Тамарина медаль

Койнова Ольга
         27 апреля 1974 года в Кремлевском дворце состоялся 17-й съезд Всесоюзного ленинского комсомольского союза молодежи, на котором присутствовали делегаты со всех республик Советского Союза. Именно на этом съезде было принято решение отправить первый отряд комсомольцев на строительство БАМа. Предварительно были отобраны юноши и девушки с безукоризненной биографией, которые смогли бы достойно представить ВЛКСМ на стройке века. На заседание съезда будущие строители БАМа пришли уже в специально пошитой форме. Согласно Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года  «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги, им предстояло построить 4 200 км. Делегаты съезда в рабочих спецовках прямо из Кремля направлялись на вокзал и уезжали на «стройку века». Транспаранты, цветы, брызги шампанского и десятки фото- и кинокамер провожали состав с делегатами на Дальний Восток. 3 мая 1974 года поезд прибыл в Сковородино, откуда на автобусах комсомольцы приехали в поселок Тындинский, который позже стал городом Тындой - столицей Байкало-Амурской магистрали. Для целого поколения советских людей это стало делом жизни. Сработала мощная пропаганда по призыву молодых людей через комсомольские организации, которые выдавали путевки ВЛКСМ с лозунгом: раньше думай о Родине, а потом о себе. По радио, телевидению только и говорили о БАМе. Устоять перед таким напором агитации было невозможно. Среди тех, кто сразу изъявил желание поехать на стройку, оказалась моя сводная сестра по отцу, Алтанова Тамара.
       После окончания Мангутской средней школы в 1973 году, по путевке Кыринского райкома ВЛКСМ, поехала работать на Читинский камвольно-суконный комбинат, где можно было сразу пройти обучение и получить рабочую специальность. Только начала работать и обьявили о наборе на БАМ. Вместе со своей подругой из Новокузнецка Валей Максимовой, обошли все райкомы Комсомола в городе Чите, чтобы поехать на стройку. Путевки не выдавали, просили подождать, пока начнут набирать на Читинский участок. На работе не отпускали, нужны были рабочие кадры, обещали даже дать направление в Ивановский текстильный институт. Но энтузиазм, желание быть участником великого дела не давало покоя девчонкам. Тогда решили уехать самостоятельно в Тынду, где располагался главный штаб стройки. В Управлении «Бамстройпуть» уже набрали группу каменщиков и предложили подождать, пока объявят набор в следующий раз через месяц. Девушки настойчиво ходили в отдел кадров, пока их не направили в командировку в г. Могоча Читинской области. Пришлось месяц поработать разнорабочими при Строительно-монтажном поезде №375. Запрос со стройки не поступал. Тамара с подругой решили вновь вернуться в Тынду, где про них просто забыли в шумной суете. Народ прибывал со всей страны и в отделе кадров уже не справлялись с большим объёмом трудоустройства. Девушкам повезло: набиралась группа штукатуров-маляров при созданном учебном комбинате. Ведь приезжали все без строительных специальностей и опыта работы, примерно, на 100 человек был только 1 строитель.
      Проучившись 2 месяца, сдали экзамен на 2 разряд и начали трудовую деятельность в Строительно-монтажном поезде № 544. Жили в бараках-времянках, щито-сборочных домах. Стали строиться первые пятиэтажные дома, семейные общежития. На стройке работали молодые люди многих национальностей, с разным жизненным опытом.
       Согласно Постановления «О строительстве Байкала-Амурской железнодорожной магистрали», страна направляла ресурсы для снабжения работающих, обеспечения достойной зарплаты.
Новый подход советской власти основывался в первую очередь на поощрении строителей для набора: высокие заработные платы (средняя зарплата некоторых работников доходила до 700-750 рублей), а средняя зарплата рабочего составляла на строительстве БАМа около 300 рублей— у рабочих младше 30 лет). Для сравнения: средняя зарплата рабочего по СССР составляла в те же годы 180 рублей, а ставки молодых специалистов с высшим образованием варьировались от 65 до 130 рублей. Выдавались сертификаты на получение автомобилей (необходимо было проработать непрерывно не меньше 2,5 лет), так и лучшим материально-бытовым обеспечением граждан: лучшее снабжение дефицитными товарами, фруктами/овощами, доступ к товарам иностранного производства (одежда, бытовая техника и электроника).
Такие меры в совокупности помогли привлечь на строительство сотни тысяч добровольцев со всей страны. Около 2 млн человек стали строителями БАМа. Трудности быта и работы, резкий континентальный климат не пугали молодежь, которая только закалялась и становилась сильнее. Самые сложные участки трассы, находящиеся восточнее Тынды, расположенные в самых глухих, безлюдных и труднодоступных местах строили железнодорожные войска. Без помощи со стороны Минобороны и МВД построить БАМ к 1984 году не получилось бы никак.
     Когда я спрашивала Тамару: много ли было тех, кто ехал за длинным рублем? Рвачей, как тогда называли тех, кто стремился воспользоваться всеми благами стройки выше допустимой нормы, было не так много. Все-таки, было большое стремление внести свой вклад в строительство, принести пользу стране. На работу шли как на праздник.  Особенно запомнилось работа на стройке новой школы в г. Тында , начиная с ее закладки и до сдачи в эксплуатацию. Также с нуля, приняла участие в строительстве школы-интерната для детей оленеводов в эвенкийском совхозе «Заря».  Работа требовала большого мастерства со стороны работающих. Приходилось дальше учиться и сдавать на повышающий  разряд. Объемы работ росли с каждым днём, ощущалась нехватка рабочих рук. Когда стали возводить панельные дома, не успевали на сдаче объектов и тогда вновь созданное Управление «ГлавМосстрой» привлекал рабочих с других Управлений. И штукатуры-маляры справлялись с такой нагрузкой ради общего дела.
   За ударный труд, Тамара была награждена в 1980 году государственной наградой СССР - медалью» За  строительство Байкало-Амурской магистрали», учреждённой Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 октября 1976 года. Фамилии награждённых были опубликованы в газете «БАМ», издаваемой в г.Тында. Чем ещё запомнилась работа на стройке?
        Энтузиазм работающих поддерживался грандиозными фестивалями как «Огни магистрали», выступлениями знаменитых артистов, которые считали своей честью выступать перед бамовцами. За то время, что шла великая стройка, сюда приезжали легенды отечественной эстрады, такие как Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валерий Сюткин, Валентина Толкунова, Людмила Сенчина... Многие ВИА здесь выступали, такие как «Пламя» и «Самоцветы», и даже американский певец Дин Рид, которого в СССР любили больше, чем на родине. Разве такое можно забыть?
Тамара отказалась ехать на Таллинскую регату во время Олимпиады в Москве в 1980 году, когда победители соцсоревнований поощрялись такими поездками.  Ей так хотелось домой, очень скучала по родным местам, по близким и каждый отпуск проводила дома.
      Для целого поколения, работа на стройке, оказалась не просто делом жизни. Бамовцы, вообще какая-то редкая генерация, удивительное поколение, особая порода людей. Жили дружно, как братья и сёстры. Уважали друг друга, не ссорились, не было склок. Двери квартир, комнат в общежитиях стояли открытыми, замков не было, заходи в любое время, возьми, что надо. «Такой жизни у нас больше никогда не будет. И этого почему- то особенно жаль» - таково мнение Бамовцев. И многим не верится, что такою была жизнь на стройке.
       Ветераны-бамовцы считают, что без комсомола вряд ли удалось бы построить Байкало-Амурскую магистраль. Именно комсомол стал движущей силой для десятков тысяч строителей БАМа. Сегодня собрать воедино столько молодежи и отправить ее в тайгу уже не удастся, говорят все ветераны, с кем приходилось встречаться.. Ведь с ликвидацией ВЛКСМ в России так и не появилась организация, которая смогла бы объединить столько людей и самое главное - сподвигнуть их на грандиозные стройки.  Было много интересного и в то же время трудного, но можно смело сказать: комсомольцы, приехавшие на БАМ, - люди трудового подвига, к которым и относится Тамара, одна из немногих, кто решился поехать и испытать себя в трудностях. Остались в памяти только светлые воспоминания и медаль, которая не даёт забыть яркие моменты жизни.
      Проработав 10 лет на стройке, Тамара по семейным обстоятельствам, вернулась в родное село Тарбальджей, позже переехав в г. Улан-Удэ. Пенсионер, помогает племянникам. Рада тому, что возобновляется через многие годы дальнейшее строительство Байкала-Амурской магистрали, одного из самых грандиозных проектов ХХ века и молодежное движение, включая волонтерское.Жизньпродолжается.