Окно в Европу

Алексей Чернышов 5
Для чего в своё время «прорубили», по меткому выражению А.С.Пушкина, окно в Европу? Начиная с правления Петра I правящая власть особенно активно старалась задружиться с европейскими монархами, установить деловые и торговые связи, наладить обмен опытом и, таким образом, вписаться в европейскую цивилизацию. Тут и династические браки шли в ход.

Наверное, ничего зазорного в таких усилиях не было, если не считать того, как стороны видели реализацию данного диалога, и равноправный ли был этот планируемый союз.

Что в итоге получилось? Ждали ли Россию в Европе? Вся история взаимодействия с европейскими странами показывает, что слишком разная оказалась ментальность народов, чтобы можно было так легко выстроить единый дом.

Без оценки культурных и исторических особенностей развития России, правящая элита постоянно решала мучительный вопрос своей собственной идентичности и поиска комфортного места обитания, в том числе в заморских странах.

Раздрай в подходах между определением пути движения страны существовал и между двумя столицами – Москвой и Санкт-Петербургом.

Получилось так, что дороги, чаяния и надежды, правящей верхушки и народа практически всё время расходились в разные стороны, как в море корабли. И цели были разные. Власть хотела торговать ресурсами, особо не задумываясь о последствиях для страны в таком подходе и выстраивала для себя и своей челяди запасные аэродромы, перекачивая туда «нажитые непосильным трудом» финансы.  Их тянуло и тянет до сих пор в сытую Европу, как мух на мёд богатства и величие строилось во многом на разорении и закабалении колоний, которой. Никто из них даже не хотел задумываться о том, какой ценой для других покупалась их личная свобода. Народ же, по бОльшей своей части, хотел жить на земле предков, при этом чувствовать уверенность в завтрашнем дне и в безопасности от навязчивых, прилипчивых и таких необязательных соседей.

Сегодня от окна осталась даже не форточка, а узкая щёлка, через которую опять же просачиваются в основном лишь те, кто все свои интересы перенёс на чужбину, связал с этой «землёй обетованной» весь свой жизненный путь, надеясь, найти своё счастье.

Окно, как символ беззаботной и мажорной жизни вне обязательств перед подданными, совестью и честью.
 
Для современной России прорубленное окно в Европу оказалось пирровой победой, потому что через него страна не получила дополнительного стимула и энергетики для развития, а, наоборот, через это самое «окно», как через тришкин кафтан, уходила энергия созидания, неслась волна стяжательства, ценности денег и коррупции. И пока это окно не закрыть и как следует ни подумать, как жить дальше, чтобы выстроить стратегию на Будущее, ничего путного не будет. При этом не метаться в своих предпочтениях то на Запад, то на Восток, а выстраивать собственную парадигму развития.



P.S. Все эти перипетии мнений и поступков очень ярко и аргументировано показаны в книге Александра Пыжикова Питер – Москва. Схватка за Россию. М., Издательство «Концептуал», 2020.