Курилы - байка

Владимир Войновский
Фото из Интернета

Сивуч http://proza.ru/2023/05/23/940


       Вы были на Курильских островах? Нет? Много потеряли. Немедленно собирайтесь, покупайте билеты и…

       Курильские острова находятся между Камчатским полуостровом и японским островом Хоккайдо, образуя дугу, которая разделяет Охотское море и Тихий океан.
Курилы образуют две параллельные гряды и состоят более чем из пятидесяти островов, самые крупные из которых и населенные людьми: Парамушир, Итуруп, Кунашир и Шикотан.

       И вот один «морской волк» рассказал такую историю.

       Дело летом было. Пришли мы к порту Северо-Курильск и встали на якорь напротив их базы сейнерного флота во втором Курильском проливе. Он проходит между островами Шумшу и Парамушир.

       У нас должна была пройти смена экипажа…
- Чего спрашиваешь? Почему там? А я почем знаю? Руководству виднее… не перебивай, а то забуду, о чем рассказывал…
       И… значит, летим мы на Боинге…
- Чего? Какой Боинг? Ну, вот… сбил с мысли… это другая история…

       Стоянку планировали на сутки. Позади пограничный и таможенный контроль. Каждый занят своим делом и вдруг по громкой связи: «Внимание экипажу! Желающим совершить прогулку на катере вдоль островов без схода на берег, выйти на бак!». Нашли чем удивить… морская прогулка, а мы чем занимаемся во время промысла? Круглые сутки море и редко острова… Смотрю на лица ребят из бригады, желанием никто не горит. А я раскинул: «Чего сидеть на судне? Хоть какое, а развлечение… может, искупнусь…». Накинул ветровку и вышел на бак.

       Я был шестым среди желающих. За старшего третий помощник капитана. Все получили его четкие указания. На мою долю выпало зайти на камбуз за продуктами и у траловых матросов взять мешки, связанные из дели. Когда вышел к левому борту, там уже был спущен трап и на воде покачивался мотобот. Не спеша погрузились, открыли сходные люки и пошли, обдуваемые морским ветерком.

- Опять? Куда пошли? На морскую прогулку…

       Обратил внимание, что кроме взятых вещей, присутствуют акваланги. Знал, что третий помощник и старший тралмастер заядлые дайверы… тут такой случай, посмотреть вживую, а то только по телевизору и видел команду Кусто.

       Подошли к берегу, встали на якорь. Из разговора старшего и боцмана понял, стоим у берега острова Шумшу. Берег обрывистый, высокий, а внизу отмель. До берега, который примерно в ста метрах,  можно пешком дойти.

- Команда! Сейчас берем ножи, сетки и идем по отмели в сторону берега. Собираем гребешка и устриц, кому, что попадет. Сбор через час! – старший командует.
-  А на боте кто останется? – спрашиваю.

- Вот ты и останешься смотреть за порядком и якорем! – напросился…
- Искупнуться можно? – не унимаюсь.
- Да! За буйки не заплывать! – смеются.

       Четверо, во главе с боцманом, взяли ножи и сетчатые мешки, и пошли добывать моллюсков. Я разделся, и в чем мать родила, разложился на крыше мотобота, загорать.

- Колокольчики не перегрей, а то цыплятки запищат, - смеется тралмастер.

       Лежу, наблюдаю, как он вместе с третьим помощником облачаются в акваланги. Проверяют баллоны и давление, помогают друг другу их закрепить за спинами.

- А третий костюм есть? – интересуюсь, между прочим
- А ты опыт имеешь?
- Ни разу не пробовал… Вот, если бы вы меня научили…

       И напросился. У них оказывается с собой лишний комплект, так сказать в резерве.

       Облачили меня быстро. Объяснили что и как. Дали «понятия» по жестам и знакам.

- Мы пойдем метром за пятьдесят, может дальше, на глубине посмотрим гребешка крупного, а ты за нами. Как дадим команду «Стоп», плывешь обратно, смотришь за ботом. Запаса кислорода у тебя на двадцать минут. Засекаем время…

       Значит погрузились. Вокруг все светло, красиво. Рыбки плавают, травка растет. Вода переливается, цвета меняет. По камням устрицы налеплены. На дне гребешки, хлопают раковинами, плывут быстро. Наверное, нас испугались.

       Немного проплыли, думаю метров сорок от бота. Третий поворачивается и показывает «Стоп» и пальцем в сторону бота. Я развернулся: «Ого! Прилично отплыли!».
И пошел я в обратную сторону.

- Чего опять? Почему пошел? Погулять захотелось, вот и пошел… еще слово и мат! Понял?

       И так увлекательно. Иду, смотрю под ноги. Вау! Камбала из-под песка всплыла. Аж, напугала. Медуза прилипла с левой стороны, все к ноге норовит прикоснуться. Мало ли чего, вдруг ядовитая. Шлепнул ее по щеке и дальше пошел.
И вдруг сверху тень. Меня в жар кинуло «Бот оторвался, несет по течению».

       Поднимаю вверх голову и… А там белуха грациозно проплывает и так по-доброму смотрит на меня сверху. У меня сердце, чувствую, в пятки скатилось.

       «Бежать!» - первая мысль и я побежал. Долго ли, коротко ли… метра два, три пробежал, ощущаю, кто-то смотрит мне в спину. Оборачиваюсь… мать-перемать… душу в Бога… прямо у моей головы нос полярного дельфинчика. Вот, что у него на уме? Чего привязался? Крикнуть хотел, да рот сжал челюстями трубку. Даже не помню, как дышал.

       «Так! Если будет нападать, у меня нож есть! Я ему…». Такие мысли отбросил. Что я шкерочным ножом против такой «дурынды» сделаю? У моего «товарища», поди, веса с тонну и метра три с половиной его могучая тушка.

       А эта любопытная рыбка смотрит нежно и улыбается во все свои зубки беленькие, ровненькие, словно ножовка.

       Показалось или нет, но он мне подмигнул и стукнул носом в грудь, легонько. Чувствую у меня под «скафандром» очень мокро стало, наверное, вспотел.

       «Блин! А сколько у меня кислорода?», напасти посыпались одна за другой. Посмотрел на прибор, как учили старшие товарищи… минут на пять и… никто не принесет на мою могилку цветочки. Так как она – целый Океан!

       Говорю себе: «Уходи! Иди! Поворачивайся и…». Разворачиваюсь и так спокойно, прогулочным шагом, напевая что-то про себя, начинаю плавно вышагивать, расталкивая водную массу. Справа мой «друг» проплывает, обогнал и кружочка два сделал. И… нет его. Я про себя выдохнул и тут… Вау! Улыбка милая промеж моих ног, пятая точка моя на его голове и мы летим… он вперед, а я перевернулся и на ноги встал. Теперь, что было сил, поплыл к нашему мотоботу. Так я никогда не плавал. Ни до, ни после этого случая.

       Когда ребята вернулись к боту, я загорал на его крыше. Богато они тогда набрали моллюсков. Каждый полный мешок набрал. И два за меня.

- Что говоришь? Что с белухой? А что с ней будет, плавает в океане. Но скажу, что она в природе это вам не Приморский Океанариум…

       Вот такая история, брат.

Акула http://proza.ru/2024/01/14/1306