Утешение в смерти близкого человека

Максим Владимирович Чепиков
Фотография моей сестры Чепиковой Галины Владимировны (25.03.1973 - 04.08.2007 г.)

Иверская икона Божьей Матери (не могу разместить изображение на этом сайте).

Меня с детства волнует вопрос смерти, я много думал над ним, и кое-что сумел понять, и думаю, что я могу сказать слова утешения людям, потерявшим своих близких.

 У меня 14 лет назад после тяжёлой и мучительной болезни умерла сестра Галя.

За два-три месяца до смерти сестры я был у ясновидящей. Она видела судьбу по картам и поразительно точно сказала мне кое-что из моей прошлой жизни (так, она сразу назвала имя моей бывшей жены, сказав, что у меня от этой женщины ребёнок, дав ей очень меткую характеристику) и рассказала кое-что о моём будущем.
В ходе разговора ясновидящая сказала, что она не хотела мне об этом говорить, но что моя сестра скоро умрёт. Вот мне скоро выпадает дальняя дорога, а потом гроб в доме... Когда я собрался уходить, я спросил эту женщину: "Вы сказали, что скоро моя сестра умрёт. Скажите, а есть что-нибудь там?" Она ответила: "Да, есть, не бойтесь".

Прошло чуть больше двух месяцев, и я сколько ни пытался противостоять этому в душе (я надеялся, что если я не поеду, то сестра будет жива), но поехал в отпуск в Белоруссию, вернулся назад, и на следующий день моя сестра умерла.
Ясновидящая всё правильно рассказала. Значит, она сказала правду и о том, что есть что-то после смерти?

После этого я подумал о том, что если нас в школе учили, что нет ничего сверхъестественного, что не может быть предсказаний, а оказалось, что это не так, то значит, нас так же неправильно учили и о том, что нет Бога?

Смерть моей сестры была для меня большим потрясением. После её смерти я пришёл к вере в Бога, хотя до этого существование Бога отрицал. Моя сестра была очень верующая, и я стал очень много молиться за неё, чтобы хоть чем-то ей помочь, и почувствовал, что молитва приносит мне облегчение и помощь, что вместе с этим начало улучшаться моё здоровье, мои дела, я стал выходить из тяжёлой бездны. Может быть, это происходило потому, что когда мы молимся за праведного человека, у которого на том свете всё хорошо, то наша молитва возвращается к нам, помогая нам самим, как я читал об этом в одной православной книге. А моя сестра Галя была праведным человеком.

Примерно через год после смерти моей сестры мне приснился сон, будто я стою раздетый в тазу, а моя сестра моет меня всего мыльной губкой. Наверное, этот сон означал, что молясь за сестру, я самого себя очищал от грехов.

А года через два после смерти моей сестры я поехал в Москву и приложился к мощам блаженной Матронушки с молитвами за мою сестру, за близких и за себя, и после этого, наверное, впервые за многие годы проснулся с ощущением счастья, и в моей жизни после этого произошли большие улучшения. Спасибо большое матушке Матроне!

Рака с мощами блаженной Матроны Московской.

Я очень благодарен моей сестре Гале, что она своей смертью привела меня к вере. Теперь бывает такое, что я молюсь и плачу от счастья от того, что у меня есть Бог, близкие люди, что у меня всё хорошо.

Много раз я убеждался в истинности православной веры, когда, по моим молитвам, Бог выносил меня из огня, и, по неведомому Божьему промыслу, моя жизнь устраивалась к лучшему.
 
И я верю тому, чему учит православная церковь о том, что происходит с человеком после смерти - душа это принимает. И мне приходилось слышать достаточно много историй, свидетельствующих о жизни после смерти, в том числе из истории моего рода. Все, наверное, могут вспомнить какие-то рассказы о том, как умершие приходили к нам с того света.

 Может быть, какие-то моменты православной церкви открыты и не совсем точно, но главное мне кажется верным.
 
После того, как я пришёл к вере в Бога, я перестал бояться смерти.
Христиане говорят о том, что вся наша жизнь - это подготовка к смерти. Но теперь я вижу в этих словах не мрачный смысл, а даже немножко радостный. Ведь все говорят, что после смерти нас ждёт встреча с Богом. А Бог - это высший свет, высший разум, высшая справедливость, высшее милосердие, так чего же бояться? Какое счастье, что я встречусь с Ним, что в конце жизни меня ждёт эта встреча с Тем, к Кому я очень стремлюсь! Только нужно постараться жить достойно, по совести, чтобы не было стыдно встретиться с Богом, чтобы эта встреча была радостной.

Я верю, что в смерти для умерших есть своё утешение и отрада также и во встрече с нашими близкими, ушедшими раньше нас.

У кого-то из умерших есть лучшая участь, у кого-то - худшая. Но ясно, что там что-то есть.

Если наши близкие были праведными людьми, то мы можем надеяться, что они попали в хорошее место, если нет, то, возможно, в место похуже. Но и в том, и другом случае мы можем облегчать участь умерших нашими молитвами за них, милостыней и пожертвованиями в церковь их именами, нашими добрыми делами, подачей записочек в церкви об их упокоении. Пока не прошло 40 дней, полезно подать сорокоусты особенно в тех церквях, где служба идёт каждый день.
 
Молитва приносит пользу и умершим, и живым.

Я читал заупокойные молитвы из небольшого сборника молитв за умершего. Также могу посоветовать очень сильный, написанный с душой «Акафист за единоумершего».
Я также читал Псалтирь. Читал его на церковнославянском языке, глядя в другой книге перевод на русский язык, в результате чего стал немного понимать церковнославянский язык. Хотя есть такое поверье, что мы можем не понимать его, но зато бесы отлично понимают то, что мы читаем, и боятся.

Молиться надо, конечно, по мере своих сил, времени и возможностей. Если работа, дети и другие близкие требуют внимания, то много молиться не получится. Можно просто сердцем, своими словами обращаться к Богу, к Пресвятой Богородице с просьбой о доброй посмертной участи наших близких.

…В книге "Утешение в смерти близких", написанной епископом Гермогеном, мне понравилось его рассуждение о том, что нашу жизнь можно сравнить с годами учения (а много ли мы можем вспомнить хорошего о своих годах, проведённых в училище?), со странствием по чужим краям, с бранью против всего злого, с плаваньем по бурному морю. И когда мы уходим из этой жизни, то заканчиваются годы нашего учения, заканчивается наше странствие по чужим краям, духовная брань, плавание по бурному морю,0 - мы приходим к тихой пристани, к миру, душа возвращается на свою Родину. И это благо для души.

Мне понравилось сравнение нашей жизни с учением, со странствием и т. д., но единственно, хочется добавить, что есть среди нас и талантливые ученики, и отважные путешественники, и мужественные воины, и умелые моряки, - такие люди находят в трудностях жизни радость, их жизнь не мучение, а счастье, и после смерти они уходят к ещё большему счастью, получают свою награду. Но не всем получается так хорошо жить. В любом случае, если верить отцу Гермогену, смерть - это отдых от трудов, облегчение...

"И так над мертвым плачется: исчезе бо свет; но сладчае плачися над мертвым, яко почил есть.

Почил есть от суеты, трудов, огорчений..."

 (Мой перевод с церковнославянского:

«И так над мёртвым плачется: потому что исчез свет; но более сладко плачется над мёртвым, потому что он уснул.

Уснул от суеты, трудов, огорчений»).

Отец Гермоген говорит о том, что нашу жизнь можно сравнить с движением солнца. Когда солнце заходит за край земли, оно не умирает, а просто светит где-то в другом месте, и потом снова возвращается к нам. Так же и люди не умирают после смерти, а светят в другом месте.

Царство Небесное всем нашим умершим близким! Нужно постараться, чтобы нашим близким было спокойнее и светлее на том свете от того, что у нас всё хорошо, что мы живём так, как надо, по совести, что мы находим радость и счастье в добрых делах не только для себя, но и для наших умерших близких.

Наши умершие могут прийти к нам на помощь, когда нам очень тяжело. Как пел Владимир Высоцкий:

Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые!

У меня были в жизни моменты, когда подступало страшное отчаяние, и я обращался с мольбой к моим шести дедушкам, убитым на войне: «Помогите! Помолитесь за меня Богу!» И сразу плохое рассеивалось, отступало…

Надо иметь дома на стене, в своей сумке и в сердце фотографии наших любимых, близких людей, молиться о них, и они могут прийти к нам на помощь в страшную минуту.

…Философ и психолог Анна Валентиновна Кирьянова в своей статье «Сила взгляда не суеверие. Что может помочь» рассказывает о том, как во время выступления первоклассников перед родителями одна девочка встретила на себе пристальный ненавидящий взгляд одной из родительниц. Ей от этого взгляда стало очень плохо, её увели со сцены, у неё необъяснимо для окружающих поднялась высокая температура, дома ей вызвали "скорую".
«Светочка умирала, вот что с ней происходило. Вызвали "Скорую". Девочка лежала на диване с мокрым полотенцем на лбу, теряя силы. И тут услышала голос: "Смотри на меня!".

Светочка перевела взгляд на старую фотографию. Тогда так принято было: на трюмо стояли фотографии родственников в рамочках. И одна фотография женщины в платке заговорила с девочкой; без слов, мысленно. "Смотри на меня!".

Девочка стала смотреть в добрые глаза этой женщины. Она даже и не знала толком, кто это. Мама не рассказывала, а ребёнку не особо интересны старые портреты…
Девочка смотрела; взгляд женщины на фотографии передавал ей силу. Оцепенение стало проходить, жар спал, Светочка задышала ровно и глубоко. И к приезду "Скорой", - а тогда они действительно скоро приезжали, - температура стала нормальной. Ребёнок порозовел и вполне нормально себя чувствовал.

Потом мама сказала, что женщина в платке - сестра Светочкиной бабушки. Она умерла молодой, погибла на войне. Медсестрой была на фронте. И была очень добрым и сильным человеком. Ее очень любили раненые, она многих спасла…»

С нашими умершими можно и нужно общаться. Я, когда смотрю на портрет своей умершей сестры Гали, то чувствую связь с ней.

У Александра Трифоновича Твардовского есть замечательное стихотворение:

Александр Трифонович Твардовский (фото на данном сайте разместить нельзя)

Ты дура, смерть: грозишься людям
Своей бездонной пустотой,
А мы условились, что будем
И за твоею жить чертой.

И за твоею мглой безгласной
Мы - здесь, с живыми заодно.
Мы только врозь тебе подвластны -
Иного смерти не дано.

И, нашей связаны порукой,
Мы вместе знаем чудеса:
Мы слышим в вечности друг друга
И различаем голоса.

И нам, живущим ныне людям,
Не оставаться без родни:
Все с нами те, кого мы любим,
Мы не одни, как и они.

И как бы ни был провод тонок,
Между своими связь жива.

Ты это слышишь, друг-потомок?
Ты подтвердишь мои слова?..

Александр Трифонович в молодости выступал против веры в Бога, а тут такое стихотворение о связи между живыми и мёртвыми. Наверное, оно у него не случайно родилось, и не является плодом его воображения, т. к. он вообще был очень правдивым человеком.

Я вспомнил это стихотворение, когда читал воспоминания об Александре Трифоновиче. Настолько погрузился в книгу, наслаждался открытием чёрточек характера, дел этого человека, и мне стало казаться, что он где-то рядом, со мной. Не знаю – плод это воображения или так оно и было. Мне кажется, что второе.

…И как бы ни был провод тонок –
Между своими связь жива.
Ты это слышишь, друг потомок?
Ты подтвердишь мои слова?

…В смерти близкого человека нужно горевать, переживать это горе. Но знать, что есть предел, за который нельзя переходить, чтобы не сойти с ума и не умереть от горя. Так я, горюя о сестре, вдруг однажды ясно почувствовал этот предел и сказал себе: «Стоп. От моей смерти моей сестре лучше не будет. Ей будет лучше, если я буду жить, и тогда я смогу ей чем-то помочь». И стал слушать весёлую музыку, чтобы выйти из этого состояния.

Вообще, в горе мы чувствуем, что не имеем права радоваться. Но есть такой особый род радости, в котором нет ничего греховного по отношению к нашим умершим – радость от добрых дел. От этой радости и нашим умершим будет лучше. И лучше им будет от того, если у нас всё будет хорошо, я думаю.

…Вот что пишет святой Иоанн Златоуст о смерти:

«Не странно ли? Когда ты отдаёшь дочь в замужество, не почитаешь несчастием, если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живёт счастливо, - потому что скорбь разлуки облегчается слухом о благополучии. А здесь, когда не человек, но Сам Господь берёт к Себе твоего родственника, ты печалишься и сетуешь?»

…Я думал о том, готов ли я к смерти. Мне кажется, больше готов, чем не готов, и что это не так страшно. У меня такое же отношение к смерти, как об этом рассказывается вот в этом отрывке из книги протоиерея Александра Торика, только, может быть, не такое сильное:

 (Женщина рассказывает об исповеди) "...прямо чувствуешь, что это не он, а Сам Христос невидимо пред тобой стоит и батюшкиной рукой тебя благословляет. Встанешь с коленочек и словно летишь, а не ходишь, радость прощения и очищения в сердце, как колоколами на Пасху, звенит! Дивно как хорошо! Так бы и умерла от счастья!

 - Господи! Ниночка, да разве ж от счастья умирают? По-моему, когда человек счастлив, ему наоборот - жить хочется!

 - Это, Алексей, правильно - хочется жить, - вмешался в разговор Семён, - только вот апостол Павел пишет: "Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение". То есть когда сердце человека радости вкусит, оно к ещё большей радости тянется, а уж большей радости, чем соединиться со Христом и вместе с Ним быть, для христианина нету. Страшно умирать грешнику нераскаянному, душа чувствует тот ужас, который её ожидает, и трепещет. Потому и цепляется за жизнь земную - хоть чуть-чуть ещё, хоть минуточку! А кто ко встрече с Богом всю жизнь готовился, исповедью очищался, Причастием душу укреплял, тому умереть - что в дверь выйти, трепетно, конечно, волнительно, но надежда на Любовь Божью ужас и панику прогоняет. Раз Христос сказал: "Верующий в Меня имеет жизнь вечную" - то так тому и быть, стало быть, и бояться смерти не нужно! Нужно только веровать во Христа Господа и изо всех сил стараться быть таким, каким Он хочет тебя видеть - любвеобильным!"
 
Протоиерей Александр Торик "Флавиан", глава "Пастырь добрый".

Будем стараться молиться за умерших и делать добрые дела, жить по-доброму, по совести и счастливо, чтобы нашим умершим было там светлее и радостнее. Будем сохранять связь с нашими дорогими, любимыми близкими людьми – «И как бы ни был провод тонок – между своими связь жива…» И, когда придёт время, обязательно с ними встретимся и будем вместе – «и на этом белом свете, и на том».

«Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих всех наших близких в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и возды¬хание» и даруй им Царствие Небесное! А нам помоги, пожалуйста, прожить жизнь долгую, добрую, светлую и счастливую!

Чепиков Максим Владимирович

28.07.2021 г.

Рекомендую также по данной теме мою статью «Почему смерть не так страшна» https://cont.ws/@vasilyok/1624759 и публикацию в моём блоге на сайте «Конт» «Протоиерей Константин Ровинский "Об общении с умершими" (отрывок)» https://cont.ws/@vasilyok/1866081

Где опубликовано:

Сайт «Конт»: https://cont.ws/@vasilyok/2049197