Я в СССР. Бригады коммунистического труда

Дмитрий Кольцов 2
Почему я написал это

Осталось в прошлом движение коммунистического труда – бригады и ударники коммунистического труда.

И сегодня мы читаем:

"В условиях эксплуатации человека государством, в обстановке, когда производственные отношения монополизированы господствующей партийно-советской бюрократией, полностью контролирующей и самого труженика, и результаты его труда, не может быть и речи о сознательной работе в интересах общества.

Труд в бригадах коммунистического труда  носит все тот же принудительный характер, а распределение материальных благ производится не по труду, а по социальному статусу человека.

Движение Б. к. т. скоро выродилось в обычную пропагандистскую кампанию, используемую властями для создания более изощренных форм эксплуатации и порабощения трудящегося.

После падения Хрущева дискредитировавшие себя бригады коммунистического труда умирают тихой смертью. Со страниц газет, а затем и из практики советской общественной жизни они вытесняются другими «движениями», такими же мертворожденными, как и бригады коммунистического труда". 

Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г

Я работал в таких бригадах и был ударником. Если сегодняшние политологи правы, я был одним из тех, кто создавал изощренные формы эксплуатации и порабощения трудящегося в СССР и самого себя, как трудящегося.

Судите меня, уважаемые читатели. Ведь вы самый гуманный суд в мире. Прошу вас только об одном – считать смягчающими вину обстоятельствами мою молодость и мое чистосердечное признание, которое прилагаю. Виноватым себя не признаю.

Как я стал ударником коммунистического труда

В 1960 г, когда я поступил на работу, начиналось движение коммунистического труда, чем-то напоминающее стахановское.

Случилось так, что работать я начал в бригаде коммунистического труда. Первой на нашем заводе. Члены такой бригады должны были быть ударниками коммунистического труда. Я им еще быть не мог. Нужно было еще поработать.

Прошло полгода. Я уже освоился и выполнял все, что был должен выполнять в соответствии со своей квалификацией. В бригаде только я не был ударником коммунистического труда и начинал выглядеть белой вороной.

Однажды, после профсоюзного собрания, я подошел к профоргу цеха с вопросом – Что я должен сделать, чтобы стать ударником коммунистического труда. Профорг ответил – Написать социалистические обязательства, например, работать без брака - получить право выпуска продукции без ОТК; подать рационализаторские предложения; участвовать в общественной жизни цеха и завода; заниматься в секциях и кружках, участвовать в спортивных соревнованиях и т.п.

Я такие обязательства написал. И потом задумался – не поспешил ли. Меня из всех пунктов социалистического обязательства беспокоил только один - подать два рационализаторских предложения. Остальные пункты обязательства я уже выполнял. А вот рационализаторских предложений еще не подавал ни разу. И слабо представлял, что это такое.

Только теперь ничего не вернешь. Остается или опозориться или обязательства выполнить.

Поговорил с рационализаторами о том, что такое рационализаторское предложение. По их совету почитал соответствующие заводские и общесоюзные положения о рационализаторских предложениях, и начал искать недостатки в тех устройствах, которые настраивал и ремонтировал.

Нашел, однако. Написал два предложения, как эти недостатки устранить. Предложения были признаны рационализаторскими и стали использоваться в производстве. Даже вознаграждение получил – 20 рублей.

Присвоили мне это звание в 1961 г. Вручили удостоверение (значков тогда еще не было). И я перестал быть белой вороной в бригаде.

Можно относиться к движению коммунистического труда различно. Но ведь меня оно мотивировало. Думаю, также мотивировало и других. Я получил первый опыт реального технического творчества.

Потом на преддипломной практике снова подал рационализаторское предложение по теме дипломного проекта. Рационализаторское предложение использовали в производстве, и я получил вознаграждение 50 руб.

В дальнейшем стал автором нескольких десятков изобретений, в том числе использованных в производстве с большим экономическим эффектом. Об этом я написал в одной из статей, опубликованных на сайте.

Общались мы в бригаде и после работы. По разному поводу, и счастливому и не счастливому.

При поступлении в институт я написал сочинение о нашей бригаде.

Когда учился в институте, переписывался с бригадой, а на каникулах с бригадой встречался на работе и на отдыхе.

Что было дальше

После окончания института в 1967 г. меня назначили начальником смены одного из цехов нашего завода.

В моей бригаде я был самым молодым, как минимум, лет на десять моложе остальных.

Начальник цеха собрала мою бригаду, представила меня и ушла. Начал я знакомиться с бригадой. Я начальник, и меня зовут по имени отчеству, как принято. И я называю всех по имени отчеству. И вдруг женщины заявляют, называйте нас по имени. Вот меня не Валентиной Ивановной, а Валей. А Вале далеко за сорок, и с ее сыном я в одном классе учился. Нет, говорю, молодые и красивые, у меня язык не поворачивается так вас называть.

Подходит ко мне профгруппорг и как-то смущенно говорит – Наша бригада - бригада коммунистического труда и все мы ударники коммунистического труда. Вам нужно тоже добиться этого звания.

На следующую смену я принес свое удостоверение ударника коммунистического труда и предъявил его бригаде. Они сначала с недоверием и удивлением его рассматривали, убедились в подлинности и намекнули, что им интересно, как это я, еще зеленый да еще на самой заре движения шесть лет тому назад ударником стал. Ведь они ударниками коммунистического труда стали гораздо позже. Пришлось рассказать.

Заключительное слово в свое оправдание

Пока писал свои признания, стали терзать меня смутные сомнения.

Ведь я работал начальником смены в бригаде коммунистического труда в 1967-1969 г. Хрущева у власти уже пять лет не было, а бригада коммунистического труда была. Была и потом, когда я учился в аспирантуре.

Понимаю, это только мои слова. Нужны доказательства. Стал их искать. Нашел.

В Яндексе много фото удостоверений ударника коммунистического труда. Одно из них. В нижнем правом углу удостоверения указан его изготовитель и дата изготовления - МТ Госзнак 1985 г. Следовательно, движение коммунистического труда благополучно просуществовало до перестройки и умерло вместе с СССР.

Сравнил удельное число государственных чиновников и затрат на их содержание в СССР и в Российской Федерации: 60 и 163 на 10 000 чел. и 1:13. Заодно, вспомнил, что в СССР капиталистов и помещиков не было.

Получается - лгут сегодня политологи, а я ни в чем не виноват.

Впрочем, уважаемые читатели, ваш вердикт может быть иным.

Буду признателен, если вы напишите о нем в комментариях.

Да, совсем забыл. Когда после окончания института я вернулся на наш завод и начал работать начальником смены, был уже женат, и у нас родилась дочь. Как молодой специалист через 3 месяца я получил двухкомнатную квартиру в только что построенном доме.

Подсказка для комментаторов определенной ориентации: «Власть подкупала тех, кто помогал ей создавать изощренные формы эксплуатации и порабощения трудящегося».