Дочь половецкого хана

Лилия Юсупова
В одном из небольших залов национального  музея Республики Алтай сейчас проходит выставка поэтессы Гузель Элемовой. Несколько стендов с  фотографиями и сведениями о жизни...
Я смотрела на них и вспоминала нашу первую встречу на семинаре молодых писателей. Она читала там свое стихотворение, первые строчки которого сразу врезались в память:

Я – власть кочевого дурмана,
Я – блещущих сабель гряда,
Я – дочь половецкого хана,
Степей половецких звезда.

Гордо подняв голову, четко выговаривая каждое слово, она рассказывала о себе:

Впился коготок новолунья
В задумчивых гор черноту,
И я провожу, как колдунья,
Меж светом и мраком черту.

Песков раскаленная стая
И вечных вершин снеговей.
Я – внучка седого Алтая,
Царевна кипчакских степей…

И перед глазами вставали степи Алтая, теплый ночной ветерок, дымок от половецкого костра и привязанный к столбу пленник, пойманный братом.

Простерлись до горла Дуная
Отцовских земель рубежи.
В чьем имени сила земная?
Кем брошены сабель ножи?

Соперникам многим желанна,
Себя не отдам никому:
Я – дочь половецкого хана,
Летящая в знойную тьму!

Гузель в тот день была одета в алтайский костюм до пят, и это тоже отдаляло ее от аудитории, перенося через столетья в древние кыпчакские степи. С тех пор про себя я так и называла ее – дочь половецкого хана.
Несомненным явлением в алтайской поэзии стало и ее посвящение безвременно ушедшему поэту Лазарю Кокышеву:

Курлыча,
журавли летят на юг,
плач звезд
звенит осенними ночами.
С тоской на сердце
просыпаюсь вдруг
я никогда
не встречусь больше с Вами!

… А в темной доме
черная беда:
следы от слез
на белизне подушки…
Вы стали светом, памятью,
когда
взрывались почки
Месяца Кукушки.

В горах Алтая чисто и светло:
Слегка клубится дымка голубая…
Вернется вновь весеннее тепло,
Вернутся птицы из чужого края…
Один лишь окрыленный человек
не возвратится
в круг родной природы.
Один журавль улетел навек.
Осенними ночами
плачут звезды…

Последний сборник стихов Гузель Элемовой назывался: «До свиданья! Встретимся на небесах». Она болела в последнее время и готовилась к уходу. Вспоминала ли Гузель свои строчки, написанные для Л. Кокышева?

К потере так привычен
белый свет.
Крепки сердца,
Как горная порода.
Но не забудьте,
истинный поэт
во все века бесценен
для народа!

Теперь ее слова можно отнести и к судьбе самой поэтессы, которая умерла в в декабре 2019 года...