Про доверие к чувствам

Олег Славянов-Далин
«Поверь своему сердцу! Отдайся мечте!» - так, кажется, звучат два главных лозунга современности. Утверждают, будто бы в исполнении этих императивов сокрыт ключ к счастью, богатству, долголетию.
А у меня такой подход вызывает большие сомнения. Сами понимаете, такое иногда может показаться нашему сердцу, что хоть стой, хоть падай: исполнишь - обеспечишь себя сожалениями на всю оставшуюся жизнь.
Действительно, ну, кому интересно, что человеческое сердце может не то чтобы заблуждаться, а откровенно, бескорыстно и самозабвенно врать?
Именно так однажды, доверившись своим чувствам, я стал свидетелем удивительной истории.
Был весенний погожий день, полдень, солнце легко и нежно согревало двор обычной московской пятиэтажки, хотелось думать о любви. Проходя мимо клумбы, я обратил внимание на голубя и трехцветную кошку, находящихся друг от друга на расстоянии сантиметров тридцати. Голубь, пританцовывая, громко ворковал, а кошка, нежно и неспешно помахивая хвостом из стороны в сторону, зазывно мурлыкала. При этом они смотрели друг другу в глаза.
Я замер, была весна, хотелось думать о любви, и мне показалось, буквально на секунду, что кошка строит голубю глазки. Как иначе можно было объяснить его воркование и её мурлыкание? Очевидно, он делал ей утончённые комплименты, о смысле которых можно было догадаться по его задорным танцевальным движениям.
Как человек, привыкший осмыслять всё и всегда, я задумался. Нужно было понять, каким образом кроткая птица и благородное млекопитающее докатились до такой жизни.
По всей видимости, ему понравилась её улыбка, мягкие лапки, лишённый оперения длинный хвост, царственная стать.
Её же пленили едва заметная горбинка на клюве, акцент, с которым он ворковал ей непонятные слова, серые пёрышки. Она сразу по достоинству оценила его работоспособность: он появлялся на помойке с рассветом, и улетал в голубятню только после заката. «С таким не пропадёшь!» - наверное, подумала она.
Очевидно, что у него были и корыстные мотивы, - голубь рассчитывал, что кошка начнёт ежедневно вылизывать его мордочку, он станет чистым, опрятным и быстро продвинется в голубиной иерархии. А сколько поклонниц у него появится, сколько завистников…
Корысть была и у неё. Она мечтала, что голубь запрыгнет к ней на спинку, нежно схватит её за холку, и отнесёт на Мальдивы погреться на солнышке. Не то чтобы она любила роскошь, нет, просто устала от зимы.
Я видел это так отчётливо, так ясно, что у меня не осталось никаких сомнений, что счастье возможно и в такой странной конфигурации. И при этом я был абсолютно трезв.
Когда я очнулся от своих мечтаний, было около двух часов пополудни, кошка доедала кого-то между старыми гаражами, возможно, несостоявшегося ухажёра.
Что сказать, сердце, которому хотелось думать о любви, перенесло свои ощущения на окружающий мир, преобразив действительность до неузнаваемости.
Моя история смешна и преисполнена оптимизма, если, конечно, не брать в расчёт несчастного голубя, а сколько можно вспомнить историй о доверившихся сердцу, отдавшихся мечте и плохо закончивших.
К примеру, одна моя знакомая решила разнообразить семейные отношения, наслушалась бреда про жизнь по велениям сердца, и жизнь её мужа довольно быстро превратилась в малый филиал ада в Бирюлёве Восточном: по понедельникам она его любит, по вторникам он ей нравится, по средам и четвергам она не хочет с ним разговаривать, по пятницам терпеть его не может, а выходные – период максимальной неопределённости. Не то что бы она не хотела портить ему кровь, просто палитра её переживаний оказалась настолько бедной, что пришлось растянуть умеренную ненависть на два будних дня, для выходных чувств не осталось. Она живёт, как в вакууме, – решительно не может понять, любит она своего супруга или нет, он живёт, как в невесомости, – решительно не может определить, стоит ли ожидать благих перемен или уже пора бежать, сломя голову.
Другому знакомцу, заглянувшему в недра своего сердца, чувства подсказали, что он единственный, неповторимый, непогрешимый, несравненный, гениальный и вообще красивый. Как!? Ну, как взрослому состоявшемуся человеку не поверить в столь откровенный обман!? Стоит ли говорить, что очень скоро жизнь его превратилась в лунный ландшафт: зловещий внешний вид, выжженая пустыня одиночества, кратеры душевных язв, токсичный климат, убивающий всякую возможность зарождения жизни.
Третьему приятелю так понравилось рассматривать свои чувства, что он постепенно переселился в дырявый чулан собственного внутреннего мира. В некотором смысле, его можно понять, в определённых условиях игра теней может заворожить человека. Сперва дело его жизни, блестевшее некогда ярче начищенного серебра, почернело и разрушилось, подобно истлевшему углю, затем жена незаметно для него стала водить дружбу с другим человеком, а после талантливые дети, которым прочили великое будущее, почти одновременно, как будто сговорившись, свернули с ровной и широкой дороги на извилистую тропу, ведущую прямиком к обрыву. В его дверь стучали, его трясли за грудки, ему давали пощечины, пытаясь пробудить к жизни, но каждый раз он лишь окидывал пришедших уставшим, пустым и безучастным взглядом и говорил: «Присядьте рядом, посмотрите и вы со мной на это удивительное зрелище.» Как будто чувства или, лучше сказать, те, кто дёргали за чувства, лишили этого несчастного воли.
Четвертый товарищ поймал ощущение, что с ним должно произойти нечто прекрасное, так просто - само по себе. Он бросил всё, опустил руки, и начал ожидать. Ему сказали, - Трудись, иначе жизнь пройдёт мимо. Он ответил, - Жизнь сама принесёт улов в мои руки, нужно просто настроить себя на позитивный лад. Ответил и, кажется, задремал. Очнулся он, когда, сидя в каком-то коридоре с обшарпанными стенами, услышал очень странную фразу: «Проходите в пятьсот четвёртый кабинет, вам оформят пенсию по старости.»
Пятый в целях улучшения уровня благосостояния так ударился в визуализацию мечты и тонкую настройку чувств, что к началу каждого рабочего дня был, словно выкипевший котелок, опустошённым, оплавленным и почерневшим. Благие намерения столь обильно устлали собой путь, которым шествовал бедный человек, что он сумел очнуться только в аду, созданном его собственными усилиями.
Историям этим нет конца. И не то чтобы у меня был столь странный круг общения, нет, просто эта ужасная беда – жить по чувствам и вверять свою жизнь мечтам – вошла уверенной поступью почти в каждый дом.
И ладно бы человеческое сердце было сокровищницей, сокрытой от окружающего мира, но нет ничего более открытого к внешнему воздействию, чем чувства. Возможно, именно поэтому любовь с таким огромным трудом приживается и сохраняется на ниве человеческой души, малейшая невнимательность, и некто уносит её в неизвестном направлении.
И ладно бы люди мечтали быть добрее, но нет, таких желаний не приобрести в современных магазинах: для массового потребителя на фабрике грез выпускают мечты о славе, богатстве и удовольствиях. Возможно, именно поэтому образ счастья выглядит одинаковым у разных людей.
А я, придя в ум, предпочитаю не доверять волнам изменчивых чувств, гонимых смрадным ветром внешних обстоятельств, мне больше нравится жить по добродетели.
И если нам невозможно во всех случаях критически относиться к сигналам, обильно посылаемым нашим сердцем, то давайте не будем обманываться хотя бы в очевидных ситуациях. Хотя и весна, хотя и тепло, хотя и хочется думать о любви.