Праздник Вознесения Господня! Три главных послания

Николаенко Сергей Витальевич
Три главных Послания Вознесения!
1. Христос пример нового творения! Новые тела, которые мы будет иметь в вечности!
(Флп.3:20,21)
20 Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все.
(Лук.24:31-53)
31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними,
34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.
37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.
38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
40 И, сказав это, показал им руки и ноги.
41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?
42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
43 И, взяв, ел пред ними.
44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
48 Вы же свидетели сему.
49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
50 И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

(1Кр.15:49-55)
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?


2. Главный приказ для верующих перед вознесением! На чём надо сфокусироваться? Что главное? - спасение людей!
(Мат.28:16-20)
16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Мар.16:14-20)
14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
(Дея.1:1-11)
1 Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

3. Как Христос вознёсся в Теле, так и Его Тело - Церковь - однажды вознесётся!!!
(1Фс.4:17)
потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.


времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.
(Откр.10:6-7)

Здесь сказано: что, когда седьмой ангел вострубит, совершится тайна Божия. Что эта за тайна Божия?
 
открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. (Еф.1:9-10)
 
Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы. (Кол.1:26-27)
 
потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования.
 (Еф.3:3-6)
и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. (Еф.3:9-10)

А теперь посмотрим, где написано о том, когда звучит эта 7-ая труба.
 
И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. (Откр.11:15)
 
И в этот момент, как нам это говорит 1Фес.4:16-17, Церковь восхищается: потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

Вознесение Господне

(Празднуется через 40 дней после Пасхи)

Предназначение:

     Господь от начала был на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий. Сошел Господь на землю по любви к нам. И, завершив великое Свое земное служение, Он опять возвращается к Своему Отцу — туда, где пребывал и раньше.

    Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения, даровать людям избавление от вечной смерти и мучений в аду, через Свою смерть на Голгофском кресте!

    И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо.

    Это событие празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе. Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. Блаженный Августин полагал, что число 40 выражает путешествие человека к истине и Богу.

 вознес  Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа нашего Иисуса Христа, завершение Его земного служения. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу.

   И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.

   Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым Господь открыл каждому человеку возможность по всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего.

   «Не прикасайся ко Мне, — сказал воскресший Христос при своем явлении в пасхальное утро Марии Магдалине, — ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»
(Ин. 20, 17).

    Это слово Христово исполнилось в Его Вознесении.

Завершение земного служения Иисуса Христа
и возвращение Его к Своему Отцу

     Вознесение Иисуса Христа — это последнее завершение пасхальной победы распятого и погребенного Сына Божия, последнее завершение Его дела нашего спасения до Его Второго Пришествия.

   Подобно тому, как воскресение Иисуса Христа есть начало победы над смертию всего искупленного человечества и «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших»(1 Кор. 15, 20), так славное вознесение Его на небо с прославленным и обоженным человеческим естеством, есть открытие для всех верующих во Христа свободного пути на небо: «И когда Я вознесен буду от себя, всех привлеку к Себе»(Ин. 12, 32), сказал Христос Спаситель.

    В Ветхом Завете Илия был вознесён на небо. Он был отправлен в некую область, где и обитает в телесном и душевном упокоении.

   Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, как человек, не мог это осуществить без внешней помощи. Эту помощь оказали ему ангелы, когда он восходил на небо, ибо он сам не мог вознестись…

   Иисус Христос, как Сын Божий, не нуждался в стороннем содействии для своего Вознесения.

   До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к небу: «Никто не восходил на небо, — говорит апостол, — как только сшедший с небес»(Ин. 3:13). «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес»(Еф. 4:10).

   Cв. Иоанн Златоуст разъясняет : «Иисус Христос вознесся не при помощи кого-то, кто бы вел Его, но Сам шел этим путем. Илия не таким путем восшел, как Христос, он был вознесен посторонней силой, потому что человеческое естество не может идти не свойственным ему путем».

   Как Бог Он пришел на эту землю, чтобы принять нашу человеческую природу и, приняв ее, спасти весь человеческий род. И как Бог и Человек Он теперь восходит на небо, чтобы сидеть одесную Бога Отца превыше всех херувимов и серафимов, всех ангелов и архангелов.

   И «видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2, 9). «Бог превознес Его и дал Ему имя, которое выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос — Господь, в славу Бога Отца» (Фил. 2, 9-11).

   После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. Его последнее явление им на Елеонской горе, находящейся поблизости от Иерусалима, искупило все муки, всю тяжесть страшных дней, когда Он был предан на распятие. Его благословение всем им было и знаком прощения, и обещанием помощи в деле благовествования. Люди простые, не ученые, «не книжные», апостолы стали очевидцами и исполнения древних пророчеств Святого Писания, и слов Самого Учителя о том, что Ему предстоит «быть вознесену», подобно тому, как Моисей вознес змия в пустыне.

   На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя — Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

   «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян. 1:9-12)».

    Новый Завет точно определяет место и время Вознесения Христа: это произошло сорок дней спустя после Воскресения Христа («…явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» — Деян. 1:3); на горе Елеон («Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» — Деян. 1:12); вблизи Вифании : «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.»
(Лк. 24:50-52).

    В течение сорока дней бывали явления воскресшего Христа ученикам на земле, а теперь Он оставляет эту землю. Но оставляя землю, Он не отлагает принятое Им на этой земле наше человеческое тело, не снимает с Себя наше человеческое естество, но с ним, с человеческой душой и с человеческой плотью, восходит во славу Отчую.

   Вознесением Христовым заканчиваются явления Воскресшего на земле. Христос теперь всецело входит в славу Свою. Он возвращается к Богу Отцу.

   Святой Григорий Богослов говорит: «Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своей божественной силой вознесся на небо. Он возвратился туда, откуда сошел; восшел туда, где от века имел пребывание, ибо хотя по человечеству Он вознесся, но по Божеству обладал и небом и землей».

   Св. Димитрий Ростовский проповедует: «Прежде никто не мог взойти на небо, хотя он был и праведным… Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков Им взошли апостолы, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им!»

   Евангелист Лука изображает Вознесение Христа как событие очевидное и исторически достоверное. В отличие от предыдущих уходов Христа, являвшегося ученикам по воскресении Своем, когда Он покидал их внезапно, на сей раз, Христос возносился постепенно: «Он поднялся в глазах их», и облако покрыло Его…

   Христос вознесся, ушел, чтобы дать людям возможность постигнуть истинную любовь и истинную христианскую жизнь.
Св. Димитрий Ростовский так говорит об этом так: «О, как радостна эта причина вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего!»

   Евангелие говорит, что уйдя от учеников, покинув их, Христос вновь и вновь в ответ на веру и любовь вступает с ними в общение во время собраний общины на молитву и преломление Хлеба (так в древности называли Причастие).

Значимость Вознесения:

  Своим Вознесением Господь открыл путь на небеса в блаженное жилище всем уверовавшим в Него.

  Св. Тихон Задонский воспевает: «Вознесся Христос на небо перед Своими святыми учениками и всем верным Своим показал путь туда. Вознесся Христос-Глава на небо — вознесутся и святые члены Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовой отворился. „Завеса в храме разодралась“ в смерти Христовой (Мф. 27:51), и открылся путь и вход в Царство Небесное верным (Евр. 10:19-20)».

   Сам Господь учил о значении Вознесения именно таким образом: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2-3); «..и где Я, там и слуга Мой будет«(Ин. 12, 26); «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

    Anостол Павел называет Иисуса Христа «Предтечей» (Евр. 6, 20). Само слово «предтеча» означает: тот, кто идет впереди и прокладывает дорогу идущим сзади. Таким образом, Своим Вознесением Господь дает возможность всем верующим в Него быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам.

   Говоря о значении вознесения Иисуса Христа, ап. Павел говорил, что «Христос вошел не в рукотворенное святилище,.. но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9, 24).

   Господь вознесся от нас на небо еще для того, чтобы устроить нам путь к небу и чтобы быть нашим предводителем в горние страны. Не было для человека пути к небу до самого Вознесения Господа на небо. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес», — говорит Господь (Ин. 3, 13).

Второе значение Вознесения — это прославление человеческого естества. Во Христе достигается цель, для которой была предназначена человеческая природа. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе, величию и власти Сына Божия.

   В Евангелии говорится о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде (Ин. 6, 62), или как о возвращении к Отцу (Ин. 14, 28; 24, 5-16; 20, 17). Но это возвращение туда, где был прежде, возвращение к Отцу, совершается уже с воспринятой на вечные времена плотью. Свое Искупление человеческого рода Господь совершил в состоянии уничижения, в образе раба. Вся Его земная жизнь была прославлением Отца, но через самое уничижение Господь по Своему человечеству восходит к высшей славе, о которой Он и молился в Первосвященнической молитве «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой, прославит Тебя». (Ин. 17, I):

   Таким образом, Вознесение Господа имело свое предназначение — Господь последний раз навестил Своих учеников. После этого Он уже не общался с ними в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Именно с Вознесения Он по человечеству Своему получил славу, которую всегда имел по Божеству, и место, равное Богу Отцу по достоинству и силе ибо он «воссел одесную Отца».

   Вознесение Иисуса Христа на небо открывает и для нас путь к небу, к вечной жизни, выражая победу добра над грехом и смертью. Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас. В разлуке с Господом во время Его вознесения мы видим проявление любви Божией к людям, указывающей нам наше человеческое призвание.

    Как поучает апостол Павел: «…ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; О горнем помышляйте, а не о земном»» (Кол. 3, 1-2).

    Для осуществления этого высокого призвания верный помощник нам Сам Господь.

  Телом уходя из земного мира, Он не слагает с Себя попечения о Своей Церкви. Он обещал апостолам: «И се Аз с вами… во вся дни, до скончания века…» (Мф. 28, 20). Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни.

  Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо (см.: Деян. 1: 11), но уже «с силою и славою великою»
(Мф. 24: 30; Лк. 21: 27).

   Когда Христос говорит нам: «Отвергнись себя, возьми крест свой и последуй за Мной» , — Он не только говорит о том, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним. Он говорит нам — о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24).

   Но надо готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы.

  Апостол Павел в Послании к солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздухе(1Фес.4:17). Значит, с истинными последователями Христа должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя.

  Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Ибо своим Вознесением Господь свидетельствует, что всё Им сотворенное способно быть духовным и богоносным.

   Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, была обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем. Это — тот же самый путь, которым взошел Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий.

  В день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками до второго Своего пришествия. Но, вознесясь на небо, Господь оставил Своей Церкви драгоценнейшее духовное наследие — Свое благословение

   Как отмечал св. Григорий Палама «Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию»

Александр А. Соколовски


В КАКОЙ ГОД БУДЕТ ВОСХИЩЕНИЕ ЦЕРКВИ? НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ - 2030год - начало третьего дня
Согласно классическим еврейским источникам, 6000-й еврейский год (от захода солнца 29 сентября 2239 года до наступления ночи 16 сентября 2240 года по григорианскому календарю) знаменует собой самое позднее время начала мессианской эры. Талмуд, Мидраш и каббалистический труд" Зоар " утверждают, что Мессия должен явиться через 6000 лет после сотворения мира.
Согласно традиции, еврейский календарь начался с момента Сотворения Мира, расположенного в 3761 году до нашей эры.[7] Текущий (2021/2022) еврейский год 5782.
Вопреки распространенному мнению, еврейский календарь начинается с сотворения Адама, а не вселенной[12].
https://www.youtube.com/watch?v=-gz17bb_nwM
с 25 минуты
https://www.youtube.com/watch?v=UNZd0oANuCE&t=54s

https://www.youtube.com/watch?v=30jONKbZorg&t=770s
с 6 по 9:30
 
Но Библия нам говорит совсем другое: Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. (Лк.12:45-46)
 
После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. (Мф.25:11-12)
 
Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. (Лк.13:25-28)
 
Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф.7:21-23)
 
Восхищение Церкви будет, но не все будут восхищены. Как же так? Везде же проповедуют: "Если ты покаялся, всё - твоё имя записано в книге жизни и тебе уже гарантировано место на небесах независимо от твоей последующей жизни и независимо от твоих последующих поступков."
 
Но Библия нам говорит что-то очень важное: Твоё имя может быть вычеркнуто из книги жизни.
 
Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. (Откр.3:5)

(1Фес 1:10) И ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

Когда Иисус вернётся за Израилем, Он приведёт с Собой всех святых, которые были восхищены на небеса. Моисей олицетворяет святых умерших и во время восхищения Церкви воскресших. А Илия никогда не умирал и был восхищен на небеса в вихре. Два человека были восхищены на небеса — Енох и Илия.

Комментарий!
Иисус придет со Своими Святыми, которые умерли, но были воскрешены, и с теми, кто не умирал и был воскрешён в новом теле.

(Мф 16:28) Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём.
По мнению баптистского богослова И. В. Каргеля, Восхищение «заключает в себе самое высшее торжество, в которое войдет Церковь здесь на земле, то есть, торжественная победа над смертью и могилой, вход с Ним Превознесенной Главой Церкви в славу Его, которую Он имел прежде создания мира и ту славу, которая Ему будет, как сыну Человеческому дана после входа в Церковь Свою»[3].

Этимология[править | править код]
В греческом языке в 1Фес. 4:17 использована форма глагола ;;;;;;, который переводится «хватать, похищать, захватывать, расхищать, восхищать», с коннотацией внезапности этого события. В схожем значении глагол использован в Деян. 8:39, 2Кор. 12:2-4 и Откр. 12:5.
В различных переводах Библии на русский язык глагол др.-греч. ;;;;;;;;;;;; в 1Фес. 4:17 переводится по-разному. Так, в переводе Нового Завета Кассианом (Безобразовым), как и в Синодальном переводе использовано слово «восхищены». В то же время в «Радостной вести» глагол переведён как «будем унесены», а в переводе Библии Международным библейским обществом — «подняты».
История доктрины о тайном восхищении[править | править код]
Сторонники взгляда на восхищение Церкви как событие, разделённое с пришествием Христа во славе значительным промежутком времени, находят подтверждение своему толкованию этого стиха у некоторых Отцов церкви первых веков. Так, автор «Лекций по систематическому богословию» Генри Кларенс Тиссен нашёл подобные утверждения в трактате «Против ересей» Иринея Лионского[4] и в другом известном древнем христианском произведении — «Пастыре Гермы»[5]. По мнению Тиссена, Ириней Лионский предполагал восхищение церкви во время периода Великой скорби, а автор «Пастыря Гермы» — до начала периода Великой скорби. Однако в обоих произведениях Тиссен нашёл и противоречащие этому утверждения авторов. Из этого он сделал вывод, что в первые века христианства «существовала некоторая путаница в этом вопросе»[6].
По мнению Тиссена, неясность учения Церкви первых веков в этом вопросе объясняется тем, что христиане в это время жили в состоянии постоянного ожидания Господа и не были озабочены возможностью наступления скорбей в будущем. В дальнейшем, с появлением Константина Великого и обретения Церковью государственного статуса, «Церковь обратилась к аллегоризации тех мест Писания, которые говорят о пришествии Господа. Одновременно с отрицанием буквального Тысячелетнего Царства, начали отвергать и скорбь, или представлять её в аллегорических образах», — писал Тиссен[6].
Разработка доктрины началась в 17 веке американскими пуританами отцом и сыном Инкризом и Коттоном Мэзерами. Они считали, что Церковь будет восхищена на встречу Господу, а затем, в преддверии наступления Тысячелетнего царства, спустится на землю. Более детально доктрина о Восхищении Церкви была разработана в 18 и 19 веках богословами Морганом Эдвардсом (англ. Morgan Edwards)(1788), католическим священником Эммануэлем Лакунзой (Emmanuel Lacunza) (1812) и Джоном Нельсоном Дарби (1827).
Ранние вероисповедания российских баптистов[7] и евангельских христиан[8], не содержат положения о тайном восхищении Церкви до великой скорби, излагаемая в них эсхатология совпадает с традиционными представлениями исторических церквей (см. раздел «Посттрибулационисты»). В первой половине XX столетия приобретает популярность и авторитет «Толкователь книги Откровение» И. В. Каргеля. В 1950—1960-е годы в работах А. В. Карева[9], А. И. Мицкевича[10] и других руководящих братьев ВСЕХБ второе пришествие Иисуса Христа уже представлено состоящим из двух стадий, на первой из которых — тайном приходе Христа за Церковью — состоится её восхищение. Официально положения доктрины о предскорбном восхищении Церкви впервые вошли в вероучение церквей ЕХБ Советского Союза в 1985 году, на 43 съезде ВСЕХБ, и перешли в последующие вероисповедания[11].
Одно событие или два[править | править код]
Некоторые верующие считают, что Второе пришествие Иисуса Христа будет представлять собой два различных события, либо это будет одно событие, но осуществлённое в два этапа. Такое представление вызвано расхождениями, возникающими при буквальном толковании двух групп библейский отрывков, посвящённых Второму пришествию (основными в этих группах являются отрывки 1Фес. 4:13-18 — с одной стороны и Мф. 24:1-51 — с другой).
«Встреча Спасителя с Церковью состоится именно в воздухе (1Фес. 4:16-17); это касается только христиан (Ин. 14:1-4); Восхищение есть тайное действие (1Кор. 15:51-52), которое произойдёт внезапно, „во мгновение ока“ (1Кор. 15:52); это будет время благословения (1Фес. 4:18), когда Христос откроется христианам на небе как „звезда светлая и утренняя“ (Откр. 22:16). Нечто совсем иное читаем мы о пришествии Иисуса Христа на землю: пришествие состоится именно на землю (Зах. 14:4); Христос придёт как праведный Судья вместе с Церковью (а, стало быть, она оказалась на небесах прежде данного события — Кол. 3:4; 1Фес. 3:13; 1Фес. 4:14; Иуд. 14-15); это будет совсем не тайное, а всем очевидное событие, сопровождаемое многими знамениями Мф. 24:29-30; это будет время суда над живущими на земле (Откр. 19:13-15); эти события относятся как к Израилю Мф. 24:1-51, так и к язычникам, не вошедшим в Церковь Христову Мф. 25:31-32», — считает богослов[12] Константин Прохоров[13].
Восхищение Церкви Второе пришествие Христа
Явление Христа на небе (1Фес. 4:17) Христос приходит на землю (Зах. 4:14)
Христос приходит за святыми (1Фес. 4:14-17) Христос приходит со святыми (1Фес. 3:13)
Нет признаков предшествующих восхищению Предвещается многими признаками (Мф. 24:4-20)
Весть о нём утешает верующих (1Фес. 4:18) Время мучений и суда (2Фес. 2:8-12)
Относится только к верующим (Ин. 14:1-3), (1Кор. 15:51-54), (1Фес. 4:16-17) Относится к Израилю и к «живущим на земле» (Мф. 24:1-25), (Мф. 25:1-46)
Случится мгновенно, только те, кто принадлежит Ему, будут Его видеть (1Кор. 15:51-52) Весь мир будет видеть (Мф. 24:27), (Откр. 1:7)
После него начинаются дни Великой Скорби После него начинается Тысячелетнее царство
Большинство католиков, православных, англикан и лютеран считают, что Второе пришествие Христа будет одним, очевидным для всех событием.
Место[править | править код]
Диспенсационалисты считают, что христиане будут вознесены на небо с возможным в дальнейшем возвращением на землю. Католический комментатор Библии Вальтер Друм (Walter Drum) считает, что в 1Фес. 4:14 речь идёт о сборе Церкви на небе[14].
В то же время у англикан на этот вопрос имеются различные взгляд. Некоторые англиканские комментаторы (например, Н. Т. Райт (N. T. Wright) считают местом назначения некую местность на Земле[15][16]. Часто называется Иерусалим[17].
Время Восхищения Церкви[править | править код]
;

Страшный суд, картина Микеланджело, (1541)
Среди амилленаристов (отрицающих буквальное толкование Тысячелетнего царства), постмилленаристов (Postmillennial) (считающих, что Христос придёт после Тысячелетнего царства) и посттрибулационистов-премилленаристов (Post-tribulation Premillennial) (считающих, что Восхищение произойдёт после великой скорби, но до начала Тысячелетнего царства) нет особой разницы во взглядах на соотношение времени Восхищения Церкви и времени Второго пришествия Христа. Они считают, что Восхищение Церкви либо совпадёт со Вторым пришествием, либо эти события будут следовать сразу одно за другим.
В то же время у остальных премилленаристов (кроме посттрибулационистов), считающих, что между Восхищением и Вторым пришествием пройдёт некоторое время, есть различия (см. таблицу-иллюстрацию).
Претрибулационисты (Pre-tribulation)[править | править код]
Претрибулационисты считают, что Восхищение Церкви произойдёт до начала семилетнего периода Великой скорби (Tribulation), в то время как Второе пришествие произойдёт в конце этого периода. В русскоязычном богословии к претрибулационистам относятся Иван Каргель[18], Алексей Коломийцев[19], Константин Прохоров[20] и другие.
Нужно отметить, что не все претрибулационисты являются диспенсационалистами.
Мидтрибулационисты (Mid-tribulation)[править | править код]
;

Различие взглядов христиан на время Восхищения Церкви
Мидтрибулационисты полагают, что Восхищение Церкви произойдёт на протяжении семилетнего периода Великой скорби (во время 70-й седьмины, упомянутой в книге пророка Даниила (Дан. 9:24-27). В книге пророка Даниила последняя седьмина разделена надвое, поэтому и период Великой скорби ими делится на две части по 3,5 года каждый. Исходя из описании Даниила, по-настоящему скорбной станет вторая половина седьмины. Мидтрибулационисты полагают, что Церковь будет восхищена перед тяжёлым излияния Божьего гнева во второй половине седьмины.
Мидтрибулационисты часто обращаются к другому отрывку из книги пророка Даниила — Дан. 7:25, где сказано, что святые Всевышнего будут преданы в руку антихриста «до времени и времён и полувремени», интерпретируя так первый период в 3,5 года. По прошествии же половины скорби, антихрист устроит «мерзость запустения», осквернив Иерусалимский Храм, который будет построен на Храмовой горе, (см. Третий Храм).
Взглядов мидтрибулационистов придерживается меньшинство среди премилленаристов[21].
Перед излиянием гнева Господня (Prewrath)[править | править код]
Эта группа верующих также считает, что Восхищение произойдёт на протяжении периода Великой скорби перед Вторым пришествием. Однако, по их мнению, Церковь будет присутствовать на Земле во время второй половины 70-й седьмины из книги пророка Даниила, когда антихрист будет находиться в Иерусалимском Храме. При этом точные сроки Восхищения неизвестны. Ссылки на Евангелия (Матфея — 24 глава, Марка — 13 глава и Луки — 21 глава) используются в качестве доказательства того, что это испытание будет прервано пришествием Христа, чтобы восхитить праведников. Этот момент привязывается к событиям из книги Откровение, — снятия шестой печати, помрачения солнца и луны, ставшей как кровь (Откр. 6:12)[22].
К этому времени многие христиане будут убиты антихристом. После Восхищения Церкви произойдёт день излияния гнева Господня («день Господень»). Гнев Господень будет изливаться на нечестивых до конца 70-й седьмины[23].
Частное Восхищение (Partial)[править | править код]
Сторонники этой теории считают, что истинные христиане будут восхищены до, во время или после Великой скорби в зависимости от своей веры[24][25]. Восхищение верующего определяется сроком его обращения к вере во время скорби.
Те, кто был верен Церкви до скорби, будут и восхищены до скорби, остальные, обратившиеся во время скорби, «будут восхищены группами тогда, когда будут готовы к пути»[26].
Посттрибулационисты (Post-tribulation)[править | править код]
Посттрибулационисты ставят время Восхищения Церкви в конец периода Великой скорби. Авторы-посттрибулационисты определяют период скорби, в общем смысле, как всю историю человечества до Второго пришествия Христа, или, в особом смысле, как время непосредственно перед ним[27]. Здесь акцентируется внимание на том, что Церкви надлежит испытать скорбь, даже если она будет избавлена от излияния гнева Господня[28]. Главным библейским обоснованием этой точки зрения является отрывок из Евангелия от Матфея:

вдруг, после скорби дней тех … соберут избранных Его…
— Мф. 24:29-31
Посттрибулационисты считают, что Восхищение Церкви будет происходить одновременно со Вторым пришествием Христа. Верующие будут встречать Иисуса в воздухе и затем будут сопровождать Его в возвращении на Землю. По мнению посттрибулационистов, упомянутые в 1Фес. 4:16-17 и в 1Кор. 15:51-52 трубы возвещают в конце скорби пришествие Христа. Они считают это одним событием с трублением седьмого Ангела из книги Апокалипсис (Откр. 11:15).
К посттрибулационистам принадлежит известный в русскоязычных евангельских церквях американский пастор и богослов Джон Пайпер (John Piper).
Точка зрения посттрибулационистов фактически совпадает с традиционными воззрениями исторических церквей и толкованием ими 1Фес. 4:17 как события, непосредственно предшествующего возвращению Христа во славе, «в сретение (то есть навстречу) Господу»[29], духовный смысл которого - продолжение уподобления верующего Христу (Флп. 3:20-21), соединение с Ним в Вознесении[30].
Претеристы (Preterism)[править | править код]
См. также: Претеризм
Обращают внимание на то, что в 1Фес. 4:17, как и в 1Кор. 15:51-52 апостол Павел без всяких оговорок или предположений уверенно пишет в первом лице конкретно о своём поколении. Это согласуется со словами Христа «Истинно говорю вам: не прейдет род (;;;;; — по одному из значений, поколение[31]) сей, как всё сие будет» (Мф. 24:34, Мк. 13:30, Лк. 21:32; ср. т.ж. Мф. 16:28, Мк. 9:1, Лк. 9:27). Таким образом, событие о котором говорится в 1Фес. 4:17, уже произошло, буквально или аллегорически, не позже I-го столетия.
Дата[править | править код]
Многие верующие в Восхищение Церкви пытались предсказать его дату, несмотря на предупреждение Иисуса Христа:

О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один
— Мф. 24:36
Ещё одной проблемой для желающих установить дату Восхищения стали слова Христа:

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет
— Мф. 24:34
Все ранее сделанные попытки предсказать дату Восхищения были неудачными и заканчивались дискредитацией таких предсказателей. Впрочем некоторые из таких предсказателей, после своего провала, «переосмысливали» Писание и либо переносили дату на более позднее время (например, Свидетели Иеговы), либо вовсе отказывались от подобных предсказаний.
В то же время в Библии описаны признаки последнего времени (участившиеся войны, болезни, стихийные бедствия и т. д.) и на протяжении многих поколений верующие усматривали эти признаки в том времени, в котором они жили.
Предсказания[править | править код]
;

Билборд, обещающий Судный день 21 мая 2011 года
Ниже приведены некоторые из известных предсказаний даты Восхищения Церкви.
* 1844 Уильям Миллер (William Miller) предсказывал, что Христос вернётся между 21 марта 1843 и 21 марта 1844, затем назвал новую дату — 22 октября 1844 года. Осознание неверности прогноза привело к «Великому разочарованию». Несмотря на это на теологии Миллера возникло движение адвентизма. Бахаи верят, что Христос действительно вернулся, как Миллер и предсказывал, в 1844 году, с появлением Баба.
* 1914, 1918 и 1925 — даты, предсказанные Свидетелями Иеговы.
* 1981 Известный американский пастор Чак Смит предсказал, что Иисус, вероятно, вернётся к 1981 году.
* 1988 Инженер НАСА и студент-богослов Эдгар Уисенант (англ. Edgar_C._Whisenant) опубликовал книгу, где привёл 88 причин, которые говорят о Восхищении в 1988 году.
* 1989 Эдгар Уисенант сделал дальнейшие предсказания Восхищения в 1992, 1995 и других годах.
* 1992 Корейская группа «Mission for the Coming Days» предсказала Восхищение 28 октября 1992 года.
* 1993 Было дано несколько различных предсказаний о том, что в 1993 году начинается 70-я седьмина Великой скорби, которая окончится в 2000 году.
* 1994 Пастор Джон Хинкли (John Hinkle) из Лос-Анджелеса предсказал Восхищение 9 июня 1994 года, а радиопроповедник Гарольд Кэмпинг (Harold Camping) — 6 сентября 1994 года.
* 2011 Гарольд Кэмпинг пересмотрел прогноз: 21 мая 2011 года. После того, как предсказание не сбылось, он утверждал, что невидимый «духовный суд» имел место, и что физическое вознесение произойдёт 21 октября 2011 года[32].
*

4,16 Далее изложен точный порядок событий в пришествие Христа за Его святыми. Сам Господь сойдет с неба. Он не пошлет ангела, а придет Сам! Это произойдет при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей. Существует несколько объяснений значения этих призывных звуков, но ни об одном из них почти невозможно говорить с полной определенностью.
1. Некоторые исследователи думают, что возвещение - это голос Самого Господа Иисуса, Который воскрешает мертвых (Ин. 5,25; 11,43-44) и преображает живых. Другие, такие как Хогг и Вайн, говорят, что это восклицание - глас архангела.
2. Глас Архангела Михаила обычно понимают как приказ к сбору ветхозаветным святым, потому что Архангел Михаил близко связан с Израилем (Дан. 12,1; Иуд. 9; Откр. 12,4-7). Другие считают, что глас Архангела Михаила воскрешает израильский народ. Некоторые полагают, что глас Архангела собирает ангелов - военную свиту для сопровождения Господа и Его святых через неприятельскую территорию назад на небо (ср. Лк. 16,22).
3. Труба Божья - то же, что последняя труба в 1 Коринфянам 15,52, которая связана с воскресением верующих в момент восхищения. Она созывает святых к вечному блаженству. Ее нельзя путать с седьмой трубой в Откровении 11,15-18, возвещающей окончательное излияние суда и гнева на землю в период великой скорби. Здесь последняя труба - это последняя труба для Церкви, а седьмая труба в Откровении - последняя труба для неверующего мира (хотя она никогда не называется именно "последней трубой").
Тела мертвых во Христе воскреснут прежде всех. Остается спорным, включены ли сюда и ветхозаветные святые.
Богословы, считающие, что сюда включены и ветхозаветные святые, ссылаются на то, что в это время раздается глас архангела, который близко связан с судьбой Израиля (Дан. 12,1). Те же богословы, которые считают, что ветхозаветные святые не воскреснут при восхищении, указывают, что слова "мертвые во Христе" никогда не используются по отношению к верующим, жившим до эпохи Церкви; эти верующие, вероятно, будут воскрешены в конце великой скорби (Дан. 12,2). В любом случае вполне ясно, что это еще не всеобщее воскресение. Не все святые будут воскрешены в это время, а лишь умершие во Христе.
4,17 Потом живые вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе. Слово "восхищение", которым мы описываем первый этап возвращения Господа на землю, восходит в английском языке к глаголу, употребленному в этом месте в латинском переводе Библии (Вульгате) и имеющему значение "поднять, подхватить". Восхищение означает "быть подхваченным, приподняться, унестись". Это слово использовано в рассказе о Филиппе в Деяниях (8,39), Павле - в 2 Коринфянам (12,2.4) и в Откровении (12,5) по отношению к "младенцу мужского пола".
Воздух - сфера господства сатаны (Еф. 2,12), поэтому восхищение представляет собой триумфальное собрание и является открытым и полным пренебрежением прав сатаны в его же твердыне.
Подумайте обо всем, что заключено в этих стихах! Земля и море, отдающие прах всех умерших во Христе. Потом чудо преображения, в ходе которого этот прах преобразуется в окруженные ореолом славы тела - тела, навсегда избавленные от болезни, страданий и смерти. Потом космический полет на небо. И притом все это совершается в мгновение ока (1 Кор. 15,52).
Люди неверующие не могут поверить описанию истории творения человека в Бытие (1 и 2). Уж если им трудно поверить в историю творения, то как они воспримут восхищение - когда Бог воссоздаст миллионы людей из праха, который был погребен, рассеян, разбросан или смыт на берегах всего мира?
Люди мира сего восторгаются космическими полетами. Но могут ли их величайшие достижения сравниться с чудом путешествия на небо в доли секунды, без необходимости брать с собой наш воздух, что вынуждены делать космонавты, когда на короткое время выходят в космос?
В связи с пришествием Христа будет слышен звук, будет видно зрелище, совершится чудо, почувствуется радость встречи и ощущение покоя и утешения.
Хорошо также обратить внимание на повторение в этих стихах слова "Господь": словом Господним (ст. 15), до пришествия Господня (ст. 15), Сам Господь (ст. 16), в сретение Господу (ст. 17), так всегда с Господом будем (ст. 17). Навеки с Господом! Кто может передать всю радость и все блаженство, заключенные в этих словах?
4,18 Итак утешайте друг друга сими словами. У верующих мысль о пришествии Господа не вызывает ужаса. Она связана с надеждой, которая наполняет сердце волнующим трепетом, ободряет и утешает.
ПРИЗНАКИ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН
Есть много признаков, указывающих на то, что восхищение может произойти скоро. Мы рассматриваем следующие признаки как предостережение:
1. Образование в 1948 году государства Израиль (Лк. 21,29). Смоковница (Израиль) распускается, то есть распускает листья (Лк. 21,29-31). Впервые за много веков евреи как нация обитают на своей родной земле. Это значит, что Царство Божье близко.
2. Рост значимости многих других народов и наций (Лк. 21,29). Иисус предсказал, что распустится не только смоковница, но также и все деревья. Не так давно мы были свидетелями прекращения колониального управления и становления новых наций. Мы живем в эпоху нового национализма.
3. Израиль вернулся на свою землю в неверии (Иез. 36,24-25). Пророк Иезекииль предсказал, что евреи будут очищены от грехов лишь после возвращения на свою землю. В настоящее время Израиль - это, в основном, материалистически ориентированная, агностическая нация; лишь небольшая (но выступающая очень громогласно) часть нации - ортодоксальные евреи.
4. Экуменическое движение (Откр. 17 и 18). Под великим Вавилоном мы понимаем огромную религиозную, политическую и экономическую систему, состоящую из отступнических религиозных государств, претендующих на то, что они являются христианскими, может быть, смесь отступившего католицизма и отступившего протестантизма. Христианский мир становится все более и более отступническим (1 Тим. 4,1; 2 Фес. 2,3) и стремится к созданию мировой сверхцеркви.
5. Повсеместное распространение спиритизма (1 Тим. 4:1,3). В настоящее время он захватывает огромные территории.
6. Ужасающий упадок норм нравственности и морали (2 Тим. 3,1-5). Периодическая печать дает массу тому примеров.
7. Насилие и гражданское неповиновение (2 Фес. 2,7-8). Домашняя и общественная жизнь и даже церковь исполнены духа беззакония.
8. Люди, внешне имеющие вид благочестия, но лишившиеся его силы (2 Тим. 3,5).
9. Рост антихристианского духа (1 Ин. 2,18), проявляющийся в распространении ложных культов, претендующих на звание христианских, но отрицающих все фундаментальные доктрины веры. Они обманывают, подражая (2 Тим. 3,8).
10. Тенденция стран сотрудничать в направлениях, почти соответствующих эпохе последнего дня. Европейский Общий Рынок, основанный на так называемом Римском договоре, может привести к возрождению Римской империи - десять пальцев ног из железа и глины (Дан. 2,32-35).
11. Отрицание надвигающегося вмешательства Бога в дела мира, которое выразится в Его суде (2 Пет. 3,3-4).
К этому можно прибавить такие признаки, как землетрясения во многих странах, угроза всемирного голода и возрастающая враждебность наций друг к другу (Мф. 24,6-7). Неспособность правительств поддерживать закон и порядок и подавить терроризм создает условия для прихода к власти мирового диктатора. Наращивание атомных арсеналов придает новое значение вопросам вроде: "Кто может сразиться с ним?", то есть со зверем (Откр. 13,4).
Распространение во всем мире телевидения может послужить исполнению Писания, которое описывает события, видимые всей планете (Откр. 1,7).
Предсказано, что большая часть этих событий произойдет до возвращения на землю Христа как Царя. В Библии ничего не сказано о том, что они произойдут до восхищения, но сказано, что они произойдут до Его явления в славе. Если это верно и если мы уже видим эти тенденции в развитии, то можно сделать заключение, что восхищение совсем близко.

13 об умерших. Букв.: "об усопших". В древности - это обычная метафора, употреблявшаяся как в языческой, так и в иудейской и христианской среде для обозначения смерти. Это слово не имеет отношения к особому состоянию души покойного, так как широко употребляется группами, придерживающимися совершенно различных взглядов по этому вопросу. Относительно новозаветного представления о бытии в период между смертью и воскресением в состоянии сознания и блаженства см. Лк. 16,19-31; 23,42.43; Ин. 14,1-3; 2 Кор. 5,6-8; Флп. 1,23; Евр. 12,22-24; Откр. 6,9-11; 7,9-17; 20,4-6.
дабы вы не скорбели. Воскресение Христа дарует христианам глубочайшую надежду и уверенность в нескончаемом общении с Ним. Тем самым их скорбь по усопшим смягчается и они укрепляются упованием.
14 умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Вероятно, следует понимать - "приведет пред лицо Божие" (3,13) и в Царство через воскресение (1 Кор. 6,14; 2 Кор. 4,14), хотя некоторые полагают, что это означает приход всех святых на землю в момент Второго пришествия Христа.
15 не предупредим. Согласно автору апокрифической Второй книги Ездры (иудейское произведение, написанное во II в. по Р.Х.), те, кто доживет до момента славного пришествия Мессии, более блаженны, чем те, что скончались ранее (13,14 - 20,24). Кое-кто из фессалоникийцев, возможно, разделял подобное ложное представление. Павел, напротив, заверяет их, что и те, и другие равны (1 Кор. 15,52) и войдут в полноту Царствия вместе.
16 мертвые во Христе воскреснут прежде. По мнению апостола Павла, те, кто "во Христе", составляют подкатегорию тех, кто "в Адаме" (т.е. всего человечества), охватывающую всех, кто причастен ко спасению во Христе (1 Кор. 15,22.23), независимо от того, жили они до или после Христа. Следовательно, это воскресение "мертвых во Христе" есть воскресение (в момент Второго пришествия Христа) всех умерших праведников, а не только новозаветных верующих (1 Кор. 15,23; Ин. 5,28.29). О воскресении неправедных прямо сказано Павлом лишь в Деяниях (24,15), хотя он и подразумевает его в своих предостережениях о всеобщем суде при Втором пришествии Христа (Деян. 17,31; Рим. 2,5-16).
17 восхищены будем. Сказанное здесь о восхищении ("похищении", "выхватывании") Церкви не дает точную хронологию последних времен. Например, нам не сказано, сойдут ли все собранные на облаках на землю или отправятся на небо. Учение это изложено в пастырских целях, чтобы утешить тех, кто скорбит о смерти близких их сердцу христиан и смущается ею. Заверение, что все праведные без различия всегда будут с Господом и друг с другом в пришествие Христово, - вот основная мысль этого фрагмента (ст. 18).