Колхозы села Сотниковского

Владимир Пузиков
СОТНИКОВСКИЕ КОЛХОЗЫ. 1929-1954 гг.

В 1927 году активисты села Сотниковского Борздов Яков Яковлевич, Брайко Тимофей Миронович и Луценко Павел Федорович организовали товарищество по совместной обработке земли ТОЗ «Прилужное». В 1928-1929 годах по Сотниковскому сельскому совету были учтены товарищества по обработке земли «Труд хлебороба», «Путь хлебороба», «Искра», имени Карла Маркса и овцеводческое товарищество «Красный овцевод». Организовывали товарищества Стачинский Моисей Григорьевич, Карпенко Григорий, Крутько Алексей Степанович, Чалый Иван Трофимович, Калашникова Татьяна Михайловна. К маю 1929 года в товариществах и артелях насчитывалось более 120 семей. [132]

В первой половине 1929 года в Благодарненском районе было организовано Сотниковское кустовое производственное объединение колхозов. В него вошли товарищества, артели и коммуны сел Бурлацкого, Довсунского, Серафимовского, Спасского и Сотниковского. Кустовое объединение возглавил сотниковчанин И. Л. Крылов. [134]

В это же время секретарь партийной организации села Сотниковского Тучин Василий Гаврилович и председатель сельисполкома Шакин Василий Федорович, опираясь на сельских активистов, депутатов сельского совета, членов ВКП(б) и комсомольцев, вели работу по объединению мелких крестьянских артелей и товариществ в крупное коллективное социалистическое хозяйство. К октябрю 1929 года удалось объединить в один коллектив 120 семей с землей, тяглом, продуктивными животными и сельскохозяйственным инвентарем. Коллектив получил название колхоз «Красный Октябрь».

Сплошная коллективизация в Благодарненском районе проходила в острой классовой борьбе. Мероприятиям советской власти противостояли и некоторые крестьяне села Сотниковского, по версии органов ОГПУ вовлеченные в антисоветскую организацию жителями села Александрии. В декабре 1928 года александрийцы Перов Яков, Бодякин Макар, Вышлов Дмитрий и Козадеров Стефан, закупив в Прасковее виноградное вино, возвращались домой. Вечерело, дул сильный восточный ветер, мел поземку, мороз усиливался. Подъехали к селу Сотниковскому.
- Пора и на ночлег, - громко, чтобы услышали товарищи, крикнул Перов.
Бодякин, так же громко, перекрывая шум ветра, крикнул:
- Заедем к моему другу! Бывшему стражнику Гаранже!

«…Гаранжа Леонтий Трофимович, 1887 года рождения, из крестьян, уроженец села Сотниковского Благодарненского района, подданный РСФСР, малограмотный, самоучка, умеет читать и писать, беспартийный. В Красной Армии не служил, в период власти белых служил стражником. До момента ареста проживал в селе Сотниковском, занимался сельским хозяйством, середняк, лишен избирательных прав, на учете запаса РККА не состоит, с его слов не судим».

Подъехали к подворью Гаранжи, постучали в окно. Во дворе, громыхая цепью, залаяла собака. Хозяин, не открываю калитки, спросил:
- Кто там? Кого носить в такую погоду?
- Дружок! Это я, Макар Бодякин!
Леонтий не стал отпирать калитку, а сразу же открыл ворота. Заехали, распрягли лошадей, задали им корм, только потом пошли в хату. Хозяйка накрыла стол. Гости выставили на стол четверть вина и свои харчишки. Ужинали, говорили о жизни. А когда приступили к чаепитию, Перов шепнул Леонтию:
- Надо поговорить без свидетелей…
Леонтий, которому было за сорок, своих детей уже отделил в самостоятельные хозяйства, любил вечернее время проводить с внуками. Он сказал жене:
- Мария! Отведи внуков домой. Там и переночуй, а то места в хате маловато!

Когда остались вчетвером, Перов рассказал о цели визита, о создании в Александрии подпольной организации, о подготовке вооруженного восстания на Тереке и Кубани против Советов.
Гаранжа Леонтий сразу же, без колебаний, согласился быть организатором подполья в селе Сотниковском.

В начале января 1929 года Бодякин Макар, Гусев Никифор и Козадеров Стефан, во главе с Перовым, вновь ездили в Прикумск за вином, и, возвращаясь, заехали в село Сотниковское к Гаранже. Он сообщил, что вел разговор о вступлении в организацию с Иваном Гладченко, но тот окончательного ответа не дал, проявляет нерешительность. Распрягли лошадей, определились на ночлег у Гаранжи, а на ужин пошли к И. Д. Гладченко. Познакомились с хозяином, выпили вина, закусили.

Перов начал разговор осторожно, издалека, стал жаловаться на тяжелую жизнь:
- Советы жить не дают, душат налогами. Меня с работы выгнали, избирательных прав лишили.
Присутствующие Бодякин, Гусев и Козадеров поддакивали Перову, соглашались с ним, что жить при советской власти стало невмоготу. Раздавались голоса:
- Нужно восставать против Советской власти!
- Брать власть в свои руки!
Высказался Козадеров Стефан:
- Я – бывший красный партизан, воевал за новую жизнь, за Советскую власть. Но я в ней разочаровался! Нас задавили продразверстками, налогами, облигациями.

Гусев Никифор критиковал работу коммунистов:
- Мы трудимся, а своего куска хлеба съесть не можем, все забирают. А коммунисты только указания дают да жрут от пуза!
- Да! Слов нет! Займами задушили! Проводят их насильственно, - свое мнение высказал Гаранжа. – Лошадь продай, а облигации обязательно купи. На чем я буду пахать, у меня кто спросил? Поинтересовался? А осенью коммунисты потребуют: отдай свой хлебушек? Вези на ссыпку!
Когда изрядно выпили, Перов начал хвастаться:
- Я избавлю крестьян от тяжелого ига Советов! Лично, своими руками буду казнить коммунистов-тунеядцев!
Гладченко задал вопрос:
- А где оружие возьмете?
- Не сомневайся, Иван! Я знаю людей, которые нам помогут. Оружие нам дадут! Лишь бы мы были готовы к вооруженному восстанию. Лично у меня уже есть револьвер «Кольт»!

Начал Перов и должности раздавать. Гаранжу Леонтия Трофимовича назначил руководителем местной подпольной группы, пообещал, в случае удачного вооруженного восстания, поставить его на пост старшины села Сотниковского, а Гладченко Ивана – начальником волостной стражи.
На этой встрече Перов назвал и начало восстания: «…Восстание обязательно будет весной этого года», и обосновал почему: «…Жить крестьянам стало невозможно».
Вскоре Гаранжа вовлек в группу своего кума Чернышева Петра, который до революции был стражником села Сотниковского.

«…Чернышев Петр Евсеевич родился в 1897 году в селе Сотниковском, хлебороб. Летом 1928 года он был арестован, обвинен по Статье 58-10 УК РСФСР. 22 сентября 1928 года приговорен Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ к лишению свободы сроком на 4 месяца».
Затем Гаранжа записал в сообщники еще одного кума – Ефименко Ивана Евдокимовича и свояка – Крутько Ивана Трофимовича.

«…Ефименко Иван Евдокимович, 37 лет, из крестьян, уроженец села Сотниковского, русский, грамотный, окончил среднюю школу, женат, беспартийный. Служил в белой армии рядовым до момента ликвидации последней. Проживал в селе Сотниковском, занимался сельским хозяйством. На учете запаса РККА не состоит, с его слов не судим.

Крутько Иван Трофимович, 32-х лет, из крестьян, уроженец села Сотниковского, русский, подданный РСФСР. Грамотный, окончил сельскую школу, женат, беспартийный. Рядовой старой армии. До ареста проживал в селе Сотниковском, занимался сельским хозяйством, кулак. На учете запаса РККА не состоит, с его слов не судим».

Гаранжа Леонтий и Ефименко Иван стали посещать Терские станицы, заезжали в Бекешевскую и Бургустанскую, входили в контакт с казаками, пытались наладить связь с подпольной контрреволюционной организацией.

Осенью 1929 года органы Ставропольского окружного отдела ОГПУ начали проводить аресты граждан, подозреваемых в причастности к контрреволюционному подполью. 9 ноября были арестованы александрийцы Перов, Гусев, Бодякин, Вышлов. В селе Сотниковском арестовали Леонтия Гаранжу. Вскоре арестованных доставили в г. Ставрополь и поместили в Дом предварительного заключения Ставропольского ОО ОГПУ.
12 января 1930 года в селе Сотниковском были задержаны Ефименко Иван и Крутько Иван, допрошены и доставлены в ДПЗ города Ставрополя. Против Ефименко дал показания казак станицы Бекешевской Минкин:
- 23 ноября 1929 год Ефименко приезжал к нам в станицу, привозил муку и пшеницу, обменивал на вино и картошку, несколько дней у меня квартировал. Он говорил, что казаки станицы Бургустанской создают бело-зеленые банды, готовят оружие, вот-вот поднимут вооруженное восстание, нам надо их поддержать! Всячески охаивал нынешнюю власть. Ефименко назвал численность подпольной организации Благодарненского района – 62 человека. Он говорил, что они отслеживают действия местной власти, изучают общественное мнение о ней, настроение крестьянства.

Чернышева Петра Евсеевича органам ОГПУ арестовать не удалось, он тайно выехал из села Сотниковского.
В ходе следствия по делу № 421 арестованные граждане обвинялись по Статьям 58-2, 58-10, 58-11 и 58-13 Уголовного Кодекса РСФСР. Гаранжа Леонтий Трофимович полностью признал себя виновными в совершенных преступлениях. Ефименко Иван Евдокимович признал свою вину частично. Крутько Иван Трофимович виновным в преступлениях против власти себя не признал. Он категорически отрицал какую-либо причастность к этому делу. 21 января 1930 года помощник Уполномоченного следственного отдела ОГПУ Вдовиченко окончил составление обвинительного заключения по делу и направил его для внесудебного рассмотрения Крайполиттройкой при Полномочном представителе ОГПУ Северо-Кавказского края.

Политтройка Северо-Кавказского края принимала решения быстро и тут же направляла их на утверждение в ОГПУ при Совете Народных Комиссаров. Были приговорены к расстрелу: Гаранжа Леонтий Трофимович, Ефименко Иван Евдокимович, Крутько Иван Трофимович. 1 февраля 1930 года решение Политтройки было утверждено, а через десять дней приговоры приведены в исполнение. Все лица, репрессированные по следственному делу № 421, были реабилитированы в 1989 году по Статье 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».

В селе Сотниковском в ходе коллективизации имели место факты вандализма и насильственных действий. Газета «Власть Советов» сообщала: «…В октябре 1929 года после объявления бойкота (кулакам) не сдавшим хлеб, последние ночью полуразрушили памятник участникам революции. Порванными оказались списки убитых. Доска с их фотокарточками разбита. В декабре железными прутьями был убит комсомолец-активист В. Романенко. Тем не менее, уже к 1 января 1930 года было объединено в один коллектив 700 крестьянских дворов». [116]

Большую помощь в проведении коллективизации в селе Сотниковском оказали Благодарненский районный комитет партии, райисполком и бригада рабочих и специалистов Ростовского завода «Сельмашстрой», присланная Северо-Кавказским крайкомом ВКП(б). 4 января 1930 года общее собрание колхозников села Сотниковского приняло Устав сельхозартели и переименовало колхоз «Красный Октябрь» в «Сельмашстрой».

 Правление колхоза возглавил двадцатипятитысячник Белецкий Антон Абрамович. В правление колхоза были избраны 9 человек, в том числе: Борздов Яков Яковлевич; рабочий завода «Ростсельмаш» Дышко; Дьяков Тимофей Петрович, Калинин Егор Кононович, Крылов Иван Лаврентьевич.

К концу февраля 1930 года в артель «Сельмашстрой» вступили более 1200 крестьянских дворов. Организовали 34 полеводческих и две тракторных бригады. В каждой бригаде по 35-45 дворов. За каждой бригадой закреплялось до 40 лошадей, 4 пары рабочих волов, 10 конных плугов и другой сельхозинвентарь. В тракторных бригадах имелись трактора, купленные еще в 1926-1928 годах, по одному «Фордзону» и по два «Интернационала».

Не все шло гладко. Единоличник Гаранжа Роман Яковлевич провел среди крестьян села антиколхозную агитацию, которой поддались более 200 дворов.
Собрав деньги, Гаранжа выезжал в Москву с целью попасть на прием к Председателю ВЦИК М. И. Калинину с ходатайством: разрешить крепким хозяевам не вступать в колхозы. Некоторые колхозники поддались кулацкой агитации и из колхоза вышли, но потом вновь вошли в коллектив.

В апреле 1930 года колхозы Благодарненского района соревновались между собой за успешное проведение весеннего сева. Окружная газета «Власть Советов»  в статье «Сотниковцы и Серафимовцы – пример Благодарненцам» сообщала: «…По селу Сотниковскому из весенней посевной площади в 9210 га засеяно на 15 апреля 1930 года – 7000 га, по селу Серафимовке из 6542 га – 5000 га, или 76 % к плану. По селу Благодарному из 12394 га на 15 апреля было засеяно только 4611 га, или 37 %. Благодарненцы позорно отстают, хотя находятся в отношении семян и кормов в одинаковом положении с серафимовцами. Ударничество в благодарненских колхозах ещё не развёрнуто. Нужно учиться у идущих впереди, работать по-ударному, выполнять план». [117]

В Благодарненском районе на 10178 гектарах размещались посевы хлопчатника. Эту культуру выращивали не только колхозы, но и единоличники на 511 гектарах. Первое районное совещание хлопководов состоялось 24 июня 1930 года в селе Благодарном. В обмене опытом по выращиванию ценной культуры приняли участие сотниковчане Егор Кононович Калинин, Иван Семенович Грипич, Иван Лаврентьевич Крылов. [118]

В 1930 году Ставропольский округ был упразднен. Города и районы бывшего Ставропольского округа стали непосредственно подчиняться советским исполнительным и партийным органам Северо-Кавказского края, находившимся в городе Ростове-на-Дону.
В апреле 1931 года депутаты Сотниковского сельсовета избрали Крылова Ивана Лаврентьевича председателем исполкома. Руководил он исполкомом менее года, так как 15 января 1932 года по рекомендации Благодарненского райкома партии ВКП(б) был избран депутатом и председателем исполкома села Благодарного. В 1932 году Крылов вступил в партию.

В своих воспоминаниях И. Л. Крылов назвал активных участников проведения сплошной коллективизации в селе Сотниковском. Среди них: Богушевская (Тучина) Екатерина Владимировна, Борздов Алексей Яковлевич, Борздов Яков Яковлевич, Гладких Иван Иванович, Гончаров Иван Афанасьевич, Дьяков Илларион, Дьяков Тимофей Петрович, Зверко Анисим Сидорович, Калашникова Татьяна Михайловна, Калинин Егор Кононович, Калинин Петр Яковлевич.

Активными участниками коллективизации были Карпенко Мирон Михайлович, Медведев Игнат Сидорович, Панарин Максим, Панков Иван Петрович, Середа Алексей, Ткачева Елена Григорьевна, Тучин Алексей Федотович, Ускова Наталья, Филипповна, Чалый Иван Трофимович, Шпак Яков Петрович.

В январе-феврале 1932 года в селе Сотниковском партийные и советские органы организовали 4 колхоза (сельхозартели) по производству зерновых культур. В том числе: «Сельмаш», имени Тучина, «Пролетарская революция» и «Красный Восток».

В этот год по Сотниковскому сельсовету было засеяно яровыми и техническими культурами 18480 га, в том числе 16450 га – коллективными хозяйствами. На 1 июня 1932 года на территории сельсовета в 1971 семье проживало 8155 человек. Из них 1373 семьи (5823 чел.) числились в колхозах, а 598 семей (2332 чел.) в коллективные хозяйства не вошли.

В январе 1935 года в составе Северо-Кавказского края был образован Бурлацкий район с центром в селе Сотниковском. Первым секретарем райкома ВКП(б) был назначен Мережко Тимофей Иванович, председателем райисполкома в 1935 году – Воронкин, в 1937 году – Демин.

От села Сотниковского до желдорстанции «Благодарное» 31 км, до центра Северо-Кавказского края – города Пятигорска по железной дороге через станцию «Кавказская» – 588 км.

Колхозов в Бурлацком районе насчитывалось 19. В пользовании колхозно-крестьянского сектора имелось 83,2 тысяч гектар сельхозугодий, в том числе паши 65,2 тыс. га; выгоны и пастбища – 13,6 тыс. га; лес и кустарники – 300 га; под речкой и водоемами – 300 га. Усадьбами и приусадебными участками занято 1700 га.

В районе на площади в 26,2 тыс. га выращивались озимые зерновые культуры, в основном – озимая пшеница. Яровой клин под зерновыми, пропашными и техническими культурами составлял – 39,7 тыс. га. Среди яровых культур первое место по площади занимал ячмень – 11,7 тыс. га; второе место просо – 9,3 тыс. га; далее – кукуруза – 3,4 тыс. га; овес – 2,1 тыс. га. В районе на 5311 га выращивался хлопок. Колхозы района обслуживали Бурлацкая, Сотниковская, и Серафимовская МТС. В состав района вошли совхозы «Скотоводтреста»: «Большевистская искра» и «Благодарненский».

В 1935 году в Бурлацком районе товары народного потребления населению реализовывали 28 магазинов. К системе Горторга относились 3 магазина, к системе Потребкооперации – 19.

Медицинское обслуживание населения района обеспечивали: Сотниковская больница на 25 коек, 4 врачебных и 3 фельдшерских участков. В Бурлацком районе принимались меры по обеспечению всеобуча. На 1 января 1935 года в 13-х начальных и 4-х неполных средних школах района обучалось 3954 ученика. Их обучали 102 учителя.

На 1 апреля 1935 года все пять сельских советов Бурлацкого района имели почтово-телефонные отделения. Почтовых автомашин в отделениях связи не было. Телефонная связь с райцентром – селом Сотниковским обеспечивалась с аппаратов 5-ти сельских советов и Бурлацкой МТС. Письма, газеты и журналы в учреждения и населению доставляли 13 письмоносцев.

С созданием Бурлацкого района была учреждена районная газета «Сталинский путь». Редактор газеты в 1935-1936 годах Панченко, с осени 1936 года Юстус Александр Петрович.
Бурлацкая МТС и совхоз «Большевистская искра» имели свои газеты, их разовый тираж составлял 800 экземпляров. Местное радиовещание имелось только в селе Сотниковском, мощность радиоузла 1 кВт. Киносеть была представлена одним стационарным кинотеатром на 200 мест в селе Сотниковском. [115]

1936 год оказался засушливым. Посевная площадь под урожай 1936 года по Бурлацкому району составляла 75300 га, из них погибло 40700 га. Целиком погибла кукуруза, бахчевые и огородные культуры. Урожай пшеницы составил 2,6 ц; проса – 1,5 ц; подсолнуха – 0,5 ц; ячменя – 3,6 ц; овса – 2,7 ц с га. Как результат, в колхозах района колхозникам выдали хлеба не более 1,5 кг на трудодень. И это с учетом общественного питания во время полевых работ. По сведениям краевого Управления НКВД на 4 сентября 1936 года в 14 колхозах Бурлацкого района для возврата государственной ссуды недоставало 1800 тонн зерна. Руководство района приняло меры по созданию бригад из числа трудоспособных колхозников и организованной их отправке в хлебные регионы. В сентябре 1936 года в отходничестве находилось 872 колхозника с 250 подводами и 523 лошадьми.

Колхозы в летний период не имели кормов для общественного животноводства, а поголовье скота на колхозных фермах уже превысило 31 тысячу голов. За восемь месяцев по району пало 1355 овец, 570 свиней, 128 голов крупного рогатого скота, 99 лошадей.

Председателем исполкома Сотниковского сельсовета в 1935-1938 годах работал Шакин Василий Федорович.
В. Ф. Шакин родился в 1903 году в селе Сотниковском Ставропольской губернии. Русский, грамотный, член ВКП(б) с 1929 года. 10 января 1938 года арестован органами НКВД, в апреле 1939 года реабилитирован, из тюрьмы освобожден.

Политрук В. Ф. Шакин с октября 1941 года служил старшим инструктором Политотдела 134-й стрелковой дивизии. В феврале 1942 года дивизия сражалась с фашистами на Калининском фронте, в апреле держала оборону в Бельском районе Смоленской области.
В. Ф. Шакин участвовал в боях с 5 апреля у деревни Селище, с 17 апреля у д. Гарь-Шалыта, с 25 апреля у д. Черный Ручей. Он постоянно находился в боевых порядках, вместе с личным составом поднимался в атаки. Приказом войскам 41-й Армии 5 августа 1942 года политрук Шакин награжден  медалью «За отвагу».

Летом 1942 года была сформирована 44-я отдельная лыжная бригада под командованием полковника П. Ф. Лобова. Капитан Шакин в лыжной бригаде состоял в должности ответственного секретаря партбюро 1-го отдельного лыжного батальона, приказом Войскам 3-й Ударной Армии от 17 февраля 1943 года награжден второй медалью «За отвагу». Наш земляк Гвардии капитан Шакин Василий Федорович геройски погиб 26 августа 1943 года в бою с фашистами, похоронен в братской могиле в городе Духовщина Смоленской области.