***

Елена Майка
Ёлочка шла в школу.
Зачем? Это она точно знала: чтобы подружиться! Так было в одном добром кино: девочки в школе дружили, помогали друг другу и учили всяким полезным вещам.
Кроме подружек в школе должна была присутствовать учительница. Обязательно красивая, обязательно добрая. С учительницей прояснилось быстро. Какая-то тётка собрала вокруг себя группу детей, включая Ёлочку, и всё время им что-то указывала: куда идти, где стоять, не шуметь, не разбегаться. "Это - учительница," - быстро поняла Ёлочка. Цветастое крепдешиновое платье, красиво уложенные волосы и подходящее для учительницы имя - Мария Ивановна. А вот с подружками, понимала Ёлочка, придётся постараться самой.

Школа разнообразием лиц и темпераметров открывала большие перспективы. Дети на переменке шумно бегали по школьному двору, и Ёлочке пришлось стать повыше - на ступеньки, чтобы увидеть если не всех, то хотя бы многих. Повезло! Долго искать не пришлось. Рядом, тут же на ступеньках, оказалась девочка. Она не бегала, не кричала. Рост и внешность тоже были довольно приятные. Трепещущим от волнения голосом Ёлочка произнесла: "Давай дружить". И, о чудо! Без лишних вопросов, получила согласие. О чём девочки дружили, история умалчивает. Наверное, не об очень важном. Потому, что когда Валю перевели в другую школу, и она однажды просто не пришла в школу и навсегда исчезла из Ёлочкиной жизни, Ёлочка потерю не ощутила. Об этой первоклассной дружбе не сохранилось ни фактов, ни историй, но осталось чувство глубокого удовлетворения от того, что первый опыт школьной дружбы состоялся.

Однажды, а это уже было ближе к окончанию первого школьного года, класс повели фотографироваться. Место организаторы мероприятия выбрали монументальное: у подножья памятника военному начальнику прошлого столетия. Памятник был был большой, а дети у его подножия - маленькие. Профессиональный фотограф позаботился о том, чтобы создать композицию: военноначальник в полный рост, фигуры бойцов, окружающие своего предводителя, немного неба и зелени для настроения, ну и группа детей, человек сорок, построенных в три ряда на ступеньках. Фотография получилась качественная, только вот  лица детей были маленькие и почти не различимы. В последствии оцифровка не очень помогла. При увеличении лица становились расплывчитыми и не узнавались. Впрочем, расплывчитыми становились и воспоминания об одноклассниках.

Годы шли, и к Ёлочке постепенно все стали обращаться по имени, записаном в школьном журнале.
   
Школьно-журнальное имя было простым и понятным. Так вызывали к доске на уроках, так стали называть подружки. Объясняться, что она на самом деле не Оля, а Ёлочка, становилось скучно. Оля, да и ладно. Привыкла. Хотя это имя так и не полюбила. Так получилось, что всего одна, а потом ещё и другая подружка "на Олю" так и не перешли. Много-много лет спустя они все также согревали Ёлочкин слух домашним, ласковым звуком родного имени.

Дружили стайками, группками, отрядами, командами, тет-а-тет, тройками-четверками. Если отношения не складывались, то и не надо. Не сложилось - не жалели. Не сложилось - надо уходить. Без разборок. Всегда знали "о чем сегодня дружим, девочки?" Можно было дружить на качелях-лодочках, можно на велосипедах, можно на море. Становилось неинтересно - находили интерес в другом месте. Без ревности, без взаимных претензий и без обид.

Интересно, например, было дружить по поводу охоты за розами на городской клумбе. Ножницы в руки, и в путь, полный неожиданностей и опасностей. Розы в этом деле были - не самое главное. Главное - поиск подходящей клумбы, стратегия и тактика, контроль за ситуацией, бросок за добычей и беспроблемное возвращение на базу: под ручку с подружкой. И дальше: мирно гуляющая пара девочек с букетами роз, смеющихся до изнеможения.

Постарше. Объектом охоты становились мальчики. Вовсе не в том смысле, чтобы обратить на себя их внимание. А, напротив, достижением и удачей считалось пройтись возле дома, двора, стадиона, где обитал предмет внимания, и пройти мимо,  как бы совершенно не замечая его. В том возрасте полный игнор, считался высшим пилотажем в отношениях с противоположным полом. Достаточно было бросить подружке клич: "Пойдем сегодня поигнорируем..." и дальше имя. Тут же составлялся план. Где "он" сейчас может быть, и как подойти поближе, но не быть заподозренными в умысле? Встреча, по плану, должна была произойти "совершенно случайно", даже если для это приходилось стоять за углом, сидеть в засаде и заходить на второй, третий круг, обходя территорию. Встретились - отвернулись; окликнул - удивились. Было очень весело и в момент разработки тактики и стратегии, а потом ещё при обсуждении происшедшего. На диване, или на полу, с включенным вентилятором, если жарко, молочный коктейль - верные спутники "разбора полётов". Друг с другом, порой были не согласны, но друг-другу доверяли, поэтому не ссорились.

К слову "отношения" Ольге всегда хотелось добавить приставку взаимо-. Ведь отношения - это когда оба друг к другу одинаково или, хотя бы, похоже. Иначе, зачем же, если не взаимно?

***
На фотографии кадр из фильма "Первоклассница"