зарисовывали карты, маршруты, археологические находки, мозг человечества работал.

 Мы все не учли одну штуку.
 Время.
 1300 лет, в течение, которых писался Эпос о Гильгамеше. Тысячи лет, предшествовавшие его созданию.
 Человек не меняется со скоростью появления новых гаджетов. Так, как известно, только кошки родятся. И появляются люди расшифровки.
 «Ну, и гад же, ты».

Пограничные  обстоятельства войн и революций проявляют лучшие и худшие свойства людей. А потом начинается    работа по воспитанию  человека вне войн и страха исчезнуть. В условиях достатка, центрального отопления и магазина с продуктами за углом.
 В общем, в условиях перерождения.
 И этот этап  мы проиграли.
 
Все.

Что получилось?
Образование на презентациях.
Когда   мысли записаны не нами,  пронумерованы.
 С приличным набором ошибок. В презентациях даны картинки. На случай потери грамотности.
  На экранчик смартфона выводится от 6 до 12 изображений.
А, чё, нормально.
 Какое образование - такие и картинки.  Вообще, там есть внутренний чат, в котором ты разговариваешь сама с собой. Абсолютно не понятно, чего добивались при его создании. Но есть определённое удовольствие во время лекции написать  преподавателю всё, что на данный момент о нём думаешь.

«Ну, ты, придурок».

А как ещё писать тем, кто предлагает мозговой штурм, потом восклицает: «Не заставляйте людей думать! Чем меньше он думает, тем лучше!»
 
Теперь это - государственное  образование!

А с другой стороны -    душераздирающий крик человека в трубку телефона:  «Не бывает бесплатного образования!»

А чё ты  висишь на моём телефоне, добиваясь от меня денег на участие в вашем паскудном проекте? Я хорошо говорю? Очень бы вам понадобилась? А научили меня  бесплатно, а в вашей системе, фиг с два, вы такому научите и научитесь.

Сайты, на, которых можно заказать любую студенческую работу.

 Всё мне рассказывали, какие у нас умные медики. Чуть, что, лезут за информацией в интернет. А потом оказывается, что врач, просто не заметил твоего появления  в  его уединении со смартфоном.
 И не оставил записей по тебе.
 А, чё время тратить, бумагу марать на человека с гнойной ангиной? Бог даст, без вашей помощи помрёт, а вам  он только  отчётность испортит.
 
Учились эти лекари  на сайтах с готовыми студенческими работами. Писцу  вменяется в обязанность самостоятельно освоить программу, по, которой «учится»  заказчик. Научные работы, ссылки туда-  сюда. Только пиши.
 Взялась за простейшее.
 Дошкольное образование.

 Несколько тем, но выбраны международные отношения  в конце 19- начале 20 века.
Вопрос к составителю курса: «Нафига дошкольнику эти отношения?»
 Может быть, там была, какая- то логика.

 Вопрос к заказчику: «Нафига из четырёх простеньких и одной придурковатой,  ты выбрал  идиотскую? Выпендриться решил? Так, и пиши сам».

 В историческую  науку за плюрализмом мнений пришёл, как  и ожидалось, Бедлам.
От него бежишь к динозаврам.
 Там учёные кумекают над загадкой возрастающего интереса к запредельной древности. Предполагают, что в условиях кризиса, пандемии, постоянного ожидания катастрофы человечество интересуется путями выхода и решения из…

Чего? Затейники.
Это у вас, решивших подзаработать на лозунге: «Здесь мы уже всё испаскудили. Пора валить с этой планеты», кризис. А у нас есть ещё 250 тыщ лет.

 Прорвёмся!

И интерес у нас очень даже понятный. Динозавры были «Большими пацанами» своего периода. Самыми кровожадными и успешными. Вот и мы хотим быть Большими пацанами, но другого периода.

 У тех пацанов  были большие и красивые щиты, они уничтожали всё, что попадалось на их прекрасном и разрушительном пути.
 И всего два пальчика. Мы- то умнее и продвинутей,  мы  ими по экранчику водим.

И звали тех больших пацанов трилобитами. Имели они кучу глазок на усиках, ездили на гусеницах, в смысле, на мульоне ножек. А впереди шевелили парой клешней.

 Очень сильных, между прочим. Измельчавших всё окружающее в мелкую кашицу и отправлявших её в голову.
 Ели в неё. Говорят, пальцы человека измельчили бы.
 И чавкали,  как милые енотики во время перекуса на камеру.
 Красота!
 
 Воооот.
 Клешни у нас есть, мы их тренируем без устали.

 В общем, большим пацанам- динозаврам от больших пацанов- трилобитов.

 И мозг во вкусной подливке, украшенный зеленью на изячном подносе.