Веселое сердце. Часть 1

Врачъ
- **Притч.17:22  Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.**
- Наверняка вам нравятся бодрые, улыбающиеся люди.  Энтузиазм которых действует и на вас.  Да вспомните, как здорово вы ощущаете себя, когда у вас приподнятое настроение ? Вспомните, какое - нибудь очень приятное радостное событие, переполнявшее вас восторгом. Я уверен, что если вам удалось подумать о таком событии, то на  лице появилась улыбка )
- Смех продлевает жизнь. Утучняет кости.
- [Притч.15:30  Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.]
- Так можно ли найти ободряющую мысль на любую ситуацию ? Для меня такой мыслью стали слова -
- **Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. (Притч.4:23)**

- Поясню, как это работает. В жизни полно проблем, но если прозвучал смертный приговор, то сколько останется проблем ? останется только одна проблема - как спастись ? Тогда во всякой трудности, которая лишает мира, надо задавать вопрос - цела ли душа ? Чаще всего ответ будет положительным - да, цела. Значит, надо воздать Богу славу, и после этого мир Божий наполнит сердце!

- Пример из книги про выздоровление от смеха (Норман Казинс, Анатомия болезни)
    - Одним словом, я становился неподвижным, уже с трудом шевелил руками и ногами и поворачивался в постели. На теле появились узелки, утолщения, затвердения под кожей — это указывало на то, что поражен весь организм. В самый тяжелый момент болезни у меня почти не размыкались челюсти.
    - один из специалистов сказал: у меня один шанс из пятисот. Этот же специалист заметил, что лично он никогда не сталкивался со случаями выздоровления при поражении практически всего организма.
    - я знал, что мне следует подыскать себе другое место для лечения, где бы я мог испытывать **положительные эмоции и оптимистично смотреть на жизнь**. В больнице это было невозможно.
    - Первая задача — использовать положительные эмоции для активизации биохимических реакций в организме. Надеяться, любить и верить — было для меня достаточно легко, но вот насчет смеха… Когда лежишь неподвижно, прикованный к постели, и каждая косточка, и каждый сустав ноют от боли — тут уж не до смешного.
    - Поэтому у меня проверяли показатель крови (СОЭ) непосредственно перед «сеансом» смеха и через несколько часов после серии «сеансов». Каждый раз показатель снижался как минимум на пять единиц.
    - И впоследствии автор подтверждает справедливость стиха, что веселый дух есть врачество. Он выздоровел и прожил еще более тридцати лет.

    - Несколько мыслей этого автора по поводу выбора действий в случае смертного приговора: что делать ? бросить все силы на лечение и выиграть немного времени или жить привычной жизнью, особенно дорожа каждым днем ?

    - Мне кажется, что смерть сама по себе не всегда является трагедией. Ужасно то, что человеку приходится умирать в больничной обстановке, без поддержки родных, возможности прикоснуться к тем, кто его любит.

    - врач из Нью-Йорка, который сообщил мне по телефону, что у него рак в конечной стадии. Моя статья в журнале вдохновила его, он понял, что надо наслаждаться жизнью, радоваться всему, что происходит вокруг, пока он еще в состоянии двигаться. — Я не думаю, что осмелюсь предложить другим то, что годится для меня, — сказал он. — У нас существует много методов борьбы с раком — применяется электроника, облучение и химиотерапия, но редко у кого хватает времени и мужества обсуждать с больным важные вопросы о ценностях и смысле жизни. Оправданно ли, например, назначать безнадежному раковому больному химиотерапию и облучение, вызывающие серьезные осложнения, резко ослабляющие организм человека, только потому, что это, вероятно, прибавит ему еще несколько месяцев инвалидной жизни? **А может, лучше этому человеку использовать каждую минуту оставшейся жизни полноценно и дышать полной грудью, наслаждаться жизнью и получать от нее удовольствие?**
    - Я без колебаний рассказываю пациентам, что у меня та же болезнь, что и у них. И когда они видят, что я смеюсь, несмотря ни на что, им стыдно — ведь они не могут даже улыбнуться. Мое общение с пациентами — сплошные шутки и смех. Я хочу, чтобы они с радостью ждали моего прихода, и сам хочу с радостью встречаться с ними.


Еще до открытия смехотерапии автор столкнулся с не менее серьезной проблемой.
    - Возникли проблемы с сердцем… если я стану вести пассивный образ жизни, то смогу протянуть еще года полтора.
    - Когда я вечером вернулся домой, мои маленькие дочери бросились мне навстречу. Они очень любили, когда я подбрасывал их в воздух. В мгновение ока передо мной предстали две дороги в будущее. Одна — «кардиологический тупик». Если я последую советам специалистов, я уже никогда не смогу подбрасывать моих девочек. Вторая дорога — полноценная жизнь и работа в газете. Вторая дорога поведет меня вперед, пусть даже это продлится всего несколько месяцев или недель. Я выбрал второй путь. Решение возникло мгновенно и легко. И я подбросил своих дочурок еще выше.


В медицине существует термин плацебо - лат. placebo — я поправляюсь. Но также есть и *nocebo* — «я поврежу». Плацебо - это средство без явных лечебных свойств, пустышка. Но способное помочь больному за счет его собственной веры в действенность препарата.

Было проведено множество экспериментов на эту тему. Вот несколько:
       
        исследователи  выполняли сканирование мозга здоровых молодых мужчин. Им в челюстную полость вводили раствор, вызывавший боль. Вскоре пациентам давали плацебо, называя его эффективным обезболивающим. исследователи увидели, что области мозга, отвечающие за выработку эндорфинов (гормонов удовольствия), активизировались. Участники также заявляли, что боль утихла, несмотря на то, что никаких объективных предпосылок к этому не было.
       
        участникам давали плацебо и дополнительно вводили препараты, блокирующие выработку эндорфинов в организме. Результат был неожиданным: на этот раз эффект плацебо не сработал.

Отсюда я делаю вывод, который процитирую из книги Притчей:       
        - [Притч.15:15  Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.]
Наше здоровье во многом зависит от нашего настроя. Рядом с больным находятся болезнь и врач. Исход болезни зависит от того, с кем объединится больной.
Кто - то видит причины, по которым не может сделать то или другое. А кто - то ищет возможности.

А теперь, после примеров, вернемся к вопросу - можно ли найти ободряющую мысль на любую ситуацию ?

- Из Библии примером такого поведения может быть Иов, который лишился богатства, детей и сказал - Бог дал, Бог и взял, да будет благословенно имя Его!
- Еще пример Христа, который трижды молил - да минует Меня чаша сия, но да будет воля Твоя. Христос явно не благословил Отца, но смирился Его воле, а потом сказал - 1. [Мф.26:46  встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.] Для Иисуса главным в жизни было - исполнить волю Отца. А исполнение воли нашего Господа и есть сохранение души.

- Теперь личный пример. Моя работа всегда была большим испытанием. И прошло уже около 20 лет моей борьбы. Мне хотелось быть хорошим программистом, но, сменив много мест работы, я пришел к выводу, что есть высота, которую мне не достичь. И я почувствовал себя калекой, который любит играть в футбол. У меня нет шансов играть, как другие или есть, но потребуется слишком много сил, чтобы преодолеть все трудности. А 20 лет уже прошло. И мой дух стал унывать. Особенно было обидно, что у меня так и не получилось работать по правилам, которые я извлек из ошибок. И я спрашивал себя - цела ли душа моя ? Да, цела, но мира это не приносило… Проходит еще несколько дней, я допускаю новые ошибки, которые опять меня огорчили. И я ощутил себя калекой на футбольном поле так явно, что даже не было сожаления о том, что не получается применять накопленный опыт - ну что с калеки возьмешь ?! И я подумал, да, в этом деле у меня нет шансов, зато есть шанс в Царстве Божьем и мир Божий наполнил мое сердце…

- Если размышлять о всех скорбях, от которых можно унывать, то найдем ответ у **Апостола Павла, который разделяет их на две большие группы - мирские и духовные. Давайте рассмотрим каждую группу, чтобы определить - можно ли утешиться сохранностью души в любом случае.**

- 2Кор 7:10-11: "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание!”

- Печаль ради мира или другими словами печаль из - за мирского производит смерть. Например, неразделенная любовь, когда кому - то не воздали ответным чувством и обделенный, не видя смысла жизни, лишается ее. Бизнесмен на работе, запутавшись в финансовых делах и наделав космических долгов, лишает жизни себя и близких. Жена Лота, желая в последний раз проститься с тем, что было дорого ее сердцу превращается в соляной столб. Можно предположить, что она была родом из Содома и убегать, образно говоря, с пира казалось ей безумием. С пира - потому что люди жили в растлевающем изобилии и внезапное нападение и плен от царя Кедорлаомера не вразумили их.
- Интересно, в синодальном переводе есть отдельный стих, посвященный жене Лота 1. [Лк.17:32  Вспоминайте жену Лотову.]
- Смысл этого стиха в том, что лучше лишиться всего, что имеешь или мечтаешь иметь в этом мире, чем души
- 1. [Мк.8:36  Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?]

- Земля и все дела на ней сгорят… 2Пет0310 Представьте… все произведения искусства, все памятники, все книги, все здания, все огороды, сады, фермы, все трудовые книжки, все дипломы, все награды, всякий наш результат мирского труда… все это сгорит.

- У некоторого человека уже взрослый сын учайно сжег баню, когда веселился с друзьями. При этом один человек едва не сгорел. И когда приехал отец, то сын ждал серьезного наказания и даже поднял руки, чтобы защититься. Но вместо ударов услышал: ну что, попарились !?  Как вы думаете, почему реакция отца была такой ? Потому что отец узнал, что мог погибнуть его сын или кто - то из гостей. А это несравненно дороже бани.

- А если разобьется дорогая ваза, доставшаяся от прабабушки ? Или поцарапают машину - ситуаций великое множество, но все подобные проблемы ничто в сравнении с душой. Размышляя над этим, можно изменить нашу мирскую реакцию на подобные проблемы.

- Теперь посмотрим на духовные скорби.
- Как быть с печалью ради Царства Божия.
- Давайте определимся, что это за скорби ?

- Мы свидетельствуем, а человек не принимает. Мы служим, но не видим плодов. Не получается приготовить проповедь или совершать служение пресвитера или проводить лагеря для детей и взрослых. А может ты думаешь, что ты плохой христианин ? Причин для печали множество. Но их можно разделить на греховные и невинные. Примером невинной печали может быть любая ситуация, когда мы не находим за собой греха и говорим - за что, Господи!? Или зачем ? или почему ?

- Если же ты не прав - покаяйся! а если прав - утешайся Господом! Душа в сохранности, это главное! **Все остальное - это временные трудности духовного роста!** Если же ты скорбишь за душу близкого человека, то потерпи и Господь утешит тебя!
- Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей 2Кор.1:3-5

Я обращался по медицинской страховке за лечением. И мне сказали, что есть перечень услуг, оплаченных страховкой, а все остальное требует доплаты. Так вот, у Бога не так. Он способен утешить от любой скорби. Его утешение покрывает все наши случаи!

- Мирская скорбь - это еще и личная скорбь, когда нам неприятна Божья воля. Каин опечалился из - за Бога, но посчитал себя обиженным тем, что его жертву Бог не благословил, а приношение брата благословил. Также примером может быть скорбь Ионы, когда он не захотел исполнять Божье поручение проповедовать врагам Израиля. Иуда разочаровался в Иисусе,  а после предательства и раскаяния разочаровался в самом себе. В этих примерах герои поставили свое понимание выше Божьих повелений и потому скорбели. В таких случаях душа подвергается опасности.

- Мы знаем поговорку - думай о человеке хорошо. Но можно добавить - тем более о Боге! Который отдал Сына Своего за нас.

- Повторю, если душа согрешила и обличается Духом Божьим, тогда нет средства вернуть радость, кроме, как исправиться. Потому что душа в опасности.

- Бывает, душа согрешает много раз, находясь в какой - то зависимости, когда человек хочет доброго, но совершает зло, даже с молитвой и постом. В этом случае надо набраться терпения, потому что зависимость не случается внезапно, а постепенно, день за днем. И теперь придется возвращаться таким же долгим путем. Бывает, Господь дает милость и в миг избавляет, но это исключение. И надо смириться с тем, что пока что нет сил сопротивляться зависимости, но радоваться, что дух уже восстал против нее и с Божьей помощью, с молитвой, постом, силою Христа удастся стать вновь свободным. И пока мы искренне боремся с зависимостью, мы сохраняем душу. Народ в пустыне, ужаленный ядовитыми змеями, мог только посмотреть на медного змея, чтобы исцелиться. Один только взгляд нужен был. Хватает сил только на этот взгляд ? Не упускай возможность! И пусть твоя борьба будет знаменем твоего желания избавиться от греха!

- **Главная сложность в преодолении духовных проблем - до крови ли мы боремся с грехом ?** Не бьем ли воздух ? Не делаем ли вид, что отыскиваем беззаконие, чтобы возненавидеть его ?
1. [Пс.35:3  ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его;]

Смотрите, как решительно надо действовать в борьбе с грехом:
- Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. (Мф.5:29-30)

Итак, веселое сердце - как лекарство, а унылый дух сушит кости. Если цела душа - это главное в этот день, в этот час и в этот миг. Если же душа в опасности - надо спасаться, потому что мы не знаем, когда лишимся жизни. Среди мирских скорбей и духовных скорбей можно находить утешение и поддержку и вдохновение в сохранности души. Однако, это теория. И я уже приводил свой пример, когда эти слова просто звучали в сердце, но не давали утешения. Почему так происходит ?