В небе Сандомира

Андрей Грачев 2
В августе 44 года I и III группы JG52 вели бои в небе Сандомира. И, если верить отчетам, вели очень успешно. Противостояла им 2-я ВА. Мы разберём бои третьей декады августа и начала сентября, когда успехи асов были особенно впечатляющими.

Но прежде - несколько слов о том, кто был командирами немецких соединений. Первой группой командовал хауптман Адольф Борхерс, переведённый из JG51. Он сменил выбывшего по ранению хауптмана Йоханнеса Визе. А III группой рулил известный ас, хауптман Вильгельм Батц. Он сменил, в свою очередь, Гюнтера Ралля.

Оба командира сильно уступали своим предшественникам. Визе и Ралль были серьёзные асы и отличные организаторы. Борхерс был лишь хорошим асом, но организаторскими талантами совершенно не обладал. Что до Батца, то это был ас такого же типа, как Филипп или Киршнер. Возможно, мы посвятим статью его победам. Понятное дело, что такой человек не мог быть хорошим организатором.

Скажем сразу о сверхзадачах местных асов. Эрих Хартманн к этому времени на всех парах мчался к важному достижению - первой 300-й победе в истории. Соперников у него не было: Баркхорна "сняли с пробега" Табаков и Кирия. Понятное дело, что Хартманн к тому времени совершенно потерял связь с реальностью и писал себе столько побед, сколько ему самому хотелось. Батц готовился к отбытию в отпуск по случаю достижения 200-й победы. У асов I группы задачи были более простые: обойти II группу по общему количеству побед в тот период, поскольку асов уровня Батца и Хартманна в группе не было.

20 августа, собственно, только один Хартманн и активничал в небе, сбив за один бой три истребителя. Любопытно, что мы по имеющимся данным даже не можем установить, с кем он там бился, так как активных боев советских истребителей с немецкими в тот день не зафиксировано. А три сбитых истребителя были просто вымыслом аса.

21 августа побед оформлено не было. Зато 22 числа немцы поработали от души.

Девять побед заявила I группа, из которых восемь составили штурмовики. Три победы одержал сам её командир Борхерс. Также три победы одержал фельдфебель Адольф Нериг, две - лейтенант Франц Шалль. Однако III группа отработала куда лучше. Шесть побед перед отпуском заявил Батц. Пять "Кобр" сбил Хартманн. И еще четыре победы оформили пилоты 8 отряда, в частности известные асы Карл Грац и Фридрих Облезер.

В тот день в бою был сбит и тяжело ранен известный ас 107-го гиап Александр Иович Волошин. У него уже было 17 побед на счету. Бой развивался так.

Группа 107-го гиап осуществляла сопровождение штурмовиков. Шли "этажеркой", одна группа прикрывала непосредственно "Илы", вторая осуществляла страховку обеих групп сверху. Командовал второй группой как раз Волошин. В районе цели фв-190 пытались атаковать "Илы" и нижнюю группу истребителей. Завязался бой. В ходе этого боя Волошин сбил один из фв-190, однако сам попал под внезапную атаку немецкого истребителя, который атаковал с вертикали, был подбит и таранил второй фв-190. Он смог долететь на изуродованном самолёте до аэродрома, но при посадке самолёт разбился, а сам пилот был тяжело ранен. Судя по времени и месту боя, сбил его Фридрих Облезер.

Теперь перейдем к "Кобрам", коих было заявлено III группой 12 штук. Советские документы категорически не согласны с такой трактовкой событий: по этим документам, потеряно было всего две "Кобры", причём потери отнесены на огонь ЗА. Вечером подбит был огнём ЗА пилот Шевцов Михаил Фёдорович из 21 иап, на аэродром не вернулся. Не исключено, что его добил немецкий истребитель, вероятно как раз тот же Облезер. Днем же была сбита "Кобра" из состава 205-й иад. По данным советских источников, то же ЗА. Даже если это и не так, то всё равно уровень завершения впечатляет.

Что до "Илов", то их сбито было 10 штук, однако практически все - огнем ЗА. Немецкие истребители хотя и пытались к ним прорваться, но не слишком активно, их атаки успешно отражало сопровождение. Можно было бы, кончено, усомниться в отчётах советских документов, если бы не одно "но" : репутация пилотов I группы. Таким образом, мы можем констатировать, что из 9 заявок I группы ни одна подтверждения не имеет, а из 15 заявок III группы подтверждаются только три, причём, как кажется, две из них на счету Облезера. А успехи Хартманна и Батца имели место исключительно на бумаге.

23 числа I группа заявила всего пару "Илов", зато Хартманн снова разразился аж восемью победами. За два боя, все - истребители. Больше никто на победы из III группы не претендовал. В реальности сбит был всего один "Як", пилот 153-го гиап Волков Александр Ильич. И никаких "Илов" (только огнём ЗА были сбиты три "Ила"). Так что Хартманн снова знатно прихвастнул.

24 числа Хартманн решил наконец добить оставшиеся до 300-й победы самолёты. Он оформил 11 побед, все - истребители. И снова больше никто из III группы на победы не претендовал. Зато I группа поработала как надо. Она оформила 13 заявок. По старинке группа предпочитала сбивать "Илы", чему её долго учил Визе. Впрочем, оформили и пять "Яков". По три победы заявили пилоты Антон Реш, Манферд Эбервайн и Франц Шалль.

Всего же потери составили два "Яка" - один из 152-го гиап, другой из 156-го гиап. Один из них был сбит в районе Адамув, другой был подбит и совершил вынужденную посадку в районе Тарнобжег. Судя по месту и времени, пилота Зыбкова из 152-го гиап сбил как раз Эбервайн, пилот довольно опытный и объективный. Видимо, и самолет из состава 156-го гиап сбит был лётчиками I группы. Во всяком случае, из всех заявок Хартманна подтверждается максимум одна. Никаких "Кобр" и Ла-5, которые он тоже заявил, потеряно не было. Из заявок I группы на "Илы" могут подтверждение иметь только два реально потерянных "Ила" из состава 1-го ГСАК, которые во время вылета потеряли группу, судьба их осталась неизвестной. Видимо, их нашли и сбили пилоты I группы. При этом, по отчётам советских источников, налётам они оказывали крайне вялое сопротивление, в большинстве случаев немецких истребителей не встречали вовсе. В общей сложности, таким образом, из 24 заявок немцев подтверждаются не более четырёх.

Хартманн, ожидая отпуска для получения высшей награды Рейха - РК с бриллиантами, 25 числа оформил всё же один "Як". Но вообще в тот день уже вовсю старалась I группа. Один только Антон Реш заявил пять побед, ещё две - Адольф Нериг. Всего было заявлено I группой 11 побед.

Смешно, но в тот день вообще в боях не было сбито НИ ОДНОГО советского самолёта. Все потери стали следствием огня с земли. Истребители немцев советские группы практически не беспокоили.

26 числа I группу уже понесло окончательно. II группа скромно отчиталась о двух победах. Зато первая заявила 31 победу! Лучше всех отработал Франц Шалль. Он уже на всех парах несся к сотой победе. И в тот день оформил 11 побед. Антон Реш слегка отстал - отличился "всего" семь раз. Он решал задачу более скромную - шёл к 50-й победе. По три победы одержали командир группы Борхерс и Манфред Эбервайн.

Из всего этого вороха заявок реально подтверждается один Пе-2, потерянный утром, из состава 2-го гбак. Сбил его Шалль или Реш. 1-й ГШАК от атаки истребителя потерял "Ил" в районе Рудники (142 гшап). Ещё один "Як" из состава 153-го гиап, лётчик Кришилье, отстал от основной группы во время вылета и не вернулся на аэродром. Видимо, его нашли и сбили немецкие охотники. Два "Яка" потерял 1-й ГСАК, однако сбиты они огнём ЗА и, если смотреть по времени потерь, ни одна из заявок немцев с этими потерями не сходится. Таким образом, немцы могут претендовать только на три реальные победы, причём снова они караулили отставших. Очень вероятно, что единственный сбитый истребителями "Ил" был сбит Облезером, который адекватно оценивал свои успехи. 33 заявки при трех реально одержанных победах - это результат, достойный заполярников, непревзойденных вралей.

27 числа немцы слегка передохнули. Хартманн оформил последнюю победу перед отпуском - сбил "Кобру". Оформлено в общей сложности было "всего лишь" 11 побед, и ещё одну оформили штурмовики. Антон Реш отличился четыре раза. Да и то: никаких истребителей потеряно не было совсем, а в воздушных боях потерян всего один "Ил" из 1-го ГШАК, пилот которого был спасён на По-2.

28 числа отличились только пилоты I группы. Зато от души. Оформили 11 побед. По три оформили Шалль и Реш. Реальные потери составили два "Яка" и "Ил". В районе Иваниска были сбиты "Як" из состава 156 гиап и "Ил" из состава 143 гшап. Это явно успех пилотов 1 отряда - Карла Мунца и Адольфа Нерига. Всё же 1 отряд был объективнее 3-го, где служили Шалль и Реш. А Мунц был опытным и сильным пилотом. Именно он 1 июня 1944 года сбил знаменитого аса Михалева Василия Павловича. Ещё один "Як" был из состава 5-го ШАК, сбит в районе Лагув, видимо командиром эскадры Борхерсом. Ну, а Реш и Шалль снова оформили заявки просто от большого желания.

Два дня прошли спокойно, зато уж лето проводили пилоты I группы как следует. Ровно 40 заявок они оформили в небе Сандомира.

Шалль отпраздновал сотую победу, а всего он заявил 13 побед. 11 из них были "Илы". 7 побед оформил Реш, 6 - Нериг, 4 - Борхерс. Словом, счета пополнили как следует.

Вы, конечно, догадались, что всё это - сильно завышенные результаты. Хотя потери реально были понесены. Так, в ходе одного из вылетов без сопровождения осталась группа 108-го шап. В итоге один самолёт был сбит, другой сильно поврежден. По времени это - успех пилотов 1 отряда, которые, правда, его сильно завысили. Думаю, отличился Карл Мунц, учитывая его опыт и репутацию. 110-й шап тоже потерял один самолёт сбитый ИА и ещё один сильно повреждённый, но в другом бою. 141-й гшап потерял один "Ил", отставший от группы. 4-я гшад около 15 с лишним потеряла два "Ила" от атак истребителей, что в принципе сходится с заявками Борхерса. В общем, семь "Илов", учитывая сильно повреждённые, на 40 заявок. Комментарии тут излишни. Причём советское командование признало неудачным работу сопровождения. Это говорит о высоких требованиях к истребителям со стороны командования 2-й ВА.

1 сентября немцы заявили 22 победы. Пять из них оформил Шалль. Примечательно, что пять побед оформили пилоты 2 отряда, который до этого был в тени.

В реальности утром 4-я гшад потеряла один штурмовик, который сбил, скорее всего, не раз упомянутый Мунц, да 153-й гиап потерял один свой "Як". Других потерь в воздушных боях понесено не было.

2 сентября был последний интересный для нас день. Пилоты JG52 оформили 20 побед. Сразу по три победы оформили Нериг, Борхерс, Реш и Шалль. Реально же в тот день особых неприятностей немцы советским лётчикам не приносили. А сбит был всего один самолёт. Во время боя лётчик Тимошенко Иван Михайлович из 728-го иап потерял свою группу и назад не вернулся. Это был опытный ас, имевший 12 побед на счету, а сбил его Фридрих Облезер. Все остальные заявки оформлены немцами только от большого желания.

В общем, мы можем подвести некоторые итоги. JG52 в этот период занималась самым наглым враньем. Более всего преуспели в нем Франц Шалль и Антон Реш. Шалль оформил за это время 40 заявок, но при самом благоприятном стечении обстоятельств подтверждаются из них не более 7 штук, реально, конечно, намного меньше. Впрочем, и Адольф Нериг, и сам командир эскадры Адольф Борхерс не остались в тени. В III группе врали два человека - Батц и Хартманн, но зато уж от души. Когда они отправились в отпуск, результаты группы снизились до нуля.

А реальность не скроешь под маской лжи. Обе группы практически уже не имели в своём составе сильных асов, способных серьёзно влиять на ситуацию. Бои были сложные, тот же Шалль за это время был сбит не менее шести раз, есть также информация, что в это время дважды был сбит Хартманн, но точных дат нет. Оставался, конечно, Облезер, но он не был асом уровня Вольфрума, это был скорее вольный мастер одиночных атак с пике. А те "асы", которые имелись в наличии, погрязли во вранье. В итоге в реальности не удалось нанести сколько-нибудь заметных потерь 2-й ВА. Эти бои отлично иллюстрируют кризис 52-й эскадры. Боеспособность сохраняла только II группа, но она работала на другом участке.