Святая Троица Рублёва и архитектор Барановский

Евгений Мартин
                "Святая Троица" Рублёва и архитектор Барановский

         Когда-то давно, в Москве, я ехал на троллейбусе и там мы разговорились с одной пожилой дамой, в чьём облике ясно просматривался фантезийный артистический налёт.
         (Разговор был примечательным, может быть, когда-нибудь ещё расскажу. Дама оказалась литературоведом).
          Когда мы проезжали мимо Красной площади, я кивнул в сторону храма Василия Блаженного:
          - А ведь его в 30ых годах собирались снести. Но главный архитектор Москвы пригрозил, что покончит с собой, если это произойдёт.
          - Барановский! – немедленно уточнила дама. – И его сразу посадили!
          И добавила:
          - А когда его жена приходила к нему в тюрьму, он первым делом спрашивал, цел ли храм.
          Я намеренно рассказал эту историю именно так, максимально кратко, так как все прочие подробности здесь излишни. Пожалуй, это главное, что надо знать нам и последующим поколениям о том, почему это русское Чудо до сих пор стоит на своём месте на главной площади столицы.
         Став одним из главных символов России.
         И вот теперь – Троица Андрея Рублёва.
         Её тоже хотят уничтожить. Искусствоведы едины в своём мнении, что вне стен Третьяковки этому символу русского искусства не выжить.
         Вот что пишет, например, канал "Шакко: об искусстве":
         "Икона "Троица" Андрея Рублева - это не только уникальное сокровище изобразительного искусства нашей страны. Также это деревянная доска с краской на ней возрастом примерно 596-612 лет.

           Доска возрастом шестьсот лет.
           У нас в России мало зданий можно найти настолько старых.

            Эта доска и краска на ней в очень плохом состоянии. Там огромное количество дырок, трещин. Сцепление красочного слоя с деревом -- плохое. Темпера отшелушивается. В Третьяковке "Троица" постоянно находится на контроле (как больной в палате, обвешанный датчиками), в специальной витрине ("кислородной палатке").

           Если такой древний предмет переместить из климата, в котором он привык находиться, в любой другой, тем более не в музейный, где много открытого огня (свечи) и людей, которые потеют и дышат, то предмет начнет чувствовать себя очень плохо. Коробиться, осыпаться"

          Пропускаю здесь часть описания всех ужасов.
          Цитирую только итог:
         После того, как "Троица" перестанет жить в музее и поддерживаться силами музейных специалистов, она умрет в физическом смысле этого слова. Краска отвалится; деревянный щит, сбитый из нескольких дощечек, пойдет ходуном.

          Произойдет это в течение года, или даже нескольких месяцев".
           Чего ж вам более о вершине русского искусства, о которой мы все, как минимум, знаем со школы?
            Однако оказывается, что атмосфера времён посягательств на Покровский собор теперь, издалека. видится нам сильно упрощённой и одномерной.
             Это я понял, когда прочитал другие мнения о передаче Святой Троицы в собственность РПЦ.
              Так, например, на канале "История государства российского" в статье под зл овещим названием "Чиновники открыто саботируют решения Путина. Конфликт в Москве обостряется" легко и непринуждённо переводят вопрос о передаче шедевра Андрея Рублёва в политическую плоскость (оговорившись: "Не буду рассуждать о целесообразности такого решения. Оставим дискуссию экспертам" – т.е. заведомо отринув все КУЛЬТУРНЫЕ и ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ аспекты проблемы в сторону, попросту перечеркнув их).
          Автор вещает:
         "Однако решение принято на самом верху Владимиром Владимировичем и обсуждению не подлежит. Между тем московские чиновники в лице руководства Третьяковской галереи и людей, за ним стоящих (думаю, подобные выпады музея без санкций влиятельных интерессантов не делаются), открыто саботируют решение Верховного и под различными предлогами (состояние иконы неудовлетворительно, РПЦ не в состоянии обеспечить ее сохранить) отказываются передавать объект культурного наследия церкви", -
        а далее ещё более радикальные выводы о происках наших вра гов и их попытках подорвать наше государство.
         Ничего не напоминает?
         Плевать на культуру, главное – политическая сторона вопроса. Непослушание Верховному! – разве это не криминал?
          Вот в таком же контексте, я думаю, происходила когда-то и борьба за Василия Блаженного. Громких голосов: "Долой его!" было намного больше, чем одиноких голосов в защиту.
          "Но Барановский – мировая величина, - помнится, объясняла мне дама-собеседница. – Скандал от его демарша был бы на весь свет!"
            А что же сегодня?
            Почему о "Святой Троице" молчат наши "мировые величины"?
            Или у нас их уже просто нет?