Порядок и хаос, хаос и порядок

Кристина Артемьева
или
Почему дети так не любят убирать за собой игрушки?

Каждый родитель в курсе, как трудно убедить ребёнка прибраться в своей комнате. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что встречаются такие уникумы, которые наоборот, любят всё складывать и убирать, но это скорее исключение, чем правило. Понятно, что приучать маленького человека прибирать за собой и наводить порядок необходимо. Но меня вдруг осенило догадкой об истинной природе этого явления. Похоже, что дело тут не только в отсутствии навыка, который необходимо развить? Прежде всего, я предлагаю вспомнить о неискоренимом свойстве некоторых взрослых людей всюду создавать, так называемый творческий беспорядок. Ключевое слово – творческий! Вы когда-нибудь видели, чтобы в какой-нибудь мастерской, где вовсю кипит творческий процесс, наблюдался порядок? Нет! Потому что в процессе создания чего-то нового, во-первых, нет возможности думать о том, чтобы положить какую-то вещь на своё законное место – просто не до того, а во-вторых, когда весь имеющийся арсенал для работы перед глазами, а инструменты под рукой – активнее и плодотворнее идёт этот процесс. Другой пример. Многие любят собирать пазлы, я в том числе. Покупаем коробку с аккуратно запечатанным в пакетик «хаосом», из которого нужно собрать картинку. И что мы делаем в первую очередь? Да, освобождаем «хаос» из плена – вываливаем все имеющиеся кусочки на обозримую поверхность, чтобы удобнее было находить отдельные детали для создания «порядка» - собирания красивой картинки. Вы наверно уже догадались, к чему я всё это веду, но я прошу не торопиться с выводами, потому что мои рассуждения о творчестве, порядке и беспорядке только начинаются, и проистекают из темы гораздо более глубокой.
Предлагаю вспомнить один символ и его значение. Свастика. Забудьте на время о том, с чем он ассоциируется сейчас, и с его использованием не самыми симпатичными человеческими организациями. Большинство грамотных людей в курсе, что изначально свастика символизировала цикличность жизни, движение, круговорот. А ещё предлагаю вспомнить, как выглядит молекула ДНК и как выглядит волна. Да, я о самой сути жизни, о цикличности, о смене состояний, переходах из одного в другое и о повторениях того же самого на другом уровне. Взять даже строение человеческого тела. Из физиологии известно, что правое, условно творческое полушарие головного мозга отвечает за двигательные процессы левой стороны человеческого тела, а левое полушарие, условно логическое, отвечает за правую сторону. Мне это напоминает поворот спирали. И ещё, так сказать «на десерт». С какой стороной принято ассоциировать всё неправильное, плохое, негативное, хаотичное? Да, с левой стороной. Даже левшей когда-то особо рьяные церковные деятели причисляли к людям от дьявола. А вот с правой стороной ассоциируют то, что правильно, правду, порядок, то, к чему надо стремиться. Ну, я думаю, этого достаточно. Суть жизни – движение, с попеременными переходами из одной крайности в другую: вверх – вниз, как у волны. Основа жизни, её костяк – спираль. Мы внутри этой спирали, и если мы движемся и смотрим вперёд, по ходу движения, мы видим нечто похожее на то, что символизирует свастика. Мир был создан из хаоса? Возможно. Но откуда возник хаос? Из чего он? Не из обломков ли прежнего порядка? Если ребёнок, построивший из кубиков башенку или даже целое сооружение, не разберёт её на части, он не сможет построить что-то новое, а ещё, возможно, придёт кто-то, кто, в конце концов, разрушит постройку, потому что она просто напросто мешает. То, что в нашем мире не разрушается, не разбирается «на запчасти» ещё в хорошем, приемлемом для использования состоянии, всё равно рано или поздно подвергнется разрушению через процессы гниения и распада. Войны и революции в человеческом обществе – это явление сопутствующее нежеланию добровольно менять состояния, двигаться вперёд, явление призванное устранить нечто, препятствующее естественному циклу жизни. Символично выглядит даже факт присвоения древнего свастического символа фашистскими и нацистскими организациями. Я сильно сомневаюсь, что Адольф Гитлер, выбравший когда-то этот символ в качестве эмблемы, полностью осознавал свою истинную роль в истории человечества. Он мечтал о мировом господстве, и не догадывался о том, насколько кратковременно будет его могущество, что режим им созданный – всего лишь катализатор для ускорения процесса распада, начавшегося гораздо раньше. Жизнь, при попытках зафиксировать её в привычно благополучных, правильных состояниях, игнорирование назревшей потребности внутренних изменений, даёт толчок возникновению сил, разрушающих это привычное благополучное. Ненависть – самое эффективное средство для раскручивания этого процесса. Творчество нуждается в свободе, ненависть же – как цепная реакция распада в атомном реакторе, её необходимо жёстко контролировать, поэтому, там, где царствует ненависть, возникает тирания, которая сводит свободу на нет. Парадокс в том, что если не запустить процесс контролируемого разрушения, стремление зафиксироваться в старом благополучном порядке, точно также со временем оборачивается тиранией, ограничивающей свободу творчества, тиранией порядка.
Как уже было сказано, ребёнок не сможет создать из тех же кубиков ничего нового, если не разрушит уже построенную башенку. И он не сможет свободно мыслить, играть, фантазировать, если у него перед глазами не будет разбросанных самых разных игрушек. Ребёнок, среди разбросанных им игрушек – символ Творца приступающего к самому таинственному процессу своего жизненного этапа, созданию чего-то принципиально нового. Когда ребёнок приходит в этот мир, он уже привносит в жизнь родителей хаос. Младенец эгоистичен и требует к себе постоянного внимания. И лишь любовь родителей способна помочь не потеряться в этом хаосе, разобраться, что к чему и двигаться вперёд уже по новому циклу жизни. Взрослый, приучающий ребёнка к уборке после игры, с одной стороны, развивает в нём ответственность и вкус к порядку, без которого в дальнейшем пострадает и сам творческий процесс – разбросанные и потерявшиеся игрушки не дадут в полной мере творить в следующий раз. С другой стороны, он знакомит его с цикличностью этапов жизни в этом материальном мире, где творческая деятельность обычно завершается уборкой помещения. В этом проявляется элементарная забота об окружающем нас пространстве, облагороженный вид которого – своего рода благодарность за возможность пользоваться им. Внешняя эстетика в жизни – признак наличия вкуса, завершающий этап гармонизации на внешнем уровне, косвенно свидетельствующий о внутренней эстетике.
Ребёнок, приходит в этот материальный мир из мира духовного для его исследования и беззаботное детство, с постепенным включением во взрослую жизнь – это возможность плавного перехода в этот мир. Но чтобы приобрести со временем статус взрослого не только на физическом уровне, но и на уровне интеллектуальном, с перспективой самостоятельного духовного развития, у ребёнка должны быть посильные для него заботы и стрессы. Попытка сердобольных родителей полностью избавить своё чадо от этих забот и стрессов спровоцирует серьёзные проблемы в будущем ребёнка. Взрослые – это Боги, которые активно влияют на его судьбу через материю этого мира. И взрослые – это дети Бога, подарившего нам этот материальный мир с огромным количеством игрушек. Он учит нас, воспитывает, готовит к взрослой жизни Творцов Вселенной, к Родительскому статусу уже мира духовного. А ещё, дети – это вестники из мира духовного, носители знаний, которые мы, возможно, забыли, в чём-то наши учителя. Движение по спирали, цикличность, переход из одного состояния в другое. Хаос – порядок, порядок – хаос.
Но вернёмся к реалиям нашей жизни. Так всё-таки, что не так с приучением ребёнка к порядку? Что же получается, ему комфортнее жить в хаосе, а порядок для него это скука и рутина? Давайте разбираться.
Ребёнок подрастает и моделирует свою будущую жизнь через игры с помощью игрушек. Образцы для моделирования он берёт из окружающего его пространства – мира взрослых, наблюдая и воспринимая окружающую действительность всем своим существом. Считывая состояние, эмоции и реакции на этот мир своих родителей, он вносит всё это в свой маленький детский мир. И если возникает проблема с приучением ребёнка к порядку, это лишь свидетельство отсутствия модели порядка во внешнем мире. Взрослые худо-бедно способны привести в порядок собственную квартиру но, не умея создать и поддерживать порядок за пределами своего дома – во дворе, в городе, в стране, почему-то требуют порядка от своего ребёнка. Если собственная работа, как правило, лишь добывание средств, где нет места радости и крайне редко есть возможность для самореализации, если быт – это всего лишь скучная рутина, стоит ли удивляться, что ребёнок не стремится прибрать за собой и в школу ходит из-под палки? Хаос, который царит в мире взрослых, как в зеркале отражается в мире ребёнка. Эгоцентризм, зацикленность на собственных нуждах у взрослых, порождает аутизм у их детей. Так давайте уже начинать наводить порядок в своём взрослом мире и прежде всего в своей душе. Давайте учиться чувствовать жизнь, понимать потребность перемен, принимать их, не пытаясь им противодействовать, учиться расставаться с отжившим своё и двигаться вперёд по завитку спирали, сохраняя её гармоничную форму. Тогда не будет предпосылок для возникновения ненависти, вражды и насилия. И дети сами, без лишних уговоров, естественным образом не только приберут за собой, но и охотно помогут нам благоустроить наш общий дом.