Симметрии и парадоксы Вознесения

Боб Жмуркин
              ***

Вот и День Вознесения - мы дожили до него, или он пришел к нам? Как бы там ни было, но мы опять погружаемся в необычные симметрии и парадоксы. Скажем, Вознесение в каком-то смысле антипод Благовещения, ибо в Благовещение началось схождение Бога на землю, а здесь - Бог возносится, и, стало быть, удаляется от земли. Но в том-то и дело, что это и так, и не так. Да, плотью Христос улетает на небо, но в тоже время говорит ученикам: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20). Т.е., удаляясь, Он не удаляется. И если Вознесение - это и прощание, то без прощания. Можно усмотреть и такую симметрию: мы празднуем Вознесение на сороковой день после Пасхи, а на сороковой день после Рождества - Сретение. Стало быть, возникают сопоставления Рождества-Пасхи и Сретения/Вознесения. Рождество - завершение Боговоплощения, а Пасха - триумф Боговоплощения. В Благовещении Бог незримо сошел на землю, а в Рождестве - зримо. В Вознесении же Христос восходит от земли, и Его плоть становится незримой для нас, указывая людям путь обожения в спасении. Но разве можно сказать, что Рождество - антипод Вознесения по принципу схождение/восхождение? Нет, поскольку Господь в Вознесении не развоплотился, и никогда Он не перестанет быть Богочеловеком. На сороковой день после Рождества мы празднуем Сретение. Но ведь и Вознесение в каком-то смысле - Сретение, т.е. Встреча. Христос встречается с небом после пребывания на земле, встречается с Богом-Отцом, одесную Которого Он воссел плотию на небесах. Но христианское богословие всегда знало, что Христос как Бог никогда и не разлучался с Отцом и всегда вместе с Ним и Святым Духом царствует над творением. Так что и тут получается Сретение без Сретения. Да, Христос вознесся и взошел, но при этом Он с нами и любой христианин знает и чувствует это когда подходит к Причастию. Знает, что Его пречистая плоть хотя и оказалась на небесах, но мы все равно можем соединиться с Его Плотью и Кровью здесь, на земле - в любое время и в любом месте, где есть Церковь. И поэтому мы знаем, что Вознесение - это не разлучение Бога с людьми, это, наоборот, соединения Бога с ними. И потому Вознесение - это не трагическая новость, это не печаль с привкусом ностальгии по тому времени, когда Господь ходил по земле и творил чудеса, а теперь Он якобы на огромном расстоянии от нас,  - нет; Вознесение - это продолжение Благой Вести, это светлый праздник Христа, Который всегда с нами и неразлучим с людьми, даже пребывая на небесах..