Вера и Божественная Благодать

Александр Иванович Зайчиков
Что такое вера и почему в ней важное значение имеет присутствие Божественной Благодати.

Практически каждый взрослый, да и наверное молодой человек хорошо знает, что вера в Бога непосредственно связана с чем-то таинственным и запредельным.

Святой Апостол Павел так обозначает веру : " осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" ( Послание к Евреям 11.1 ), то есть верующий человек обязательно что-то делает для реализации своей веры и у него есть уверенность в существовании запредельного или сверхъестественного, того, чего он не видит.
Также Святой Апостол Павел говорит о появлении такой веры: " вера от слышания, а слышание от слова Божьего" ( Послание к Римлянам глава 10 текст 17) И " слышание" это не просто слух, а некое открывшееся понимание скрытого смысла какой-то идеи.
Поэтому вера - это своего рода полученный от Бога инструмент, которым человек приближается к Нему и которым, в результате определенного образа жизни становится более духовно-просвещённым.

Но вот вопрос: достаточно ли человеку иметь веру для того, чтобы исполнить то, что Бог ему предлагает, а именно Заповеди?

Церковное предание и Священное Писание свидетельствует, что Божественная благодать активно и могущественно содействует реализации веры.

Первое яркое свидетельство  действия Божественной благодати произошло во время когда Воскресший из мёртвых Спаситель являлся своим последователям.  Событие, которое произошло с учеником Иисуса Христа по имени Клеопа и его товарищем. Они пошли в селение Эммаус хотя и слышали о воскресении Христа из мёртвых. ( Евангелие от Луки глава 24 тексты 13-35 ). Воскресший Иисус приблизился к ним и беседовал. Потом при ужине произошло уникальное событие - во время того как Иисус благословил и переломил хлеб они узнали в своём таинственном  спутнике Его воскресшего. Произошло могущественное схождение Божественной благодати во время Таинства Причастия.

Второе и самое мощное в истории Церкви Христовой проявление Божественной благодати  произошло с Апостолами и многими другими учениками после сошествия на них Святого Духа в день иудейского праздника Пятидесятницы. ( Деяния Святых Апостолов глава 2 ). До того как случилось это событие Апостолы находились в страхе и закрывались в своих помещениях. После же схождения Святого Духа Апостолы открыто вышли к народу и начали свидетельствовать об Иисусе из  Назарета как об обещанном Израилю Мессии. Такое яркое внешнее проявление свидетельствует о действии Божественной благодати.

И третье событие проявления силы Божественной благодати произошло с фарисеем Савлом Тарсянином, который впоследствии стал Павлом - Апостолом Иисуса Христа. После того как ему на пути в Дамаск явился Господь Иисус Христос и его исцеления от слепоты он принял христианское крещение. И свидетельством сошествия    Божественной благодати была его невероятная смелость и  активность в проповеди о  распятом на Голгофе Мессии, который  есть Иисус Христос.

Святой Апостол Иоанн Богослов в повествовании о земном служении Иисуса Христа пишет о двух видах благодати, которую принял он и его единомышленники. Первый вид - это благодать общая для всех людей, выраженная в Великой Жертве Иисуса Христа - смерти на кресте. Второй вид благодати, которая сходит далее - это частная благодать для каждого верующего, подающаяся через Святые Таинства ( например Причастия и Крещения ). Эту же идею получения частного вида Божественной благодати подтверждает Святой Апостол Павел в своём Послании Ефесянам глава 4 текст 7. И во многих местах своих разных Посланий Святой Апостол Павел обращает внимание получателей на важность Божественной благодати в вере христианина или христиан. Несколько его текстов - это просто пожелания Благодати получателям его Посланий.

Ещё важна идея о Божественной Благодати содержится в Первом Послании Святого Апостола Петра. Он пишет: " совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа" ( 1-е Петра глава 1 текст 13 ). Что это за " подаваемая благодать в явлении Иисуса Христа " ? Где это Его явление? Иисус Христос вознесся на Небеса и так как Он являлся по Своём воскресении из мёртвых в наши дни не происходит, а мы ждем лишь Его Пришествия. Но тем не менее на каждой Божественной Литургии в Таинстве Святого Причастия  происходит явление Иисуса Христа в Его Теле и Крови! И регулярно-подаваемая Божественная Благодать сходит на верующих!  Таким образом Церковное учение о Святых Таинствах и обретении верующими Божественной Благодати как пишет Святой Апостол Павел: " для благовременной помощи" ( Послание к Евреям глава 4 текст 16 ) необходимо для реализации  веры и исполнения Господних Заповедей. Хотелось бы отметить, что в контексте Нового Завета нет учения о получении христианами Божественной благодати через уразумение и стремление выполнить Слово Божие. Человек по своей природе подвержен греху и его несовершенный разум и его слабая воля неспособны действовать в достижении высоких духовных целей! Поэтому и только лишь Божественная Благодать, получаемая через Святые Таинства,  действуя могущественно в вере человека предоставляет человеку идти путём совершенствования или обожения, преображения в Образ Христа!
И как свидетельство, что лишь Божественная Благодать производит всю духовную работу в верующем человеке являются слова Святого Апостола Павла:  "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною." ( 1-е Послание Коринфянам  глава 15 текст 10 ).

Пусть Господь всех нас благословит и сбережёт для Своего Небесного Царства! Аминь.