«Свирель запела на мосту…»
Свирель запела на мосту,
И яблони в цвету.
И ангел поднял в высоту
Звезду зеленую одну,
И стало дивно на мосту
Смотреть в такую глубину,
В такую высоту.
Свирель поет: взошла звезда,
Пастух, гони стада…
И под мостом поет вода:
Смотри, какие быстрины;,
Оставь заботы навсегда,
Такой прозрачной глубины
Не видел никогда…
Такой глубокой тишины
Не слышал никогда…
Смотри, какие быстрины,
Когда ты видел эти сны?..
22 мая 1908
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Н.С. Гумилев в "Письмах о русской поэзии", анализируя сборник "Ночные часы", писал: «Трудно подыскать аналогию ритмическому совершенству таких стихов, как "Свирель запела" или "Я сегодня не помню»” (Аполлон. 1912 . .№2 1. С. 70).
Приводя пример из этого стихотворения А. Белый в статье "Поэзия Блока" доказывал, что "Александр Блок – наиболее певучий поэт, осуществляющий музыку своих ритмов и красок, словесной инструментовки непредвзято, непроизвольно ... ; " (Ветвь. Сборник клуба·московских писателей. М., 1917. С. 281).
– «Свирель запела на мосту...» – Мотив свирели в творчестве Блока связан с миром героини. В античной традиции свирель является атрибутом культа Диониса. См. об этом: Петрасов К. Лира и свирель в стихах Блока и Маяковского // Литературная учеба. 1983 . .N2 2. С. 179-183.
В статье "Творчество Вяч. Иванова" (1905) Блок одно из значений символа "мост" трактует как искусственное соединение материального и духовного: " ... и мост, искусственное преодоление стихийных преград: борьба стихий с духом и духа со стихиями ... ". См. коммент. к стих. "Снежная вязь" (т. 2 наст. изд.).
[
«…в стихах о "Прекрасной Даме" как бы совсем нет ничего реального, – все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказания. В ранних стихах Блока река – не просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала.
Валерий Брюсов. Александр Блок.
»
]
– «И ангел поднял в высоту // Звезду зеленую одну ...» – Образ "зеленой звезды" впервые у Блока появляется в дарственной надписи В.Я. Брюсову на книге "Стихи о Прекрасной Даме": "Законодателю русского стиха, // Кормщику в темном плаще, // Путеводной зеленой Звезде ... " (см. т. 1 наст. изд.). В данном случае образ связан с евангельской символикой Вифлеемской звезды.
»
Исходная картина стихотворения: май, цветущие сада, река, мост, на мосту пастух со своим стадом, в руках у него свирель. И для пастуха – две манящие бездны, неба и воды.
И восходит зеленая звезда, одинокая звезда. Звезда возвещающая… О чем? О новом Рождестве?.. Звезда, зовущая: «Пастух, гони стада», а снизу – другая бездна манит: «Оставь заботы навсегда»…
Ох, уж этот май:
«Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!..
28 мая 1908»
И обращу внимание, что с петербургской реальностью написанная картина – прелестный пастушок со свирелью – связи не имеет, и тот, кто описывал её, сам на себя удивляется:
Когда ты видел эти сны?..
Но всю идиллическую пастораль… Помните «Пиковую даму»? – «Мой миленький дружок, любезный пастушок…»?.. Всю эту идиллию нарушает “зеленая звезда” – предвестница Рождества, предвестница нового летоисчисления, нового мира. То есть гибели старого, то есть вот этого – где поет свирель и любезный пастушок ведет на пастбище мирные стада.