От серпа к молоту

Вячеслав Шириков
Название фильма - "Лимитчицы" отражает лишь фактуру сюжета закручивая его интригу в начале повествования. Сам же фильм, по воле создателей,  вырвался из рамок стереотипов навязанных презренным словом лимитчицы. Повествование получилось эпическим, с яркими образами героев, и  картинами живой природы русской деревни.

 Фильм начинается с завораживающей картины Русского поля.  Рассвет: утренний туман поднимается всё выше, обнажая стройные стебли высокой травы, умытые росой и ждущие жаркого поцелуя летнего дня. В этом поле до самого горизонта, в  мире красоты и ожидания сие - минутного счастья появляется образ девушки. Зритель ещё не знает имени героин, но в  мыслях произносит слово – Маша.
 Это она спешит за своим счастьем по русскому полю, а счастье – рядом, и тут же появляется образ юноши. Они ровесники и похожи, как брат и сестра,  очевидно, они одноклассники, но школьные годы закончились, и надо выбирать свой жизненный путь.
  Для юноши все ясно и просто: "Отслужу в армии, приеду в родной колхоз, женюсь на тебе, буду работать трактористом, и заживем как все люди". Но у девушки другие планы. Это по школе они ровесники, а по жизни она старше, поэтому смотрит на него, как на мальчишку и говори: "Прощай, что было - то было, но я уезжаю в город."
 Казалось бы, глупая девчонка, бросает рай на земле, отказывается от своего счастья и ради чего?   Но всё становится ясно, как только показывают быт и работу колхозников в "раю".   Доярка, свинарка, скотница: вот он выбор, что ждёт молодую выпускницу. Подъём с  рассветом,  и работа физическая, тяжёлая: мало подоить коров, потом ещё бидоны с молоком носить и поднимать на телегу. 
 Невольно напрашивается вопрос, а мужики где? Как где? Кто в армии, кто в тюрьме, а те что в колхозе давно спились или умерли. Вот и живет это бабье царство: "Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик." Если у юношей - выпускников нет выбора, то у девушек их два: или остаться в колхозе и повторить судьбу бабушки и мамы, или уехать в город и там поискать свое счастье. Главная героиня выбирает второе – город. Он дальний, неизвестный, но манящий и обещающий другую жизнь. Но какая она городская жизнь? Хочется верить, что там  лучше чем в  колхозе. 
 Но, так думает не только Маша, но и  её подруги: Зоя и Нина. Они искренне верят в то, что только там - в городе встретят своё счастье. Девушки жили в одной деревне, ходили в одну школу, с детства дружили. Но какие разные у них характеры. Маша - лидер от природы, а потому всегда уверенна в своей правоте: активная, прямолинейная, не терпящая компромиссов. Тихоня-Зоя, на первый взгляд: слабая, беззащитная и недалекая девушка, и красавица Нина, знающая себе цену и умеющая подать свою красоту для достижения  поставленной цели.
 Но город встречает их без дружеских объятий, их здесь никто не ждёт, они не нужны даже на ткацкой фабрике,  где постоянный дефицит рабочей силы, потому что у них нет специальности, а обучать вчерашних школьниц никто не хочет.  Общежитие, которое обещали в рекламном релизе не дают. Им приходится за свои деньги, которые ещё не заработали, снимать угол у бабки – ведьмы. Но бытовые условия их не пугают, так как они лучшего не видели живя в своём родном колхозе.  А, вот своё счастье они встретили сразу, как только зашли в цех. Там их встретил мастер - наставник молодой человек по имени Ваня, кудрявый красавец с голубыми глазами, будто сошел с агитационного плаката. Он излучает: твердость характера, глубокое знание гремящего  станка,  а самое главное - простоту и доброту русского характера.  Девушки сразу влюбляются в юношу, и каждая произносит в уме:  это Он - моя любовь, моя мечта! Но его ещё надо завоевать, так как молодых девушек много, и у него уже роман с красавицей Верой, которая уверена, что ещё чуть-чуть и он на ней женится.
 И тут закручивается сюжет, добавляя к производственной теме вечную тему любви. Никто из девушек не собирается уступать сопернице свою мечту, своё счастье. И если у мужчин борьба соперников чаще всего заканчивается рукопашным боем, то у женщин она переходит в борьбу характеров и принимает перманентные формы. И тут уже нудный производственный цикл ткацкого цеха , убогий быт его работников, уходит на второй план, и нам является захватывающая картина борьбы за счастье,  быть может мнимого, но такого желанного. Первой в бой бросается Маша – лидер по природе, она с открытым забралом отбивает Ваню у Веры, которая уже расслабилась и готовилась к свадьбе.  Хотя при этом чуть не теряет волосы в неравной физической схватке с соперницей, всё же добивается своего, и Ваня уже готов на ней жениться.  Мечта её сбылась, счастье с ней рядом, и она в объятиях  любви. Но коварная подруга Нина в последний момент решает идти ва-банк и соблазняет Ваню своей натуральной красотой.
Для мужчины это очередная интрижка, не имеющая серьёзных последствий и обязательств. Но только не для Маши, ведь у нее всё предельно серьёзно: и любовь до гробовой доски, и преданность, и верность. Она не в состоянии понять мужчину: его психологию, его привычки и слабости. Её максимализм, прямолинейность в оценке поступков Вани, приводит к драме не только в её душе, но и последующих за ней поступках:

  Поле осталось, но высохла трава.
  Сладкою сказкой надежда была...
  Жить мне не хочется - хочется выть,
  Сучкою брошенной не хочется быть.

 Эмоции затмевают разум, как они могли: самые близкие, самые дорогие люди - подруга и любимый, так цинично обойтись с ней -  обмануть и бросить,  так что же тогда любовь и дружба ? Она решает сразу покончить со всеми проблемами: рассчитывается и уезжает в родную деревню. Но и там ее никто не ждет, даже родная мать оставляет только переночевать. Ведь она хочет единственной дочери счастья, да что там счастья, хотя бы спокойной жизни, которой никогда ей не даст деревня и колхоз.
 И наша героиня делает вторую попытку, в поисках своего места в городе. Теперь уже без иллюзий на любовь и счастье, всё надо начинать с чистого листа, с холодным сердцем и твёрдым характером.
 А, что же наш Ваня с красавицей Ниной? Пока он готовится к свадьбе и выбирает платье невесте, она уже выбрала другого попутчика жизни - более успешного и материально более состоятельного, чем Ваня. И Ваня опять остаётся один, но недолго.  Наконец из засады появляется третья подружка – тихоня Зоя. Она терпеливо ждала своего часа и дождалась. Желанный плод сам упал  к ее ногам, бери и кушай.  Пока подружки делились между собой любовными секретами, тихоня-Зоя стащила портрет Вани с доски почёта, и объяснялось ему в любви в тишине и одиночестве. А нахлынувшие чувства изливала в письмах к солдату, с которым познакомилась на танцах. Так ее убогая жизнь наполнилась романтикой, в которой , она была сказочная Золушкой в ожидании своего Принца. И сказочный Принц, в образе  Вани, предложил ей руку, сердце и однокомнатную квартиру в  семейном общежитии. Она согласилась без колебаний, чем, конечно, озадачила Ваню. Но свадьба состоялась, и  они стали жить семейной жизнью.
Вот только эта жизнь оказалась не такой сладкой, как мечталось. Романтика ушла, а реальный быт был убогим и скучным. Днем работа на фабрике, а после однообразного физического труда, хотелось только одного – расслабиться и отдохнуть. Ваня после рабочего дня расслаблялся в пивнушке с такими же бедолагами как и сам,  водочкой и пивом. Зоя «расслаблялась» на общей кухне готовя ужин уставшему мужу. Жизненный цикл замкнулся, чтобы начать новый - нужны дети, а Бог не даёт им ребёнка.  Ваня всё больше погружается в пьянство, а Зоя изо всех сил пытается спасти семью. Но только ли у них нет семейного благополучия? Ведь у соседей по общежитию жизнь такая же однообразная и убогая, хотя и с детьми.
 А, у кого же она хорошая, что и сейчас, по истечению 50 лет, мы слышим:"Ах, как нам хорошо жилось в СССР: бесплатные квартиры, бесплатный путевки, бесплатное образование,  бесплатное лечение, персональные"Волги" и персональные пенсии".Да, такой халявы, как в СССР не было ни в одной  стране мира, и это правда! Но не вся, а вся правда заключается в том, что пользовались этими благами не все, а лишь партийная  номенклатура, чиновники, начальники. И были они по существу «Советскими дворянами», хотя партия коммунистов торжественно клялась: « У коммунистов нет никаких привилегий,  кроме одной - беззаветного служения своему народу».
 И вот такой «слуга народа», предстаёт перед нами в образе Васи. Парторг на ткацкой фабрики,  местный «дворянин», он олицетворяет «борца» за равенство, свободу, справедливость и светлое будущее не только фабрики, но и всего человечества. Легко охмуряет слушателей, уходит от неприятных вопросов и защищается высокими идеалами марксизма, когда его разоблачают в нелицеприятных поступках. Он думает о своих проблемах:  о материальном благополучии, о карьерном росте. И, сполна пользуется привилегиями «советского дворянства»: алкоголь высшего качества, любовницы по разнарядки, и главное - раздача социальных благ: квартиры, путёвки, места в ясли и детские садики… и всё бесплатно, но по блату. А за блат надо платить:  деньгами, услугами, или натурой, если натура молодая и красивая, как Вера, Маша и Нина. С Верой было легко и просто: она быстро забеременела, надо избавляться - избавился, но ребеночка подарил. С Машей вышла осечка: не на ту напал, мало того, что она бутылкой по голове, так ещё и написала заявление в милицию, но там люди свои, так что всё обошлось по любовному.  Вот с Ниной было хорошо, за свои услуги лишнего не брала и в жены особенно не набивалась, так как уже была замужем.  В общем была идеальной любовницей, и  по своим  морально - нравственным убеждениям ничем не отличалась от своего патрона.
 Она привыкла брать от жизни всё что ей нравилось, не заморачиваясь постулатами: "Не тронь чужого, за всё надо платить." Её кредо - всё что мне нравится это моё , а платить буду натурой. Но и натура изнашивается, парторг охладевает к ней, и она опять возвращается к Вани.
 Порочный круг замкнулся, и в данном сюжете можно было поставить точку, но тут в жизнь наших героев неожиданно врываются внешние обстоятельства, которые в корне меняют социально-экономическую платформу Великой державы под названием СССР. Наши герои еще по инерции живут своими заботами и надеждами на лучшее будущее и не понимают, что пришла  расплата за грехи  в их прежней жизни. И каждый получает своё: Маша – Ивана, Нина – тюрьму, Зоя - бравого офицера Володю, а парторг Вася - сливки приватизации.  Наконец - то он сбросил маску идеологических бредней и показал свою натуру в полной красе. Без угрызения совести, он отхватил лакомый кусочек общего «пирога» и зажил той сладкой жизнью, о которой мечтал ещё в юности:  особняк с гектаром леса, иномарка, доходный бизнес, и девушки ублажающие его, не угасающую, похоть. Так вот кому построили коммунизм  Маша с Ваней, а ведь думали, что строили себе и всему Советскому народу.