воспитание лошади

Доба Каминская
я не автор     глава 2 часть 20. Воспитание лошади
Дарима Базарсадаева
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2020/03/15/256.

В Советском Союзе к началу 1925 года определилась четкая система управления коннозаводством и коневодством.

При активном участии многих ученых в 1924 г. был разработан перспективный план развития ри   коневодства на 1925—1929 гг., в котором большое внимание было обращено на улучшение качества лошадей, районирование конских пород, на разведение    т выращивание в крестьянских хозяйствах племенных и улучшенных лошадей.
Организовывались выводки, выставки и испытания лошадей. Владельцам «одобренных» жеребцов, выращенных в крестьянских хозяйствах, выплачивались премии за хорошее содержание и широкое использование в воспроизводстве.

Эти мероприятия играли большое значение для страны, но требовали новых путей решения вопросов поставки необходимого количества и качества лошадей для РККА в качестве транспортного  средства для всех нужд.  Так как до революции для российской армии лошадей поставляли крупные коннозаводчики и посредники-конеторговцы, рыскавшие по всем более мелким хозяйствам в поисках подходящего «товара». Прошедшие войны сильно уменьшили количество лошадей в стране. Кроме того, к концу 20-х годов прошлого века в связи с национализацией-коллективизацией хозяйств коннозаводчиков, возможности изыскания выносливых и надежных лошадей для армии резко сократились.

Поэтому в 30-е годы прошлого века для восстановления коневодства в стране была создана централизованная система. В Наркомате земледелия РСФСР при Управлении сельского хозяйства был создан отдел коннозаводства и коневодства, в губернских, краевых и областных земельных управлениях — подотделы по животноводству и коневодству. Было проведено целенаправленное обследование новых регионов страны, с подходящими для создания коневодческих хозяйств, разведения определенных пород лошадей климатическими и иными условиями. В Сибири, на Дальнем Востоке и, в частности, в Забайкалье.

По всей стране была создана сеть конных заводов, госконюшен и ипподромов, непосредственно подчиненных Наркомзему РСФСР.

Коневодство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием лошадей. В коневодстве различают различные направления: продуктивное, рабоче-пользовательское, спортивное, призовое.

А его составной частью является коннозаводство – это разведение лошадей на конных заводах с целью выведения и размножения племенных лошадей, усовершенствования конских пород.

Конный завод – коневодческое хозяйство, занимающееся воспроизводством лошадей, как правило – племенных и высококачественных для всех видов человеческой деятельности, а также совершенствованием существующих и созданием новых пород лошадей, разведением и улучшением лошадей определенных пород, типа или направления с поголовьем более 35 маток.

Бурят-Монгольский военный конный завод № 128 в полной мере соответствовал данному определению понятия «конный завод» в целях обеспечения Рабоче-Крестьянской Красной Армии гужевым транспортом, как и многие другие, созданные в СССР в 30-е годы ХХ века.

Одновременно БМВКЗ был племенным репродуктором не только по линии коневодства, но и по другим отраслям животноводства для всего сельского хозяйства Забайкалья, т.к. все виды производимого племенного, улучшенного скота поставлялись не только для нужд Армии, но и другим хозяйствам в округе, в области.
 
Хотя понятие «племенной репродуктор» введено в обиход в нашей стране только к концу прошлого века (Федеральный закон от 03.08.95 N 123 ФЗ, ст.32…), деятельность Конезавода как нельзя лучше соответствовала ему. Поскольку племенной репродуктор - это организация по племенному животноводству, которая осуществляет разведение племенных животных в целях обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Как выше описывалось по данным Акта 1948 года о передаче БМВКЗ в ведение Минсельхоза СССР, в Конезаводе разводились, улучшались, метизировались местные породы не только лошадей, но и коров, овец  племенными производителями,привезенными, добытыми чуть ли не со всего мира.

В первой половине-в середине 30-х годов прошлого века, в интересах государства, для этого была создана как законодательная база, так и материальная в отдельно взятых регионах, в т.ч. в Забайкалье. Первоначально для создания уникального воинского подразделения – Первой Особой колхозной животноводческой дивизии на территории Забайкалья, с огромной государственной поддержкой всеми возможными, доступными в те времена ресурсами. Кто и когда бы добыл, доставил и предоставил для развития животноводства в Забайкалье лучших в мире хотя бы баран-производителей? Ведь ни у частных лиц, ни у местных властей такой возможности не было. Например, как бы попали в Забайкалье овцы породы рамбулье, имевшие корни происхождения от испанских мериносов и английской длинношерстной породы, скрещенных еще в XVIII веке на Королевской Овчарне французского короля Луи XVI в местности Рамбулье на Севере Франции, завезенных в СССР из Америки. Метизация местной грубошерстной бурят-монгольской овцы проводилась также баранами породы «прекос» - дальним родственником все тех же рамбулье и породы лейстер, выведенных французскими селекционерами в Х1Х веке. Еще и скрещенных в Германии с немецкими мясными овечками и завезенными первоначально из Европы в западную часть Украины.
Не говоря уже о конском племенном составе из лучших в стране производителей – донской, английской скаковой и других из разных конюшен от Украины до Владивостока, имевших в предках лучших в мире пород лошадей.

С этой невиданной ранее в Забайкалье материальной базой, со всеми этими племенными видами скота работали собранные и направленные в Конезавод одни из лучших в стране специалистов сельского хозяйства в погонах. Как молодые выпускники учебных заведений сельскохозяйственного направления – зоотехники, ветеринары, так и призванные «из резерва», из так называвшейся «1000» специалисты из ученых, практиков; а также недипломированные специалисты-практики из окрестных хозяйств, из коренного населения, мобилизованных также по линии Трудфронта – уже в годы войны. В связи с кадровым голодом в людях, имевших навыки обращения с животными в суровых условиях климата в Забайкалье, в дальнейшем – в связи  с уходом на фронты Великой Отечественной военнослужащего состава кадров конезавода.

По данным на 1 января 1935 года в СССР имелось 100 конных заводов с поголовьем в 104610 голов.

К концу 40-х годов прошлого века в стране насчитывалось только государственных конных заводов уже 160, а также были созданы и успешно развивались госконюшни, государственные племенные рассадники, конефермы колхозов и совхозов, около 100 ипподромов, Всесоюзный научно-исследовательский института коневодства с пятью зональными станциями.

И в этих условиях эксперимент с созданием в начале 30-х годов ХХ века на Дальнем Востоке Особого колхозного корпуса, а в его составе Первой Особой колхозной дивизии (22 кавдивизии, кавдивизии им. Горького)- животноводческой, в составе Забайкальской группы войск Особой Краснознаменной Армии Дальнего Востока, привел к созданию трех военных конезаводов, в составе Забайкальского Управления (треста) военных конных заводов. Одним из которых, основным, был и наш Бурят-Монгольский военный конезавод (БМВКЗ).

Немного об истории коневодства в Агинском округе.

По данным правительственной комиссии по изучению поземельного устройства населения Забайкальской области А.Н. Куломзина, в Аге в 1908 году насчитывалось 86579 лошадей. В 1922 году в Агинском аймаке имелось 41959, в 1924 году – 30314 этих домашних животных. Поскольку все армии мира в те времена нуждались в гужевом транспорте, население Агинской степи вынуждено было «делиться» своими лошадьми местных пород со всеми воевавшими в Забайкалье силами. Когда принудительно, когда добровольно.

С установлением советской власти жители Агинского аймака поставляли лошадей 1-ой революционной армии Дальне-Восточной Республики (ДВР). По данным, приведенным в газете «Агинская правда», например, жители Цугольского хошуна в период Гражданской войны передали 27-му кавалерийскому полку имени Бурмонголуправления (Бурят-Монгольское автономное управление Дальневосточной Республики) безвозмездно 14 лошадей, 42 овцы и 11 рублей деньгами.

Население Агинской степи, Приононья - бурят-монголы, тунгусы (эвенки, хамниганы) испокон веков разводили, воспитывали для своих нужд монгольских, малорослых и выносливых лошадей. В качестве транспортного средства и для своего пропитания в тяжелые морозные зимы. Некоторые богатые скотоводы специализировались – были табунщиками, как местные коннозаводчики, поставляя лошадей землякам для разных нужд. По рассказам земляков предки моего отца имели племенной табун лошадей, около семидесяти голов; только для жизнеобеспечения своей семьи имели небольшое количество других видов скота - овец и коров. Семья прадеда, деда моего отца кочевала между реками Онон и Ага, вокруг горы Хан-Уула, зимовали в местности Наринэ-Адаг (ныне село Усть-Нарин).

С установлением Советской власти в Забайкалье лошади, рабочие и верховые, были транспортным средством во многих организациях и предприятиях. Свои конюшни имели и милиция, и военкомат.

По постановлению ЦК ВКП«б» и СНК СССР от 15 февраля 1934 года «О льготах для населения Восточно-Сибирского края» разрешалось в индивидуальном хозяйстве иметь от трех до пяти лошадей. В этот период у колхозников, рабочих и служащих Агинского аймака Бурят-Монгольской АССР в личном пользовании насчитывалось около девяти тысяч верхового, упряжно-рабочего поголовья.

Воспитание бурят-монгольской лошади.

До прихода в Забайкалье, в частности на земли бурят-монголов, тунгусов (эвенков, хамниганов) в Приононье, кавалерийских воинских частей РККА преимущественно на лошадях европейских пород и воспитания, они были редкостью. Немногие местные жителей могли себе позволить такое дорогое удовольствие, как иметь в собственности хоть одного из таких «пришлых» лошадей, не говоря уже об их разведении и воспитании. Такие лошади и раньше появлялись время от времени, в основном начиная со времен пребывания декабристов и некоторых других на поселении в Забайкалье.

Обычно коренное и пришлое население имели, разводили и пользовались лошадьми монгольского, очень древнего происхождения. Как всем известно, войска Чингис-хана и его потомков именно на таких завоевали полмира.

В течение многих веков и до настоящего времени монгольская лошадь мало изменилась. Все также разводится и используется под седлом, вьюком и в упряжи в Монголии, Китае, в Республиках Средней Азии, в Республике Бурятия, на Алтае, уже кое-где в Забайкальском крае. Лошадь обычно имеет небольшой рост – в среднем до 130-135 см в холке, малый вес – 300-350 кг, неприхотлива, приспособлена к круглогодичному табунному содержанию в суровых климатических условиях. Имеет скорый, производительный шаг, довольно легкий галоп, хорошо плавает, отлично передвигается в песках, легко взбирается и спускается с сопок, гор. Особенно ценятся лошади-иноходцы.  Может много дней проходить под всадником изо дня в день по 70-80 км в сутки. Монгольские породы лошадей отличаются долговечностью, сохраняют работоспособность почти до двадцати лет и более.

Воспитание монгольской лошади несколько отличается от воспитания крупных домашних лошадей европейского, западного скажем, происхождения, хотя цели и задачи коневодства одинаковы. Например, в кормлении и водопое: круглый год на подножном корму, т.к. бурят-монголы не косили, не заготавливали впрок сенаж; употребляют мало воды, а зимой вообще могут утолять жажду снегом (!). Молодняк не отбивается и содержится в табуне вместе со взрослыми особями, находясь на особом положении – в отношениях с ними, пока не повзрослеют и не станут соперничать. Кобылы доятся, так же как и коровы, для получения молока, изготовления из него целебного кумыса в лечебных целях, для чего жеребята отбиваются от маток на день, а ночью сосут маток и пасутся вместе с ними. Поэтому жеребенок, ограниченный в питании материнским молоком, очень рано приучается питаться подножным кормом, учится самостоятельности. Поэтому и «взросление» монгольской лошади начинается раньше, чем у его западных собратьев. И тренировать начинают молодняк раньше – с полутора лет, конечно, с учетом индивидуальных особенностей развития, здоровья, постепенно начинают приучать к будущей работе. Некоторое время приучают ходить просто с уздечкой,  затем - в поводу, с хомутом на шее, постепенно увеличивая время тренировок и все прибавляя остальные элементы конской аммуниции. Затем поводом уздечки привязывают жеребенка к оглобле, запряженной в телегу спокойной взрослой лошади (только не к жеребцу) и начинают учить двигаться сначала шагом, затем все ускоряя движение. Так жеребенок приучится двигаться синхронно рядом с опытной взрослой лошадью, перестанет бояться движущейся сзади телеги (саней) и слушаться команд голосом, движением повода, вожжей - ходить прямо, поворачивать, останавливаться в разных местах, по разной поверхности (ровной, пересеченной, сопкам и т.д.).

При этом нужно избегать наличия вблизи объектов, которые могут вызвать у жеребенка испуг или заинтересованность. А двухлеток, предназначенных в дальнейшем для верховой езды, приучают ходить сначала под пустым седлом, в поводу, затем только со всадником, после длительных тренировок – гонения на веревке по кругу и т.д.

Что очень важно в воспитании любой лошади – не только не перегружать, «ломать» еще не созревшего для физических нагрузок жеребенка, но нужно быть очень внимательным и не пропустить момент взросления молодняка, когда каждая особь инстинктивно будет пытаться взять верх над человеком, подавлять его. Не только путем ослушания команд, но и физическим воздействием на своего учителя-повелителя-человека – то толкая, то покусывая, то наступая на ноги. Поведение жеребенка абсолютно такое же, как ведут себя человеческие особи в подростковом возрасте.

Именно такие монгольские лошади были у моих предков, именно с ними рос и был приучен дедом и отцом воспитывать лошадей мой отец.

Фото: Монгольские лошади.


я не автор