Ох, уж эти сказочки Ох, уж эти сказочники!

Кристина Артемьева
Женское исследовательское.
 

Сказка - не ложь, и в ней не намёк, а развёрнутая инструкция по использованию этой жизни в зашифрованном виде. Впрочем, делайте выводы сами.
 
 Часть первая.
 
 Я понимаю, что в наше время тотальной зачарованности златом-серебром, жемчугами, да каменьями самоцветными, не много людей услышат и поймут меня. Но это не важно, я не могу об ЭТОМ не говорить, ОНО бьётся во мне как птица, которая была ранена, выздоровела, окрепла и тепёрь рвётся на волю из клетки-больницы, в которую она попала на излечение. Так пусть же летит.
 Буквально на днях я вдруг озадачилась расшифровкой старинной народной Сказки о Царевне-лягушке. Сейчас в интернете много чего можно найти, и я «пустила яблочко по кругу тарелочки», прошу прощения, увлеклась :), набрала в поисковике Яндекса соответствующий запрос и познакомилась с несколькими вариантами расшифровки смысла. Что-то мне понравилось, что-то не удовлетворило. Я решила сама попробовать докопаться до тайных смыслов, но.. для полного досконального анализа всех деталей нужно немало времени, не хватает информации, за которой нужно сходить за тридевять земель, возможно отправиться в плавание до острова Буяна.. ))) ну, вот, опять меня понесло, уж извините, заразно это оказалось. Короче, полный анализ оставлю на потом, возьму лишь один эпизод из сказки, там, где мудрый старик коротко вводит Ивана Царевича в курс дела, по поводу причины сокрытия истинного облика Василисы Премудрой под лягушечьей кожей:
 «Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.»
 Кстати, надо сказать, что не во всех редакциях сказки Кощей Бессмертный оказывается отцом Василисы Премудрой. Именно поэтому такой странный с логической точки зрения вариант мне показался более правильным.
 Есть ещё другая сказка о Василисе Прекрасной, которая повествует о пути развития именно женского начала и поэтому вроде как больше ориентирована на женскую публику, однако, на данном этапе меня заинтересовала именно Царевна-лягушка, в которой, с одной стороны, речь идёт о женской мудрости, а именно она сейчас нам в первую очередь ох как необходима, а с другой - вся сказка ориентирована как на мужчин, так и на женщин, потому что речь здесь идёт об активном взаимодействии мужского и женского начала друг с другом на протяжении всей сказки.
 Начну с того, что все персонажи всех сказок предстают передо мной не как отдельные человеческие личности или существа, а как качества и стороны одной личности, которые проявляются в человеке на протяжении всей жизни, как-то используются, как-то развиваются и все сказки собственно повествуют о том, что и как произойдёт с человеком в зависимости от сделанного им выбора.
 Василиса Премудрая – это образ, воплотивший в себе все самые ценные качества женского начала, менее активно проявленного в мужчинах, более активно - в женщинах, Иван Царевич – образец пути развития мужского начала с благоприятным для него окончанием. А вот кто же такой Кощей? Абсолютно не претендую на истину, говорю, как чувствую. Кощей Бессмертный воплощает собой очарованность человека земными материальными благами, зацикленность на них, он боится смерти, потому что понимает, что не сможет все эти блага унести с собой в мир иной, поэтому он с помощью магических ухищрений сделал попытку обеспечить себе бессмертное существование. Василиса же Премудрая является воплощением живой природы во всех её проявлениях, а в природе всё движется и всё меняется, переходя из одной формы существования в другую. С одной стороны – она появилась и дошла до своего совершенства благодаря отцу, его власти над материальным миром, с другой стороны, она оказалась предвестницей его смерти, потери всего нажитого, накопленного. И вот, Кощей одевает на неё лягушечью кожу, чтобы скрыть её прелести от человека, чтобы пресечь его желание двигаться по естественному природному кругу бытия, а сосредоточить своё внимание лишь на материальных благах. Иван Царевич, не сделав попытки разобраться в причинах метаморфоз с его женой, совершает опрометчивый шаг, преждевременно избавляя её от лягушечьей кожи. В результате ему приходится делать выбор – либо отправляться в опасное и многотрудное путешествие за красавицей и умницей, которой он лишь недолго смог полюбоваться во всей красе, но перед этим успел насладиться её неоценимой помощью в хозяйстве, либо плюнуть и остаться жить в сытости и комфорте, пользуясь уже имеющимся богатством, но только им и одному, без умницы и красавицы. Мы знаем, что выбрал Иван, и нам, женщинам, греет душу этот выбор.
 Счастливое окончание сказки, в котором два любящих сердца наконец-то объединяются, демонстрирует, что когда наше мужское начало (Иван Царевич) делает выбор жить в гармонии с природой, её мудрыми законами, он обретает красоту и безграничные возможности (Василису Премудрую), а смерть Кощея символизирует отказ от косности мышления, зависимости от материальных благ и готовность принимать перемены в жизни.
 Чтобы воплотить данную сказку в реальность, нам осталось сделать сущие пустяки, найти то болото, где в печали и одиночестве пребывает наша внутренняя Василиса Премудрая в обличии лягушки и, не смотря на её нелепый вид, не погнушаться принять её, не побоявшись насмешек и непонимания окружающих, доискаться до её необыкновенных качеств и оценить уникальные прелести. Почему сравнение идёт с болотом и образом лягушки? Потому что в обществе, где самым ценным представляются материальные блага, все достоинства личности рассматриваются лишь с точки зрения возможности преумножения этих благ. И раскрытие достоинств, воплощением которых является Василиса, необходимо заслужить. В каждой из нас есть эта Василиса, нужно лишь поверить в это. И тогда стрела (символ судьбы) Ивана Царевича, воплощённого в реальном мужчине из реальной жизни обязательно залетит в ваше топкое болото. А дальше уж всё зависит от вас – сможете ли вы так же как сказочная Василиса, не смотря на лягушечью кожу, суметь своего Царевича сначала заинтересовать, а потом очаровать и вдохновить на преодоление всех трудностей жизненного пути :).
 Прелесть и мудрость сказок в том, что их образность позволяет проецировать персонажей и события, в них происходящие, сразу на несколько планов: на внутренний мир человека, мир человеческого сообщества и всю Вселенную. Универсальность сказок позволяет воспринимать их как детям так и взрослым, каждому на своём уровне: детям – давая возможность наполнить их свежей живой энергией, не знающей рамок и границ возможного, взрослым – позволяя проявить гибкость ума, чтобы раскрыть зашифрованные смыслы, найти ответ на свои вопросы.

В заключении хочется сказать, чем старее и мурее сказка, тем прочнее она держится в умах и памяти народа.

 

Часть вторая.

Василиса Прекрасная.

Милая, добрая, мудрая Василисушка, пусть твой образ в этот раз послужит воплощением мудрости и женственной красоты моей Праматери, на помощь и поддержку которой я уповаю!

Почему в детстве мы воспринимаем сказки иначе, чем будучи взрослыми? Мне кажется, дело здесь не только в детской непосредственности и отсутствии жизненного опыта, хотя само по себе уже одно это является неоценимым свойством детского возраста. Именно полное отсутствие рамок в оценке, что может быть, а чего быть не может, помогает ребёнку усваивать терабайты новой информации и приобретать необходимые для жизни навыки. В процессе взросления эти ограничения начинают вырисовываться, крепнуть и закостеневать, с одной стороны, сохраняя базу уже накопленного, приводя её в порядок и должный вид, с другой стороны ограничивая наши способности что-то изменить и что-то добавить.

Главная причина в снисходительно-пренебрежительном отношении к сказкам – это то, что взрослые торопятся надеть царскую корону, потому как только царь волен управлять и распоряжаться в этом материальном мире. Да, корона расширяет полномочия, но мешает видеть дальше собственного носа. Трон не конь и не лодка, на нём никуда не отправишься и не наберёшься мудрости. Трон – это важность, с высоты которой наши распоряжения выглядят весомее и оказывают должное воздействие. Может, пока никто не видит, слезем с трона и попробуем сходить туда, не зная куда и найти то, не зная что?..

Как я уже писала ранее, прелесть и мудрость сказок в том, что их образность позволяет проецировать персонажей и события, в них происходящие, сразу на несколько планов: на внутренний мир человека, мир человеческого сообщества и всю Вселенную. Напоминаю, и подчёркиваю это. Но когда пытаешься разглядеть сразу всё, ум может забуксовать и запутаться. Чтобы обнаружить необходимую информацию и правильно её прочитать, нужно постоянно менять угол зрения. Сказка – это причудливый узор, внимательно его рассматривая, и внутренне расслабляясь, мы начинаем видеть как из затейливых переплетений линий начинает вырисовываться вполне конкретный образ, который способен так же быстро исчезнуть, как и появиться.

Я ничего не утверждаю и ничего не пытаюсь доказать, просто я так чувствую, так мне подсказывает моя интуиция – голоса моих прародителей. Ваше право соглашаться со мной или иметь другое мнение.

Василиса – это суть женского начала в человеке, как в женщине, так и в мужчине, но в женщине в большей степени, я бы сказала – базовой и определяющей. Отец Василисы - это мужское начало, слабо проявленное, не способное активно действовать в защиту своей дочери в начале сказки, а Царь – мужское начало в конце сказки, в полном расцвете, с огромным потенциалом мужской энергии самого высокого качества .

Хочется сделать маленькое отступление, чтобы объяснить разное проявление царей в разных сказках. С одной стороны, этот образ воплощает в себе высшую стадию развития мужского начала. Тогда он появляется в конце сюжета, как в сказке о Василисе Прекрасной, в качестве результата после прохождения ею всех испытаний. Он может быть и в начале, но как отец сыновей и дочерей, и его участие в текущих событиях как правило минимальное. С другой стороны, этот образ иногда демонстрирует признаки дегенерации мужского начала в виде самодурства, недальновидности, заносчивости царя, как правило уже постаревшего, и творящего произвол в своих корыстных интересах. Жениться он хочет, разумеется, на какой-нибудь молоденькой красавице, но всегда отвергается ею, потому что если мужское начало начинает «борзеть» оно лишается поддержки качественного женского начала.

Но вернёмся к нашей Василисе Прекрасной. Внимательно перечитывая эту сказку, прежде всего обращаешь внимание на некоторую общность её сюжета с целым рядом других сказок наших и зарубежных: Морозко, Золушка, Госпожа Метелица и 12 месяцев. Везде главная героиня оказывается в зависимости от злой мачехи с одной или двумя своими дочерьми. Терпит от них издевательства, покорно их сносит и никогда не мстит в последствие, всё им прощая. Она красивая, добрая, отзывчивая и трудолюбивая, покоряет всех своими внутренними и внешними достоинствами, поправка – всех, кроме своих непосредственных недоброжелателей, в результате ей всегда кто-то помогает, она проходит через все испытания уготованные ей судьбой и в конце обретает награду в виде счастливого замужества, о чём я уже упоминала.

Не смотря на схожесть сюжетов, я в своих рассуждениях буду опираться на сюжет сказки о Василисе Прекрасной, так как ни в одной из перечисленных сказок я не нахожу такого объёма информации как в этой.

Итак, в самом начале сказки повествуется о смерти матери Василисы и о передаче ею дочери удивительной куколки. Цитирую начало сказки:

«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
 - Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.»

Итак, за двенадцать лет – всего один ребёнок и не мальчик, продолжатель рода, а девочка, при этом мать умирает достаточно рано. Что женское, что мужское начало весьма и весьма ослаблены, на лицо признаки вырождения рода.

Мать умирает, оставляя малолетнюю дочь, в которую она за 8 лет всё-таки имела возможность вложить основу для её будущего, использовав для этого всю без остатка женскую энергию, которая была в её распоряжении. Её смерть свидетельствует об отсутствие потенциала женской энергии и невозможности его пополнить. Но, не имея сил самой жить дальше, она оставляет дочери чудесную куколку, которая оказывается просто какой-то палочкой-выручалочкой, как по волшебству выполняющей всю работу, которую в дальнейшем взваливает на падчерицу злая мачеха. Когда-то где-то я читала о том, что куколка в данной сказке – это своего рода канал связи девочки с предками по женской линии. Полностью с этим согласна. Но вот сама ли это мать, или кто-то из их рода – вопрос открытый, я склонна думать, что через эту куклу с Василисой общается некая женская душа, в родительском статусе из мира Прави, из рода по женской линии. Мать наставляет свою дочь кормить куколку, прежде чем обращаться к ней за помощью. На мой взгляд, здесь демонстрируется символическое кормление – пожертвование живого представителя рода своей психической энергии, обеспечивающее связь с прародителями. Как именно это происходило в древние времена остаётся только предполагать, но каким же образом в наше время мы можем «накормить» своей энергией кого-то из своих предков, чтобы реально почувствовать связь с ними? Наверно, прежде всего, через эмоциональное отношение: искреннюю веру в существовании рода и его активную помощь нам, глубочайшее уважение и почитание своих предков, превознесение их заслуг, благодарность за то, что уже дано через родителей, и за существующую поддержку в течение всей жизни, искреннее желание следовать далее в своём жизненном пути, так сказать «по стопам своих предков», храня честь рода и преумножая его славу.

Связь с предками всегда осуществляется по двум каналам: со стороны матери и со стороны отца, человек живёт и действует благодаря гармоничному сочетанию мужской и женской энергии. Если не хватает женской энергии – приток мужской автоматически ослабляется, её переизбыток уничтожается в войнах и вражде между родами с таким же переизбытком, если не хватает мужской энергии – идёт своего рода консервация женской энергии в концентрированном виде. Можете считать меня фантазёркой, но я думаю, что когда-то на земле, во времена так называемого матриархата, был переизбыток женской энергии и это привело к образованию драгоценных камней и металлов с определёнными свойствами, а так же так называемых полезных ископаемых, за счёт которых живёт нынешнее, по сути, патриархальное человечество, где женщины, вытесняя мужчин с командных позиций, копируют их стиль поведения, а значит способствуют увеличению мужской энергии в обществе.

Но вернёмся к нашей сказке.

«После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Он был человек хороший; за невестами дело не стало, но больше всех по нраву пришлась ему одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, почти однолеток Василисе, - стало быть, и хозяйка, и мать опытная. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела; совсем житья не было!»

Всё как обычно. Слабый мужчина выбирает себе в жёны доминантную женщину. Все личности, склонные к доминированию подавляют тех, кто им не перечит, подсознательно подталкивая тех к бунту, чтобы можно было продемонстрировать всем и себе свою силу. Но давайте вспомним о необходимости менять угол зрения, чтобы увидеть суть происходящего. А суть в том, что мачеха демонстрирует то неправильное поведение женщины, которое, скорее всего, присутствовало в роду купца по женской линии и в конечном счёте привело к вырождению рода. Её появление в доме купца, потерявшего предположительно добрую заботливую жену, - это возможность очистить канал по которому прекратилась подача женской энергии. Но мужчины не в состоянии производить тщательную уборку и чистку, мужская энергия для этого не предназначена. А вот женская – это то, что надо. Только женская энергия способна не разрушать, а восстанавливать, убирать лишнее, не повреждая основного, только она умеет очищать, отмывать, кропотливо отделять зёрна от плевел, сохраняя ценное. Кто как не женщина способна поддерживать порядок в доме и создавать там уют.

Что же происходит в сказке дальше:

«Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого, где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек..»

В роду купца должна была появиться и появилась именно такая девочка, с ангельским характером, которая по завету матери, через куколку, поддерживает связь с родом, получая от него помощь и поддержку.

Если бы Василиса вздумала бунтовать или хотя бы тихо ненавидела, она бы уподобилась своей мачехе, и никакого очищения канала по женской линии не произошло бы.

А теперь – внимание! Казалось бы, внешне всё выглядит неприглядно – мачеха подавляет падчерицу и превращает родную дочь своего мужа в прислугу. Но на тонком плане происходит восхитительный процесс. В доме купца через Василису идёт приток свежей женской энергии, он растёт и крепнет – Василиса не обижается на мачеху и служит ей как прилежная дочь, при этом только хорошеет. Если бы подобные события происходили в реальной жизни, я уверена, что такая девочка как Василиса в конце концов завоевала бы сердце сварливой мачехи и та полюбила бы её. Но это – сказка, а значит, мы помним что здесь речь не о какой-то отдельной личности, а об укоренившемся в роду стиле поведения.

Что же происходит дальше:

«Прошло несколько лет; Василиса выросла и стала невестой. Все женихи в городе присватываются к Василисе; на мачехиных дочерей никто и не посмотрит.»

Как говорится, что и требовалось доказать: перспектива продолжить род только у Василисы.

Дело идёт к кульминации, дефектная линия поведения женщин в роду купца в своём произволе достигает высшей точки: как-то раз… «Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть. Погасила огонь во всем доме, оставила только одну свечку там, где работали девушки, и сама легла спать. Девушки работали. Вот нагорело на свечке; одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, как будто нечаянно и потушила свечку.»

За огнём отправили, разумеется, Василису, и не куда-нибудь к соседям, а в дремучий лес к Бабе Яге, в расчёте на то, что там она и сгинет.

Баба Яга весьма сложный и неоднозначный персонаж, эта старушка-социопатка может приготовить из вас гуляш в своей печи, а может снабдить каким-нибудь уникальным предметом или полезной информацией. Прибыв к месту проживания Бабы Яги, Василиса оказывается на границе двух миров Яви и Нави, воочию наблюдает течение времени: мимо неё проносятся всадники – несущие смену дня и ночи. При Василисе только её куколка, ни на кого из живых людей она уже не может рассчитывать, лишь на помощь предков. В «гостях» у Бабы Яги девушка продолжает вести политику добра и послушания, выполняя все её приказы, проявляя к злобной старухе уважение и спрашивая у неё о чём-то лишь только тогда, когда та сама ей это предлагает. Примечательно и даже забавно то, каким образом Василисе удаётся оттуда уйти живой и невредимой, да ещё и с подарком. В конце непродолжительной и относительно дружелюбной беседы Василисы с Бабой Ягой, та ей сказала:

«- Хорошо, что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?
 - Мне помогает благословение моей матери, - отвечала Василиса.
 - Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных.
 Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:

Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали.»
Когда Василиса подошла к родному дому,

«… не видя ни в одном окне огонька, решилась идти туда с черепом. Впервые встретили ее ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них не было в доме огня: сами высечь никак не могли, а который огонь приносили от соседей - тот погасал, как только входили с ним в горницу.
 - Авось твой огонь будет держаться! - сказала мачеха. Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся - глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло.»

Череп с горящими глазами, принесённый с границы двух миров, окончательно ликвидирует в доме купца то, что мешало свободному поступлению женской энергии. Свидетельством же о мощном притоке женской энергии может служить обретение Василисой способности соткать совершенно уникальное полотно. Это полотно попадает в руки к Царю, и тот, восхищённый мастерством рукодельницы, тут же берёт её в жёны. Этот эпизод, скорее всего демонстрирует, что искусность женского рукоделия, косвенным образом свидетельствуют о способности женщины вынашивать и рожать здоровое, сильное и красивое потомство. А титул Царя, как я уже говорила, символизирует высшее качество мужского начала неизменно появляющееся рядом с ярко проявленным женским началом.

Мужчина реагирует на красивую женщину, как пчела летит на цветок, ожидая найти там нектар для мёда. Нектар в данном случае – это женская энергия. Не найдя этого нектара в одном цветке, она перелетает с одного на другой в поисках необходимого ей для жизни продукта. Если вдруг цветок начнёт отмахиваться от пчелы, заявляя, что нектар у неё только для себя любимого и он сам справится с приготовлением из него мёда без всякого участия пчёлы, этот цветок будет один в один похож на современную женщину, которая видит в мужчине лишь потребителя её женских ресурсов, а потому заявляет: Баста! Долой устаревшие правила разделения функций по гендерному принципу и да здравствует равноправие! Далее цветок отрывается от стебля, усиленно машет лепестками, стараясь взлететь, и у него это даже неплохо получается какое-то время. Только вот проблема – нектар может выделяться только при связи через стебель с листвой и корневой системой, а значит получить полноценный мёд будет в высшей степени проблематично. Тогда нужно будет оторвать у пчелы крылья, выдрать жало, чтобы не выпендривалась и пригвоздить её к стеблю, призвав на помощь генную инженерию…

Не слышу аплодисментов! Не нравится? Чё так?! А две сутулые бабы на ринге в боксёрских перчатках с расквашенными физиономиями – это значит нормально, красиво и достойно восхищения?

Я понимаю, в сравнении мужчины с пчелой, а женщины с цветком вам может не нравиться пчелиное непостоянство. А причина в ограниченном количестве цветочного нектара, то есть женской энергии. Его состав, химическая формула, где-то за семью печатями то ли в Царстве Кощея, то ли в логове Змея Горыныча. Послать бы туда Ивана Царевича. Так ведь это сказочки всё, сказочки…

В заключении хочу сказать, что я вовсе не считаю себя специалистом в области мужской и женской энергии, мужского и женского начала в человеке. Да мне кажется и нет таких специалистов. Никому не пришло в голову создать науку, которая бы всесторонне занялась изучением этой зыбкой материи. А может и слава Богу, что не пришло? Может нам стоит вспомнить, что отличительная черта гомо сапиенса – это умение думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы. А ещё чувствовать и нести ответственность за свою жизнь. Материала для размышлений в настоящий момент более чем достаточно.

Для чего всё это? Как вариант, возможно для того, чтобы понять, ЧТО мы могли бы ещё сделать в этом мире, кроме того, чтобы просто в конце удобрить собой эту землю.

Я не претендую на звание гуру.

Я просто стремлюсь увидеть мир гармоничным и прекрасным в своём многообразии.

И я знаю, что не одинока в этой своей причуде.

ОКТЯБРЬ 2022