Бабусенька

Юлия Воробей 48
- Так, молоко, сахар, мука, яйца, творог. Вроде всё вязала – подумала Анна Егоровна, пробегая глазами по списку. – Из этого мы сделаем печенье. А может купить шоколадную крошку и добавить и её туда же? Хм.. но это же не традиция. Ну, попробовать можно. – улыбнулась бабушка и направилась к кассе.
Уже поставив товары на ленту, резко отпрянув бросила:
- Жамки забыла для внучков! – кассирша улыбнулась, пока наша героиня побежала за шоколадками и печеньем.
Набрав стратегический запас, довольная собой, оплатив всё, она вышла на улицу. Город уже нарядили разноцветными лампочками, наряженная зимняя красавица стояла на школьном стадионе. Вокруг новогодней ёлки бегали школьники и кидались снежками. Мама с малышом лепили снеговика. Зимние узоры на окнах красиво украсили нескончаемые многоэтажки.  Эх, зима-зимушка, какая же ты красивая!
Наступило время семьи и праздников, когда принято сидеть возле каминов и пить чай с корицей. Жаль только, что наша бабуля любит кофе и в городской квартире у неё нет камина.
Поднявшись на свой этаж, она сразу услышала плаксивый лай Жульки. Собака была дворовая, но ласковая. Прежние хозяева выбросили её ещё маленьким комочком, а вот Анна Егоровна, по доброте душевной, подобрала щеночка и сделала любимицей дома. И дня не проходило, чтобы детские ребятишки не зашли и не попросили поиграть с проказницей или принесли вкусняшки. Уже годовалый пушистик с белой шубкой и жёлтыми глазами наслаждалась жизнью в двухкомнатной квартире, а в зимние времена уезжала жить в деревню.
- Жуленька, девочка моя – радостно произнесла бабуля и присела рядом. – Рассказывай, что делала? Ты ж моя хорошая, ты ж моя плюшка! – собака радостно прыгала возле хозяйки и пыталась облизать ей лицо.
- И я скучала, родная, но надо было купить всё к приезду Стёпы и Даши. Вечереет, значит они скоро приедут.
Спустя некоторое время продукты были разобраны, пол подметён, собака накормлена, а новогодние ёлочные игрушки найдены. Она их достала специально для поездки загород на выходных. Её муж, Иван Сергеевич, уже неделю как там, а вот Анна Егоровна дорабатывала перед зимними каникулами.
Раздался звонок в дверь и Жулька быстрее хозяйки уже стояла и выясняла, кто же пришёл.
- Ба, открывай! Ба, Жуля, это мы! – послышалось за дверью.
- Иду-иду!
Банда из двух проказников ввалилась внутрь и начала душить в своих объятьях.
- А мама где? Почему не зашла?
- Поехала тебе за подарком – сказал Стёпа и получил толчок локтём.
- С тобой в разведку ни ногой! Мама же попросила не говорить, что они едут за тёплым пледом! – гневно протараторила внучка.
- Тогда не говорите мне! Пусть будет сюрприз – улыбнулась бабушка двоим из ларца. Близнецам уже было по 8 лет, но они всё так же любили приезжать на каникулах в гости. Обычно они вместе готовили, делились историями, а прямо перед Новым Годом уезжали в домик в деревне, где их ждал дедушка и подарки.  – Марш мыть руки, а я пока поставлю чайник.
- Бандиты, смотрите, что у меня для вас есть – и протянула две молочные шоколадки.
- Ба, мне в чай малины добавь – попросила Дашка
- И мне, ба, целую ложку с горкой! – добавил Стёпка
- Тогда и себе добавлю – ответила ба и протянула чашки.
- Мммм, ба, как хорошо с мороза пить чай с шоколадкой – поделился внук.
- Ба, у меня в школе одни пятёрки за четверть, а вот Стёпка а нас не такой умненький – и на этих словах мальчик покраснел.
- Даша, он у нас самый лучший, как и ты – погладила девочку по волосам – оценки не самое важное в жизни.
- А что важно? – смущенно спросил он.
- Важно то, кто мы, какие мы, куда мы двигаемся и насколько мы счастливы.
- Не поняла – задумалась внучка.
- Сейчас расскажу вам историю из моего детства, а вы слушайте внимательно – серьёзно произнесла Анна Егоровна. Дети притихли, даже Жулька притихла в ожидании истории.
- Мне тогда было как вам – начала бабуля – мою бабушку звали Лидия Петровна. Ох и яркая она была женщина, гроза всех гроз, огонь в холодную ночь. Рождена она была до Великой Отечественной Войны и характер у неё складывался в виду обстоятельств. Жила она в нашем доме в деревне с мамой и сестрой Райей. Отец погиб на войне. И вот остались они втроем: их мама да две сестры. Рано утром они занимались скотом, затем шли в школу, а вечером пели песни возле костра.
И вот однажды я приехала к своей бабусеньке летним вечером. Возле дома разожгли костёр, обнесли его аккуратно кирпичами, чтобы не выходил за пределы и бросили туда пару картошек. И вот стемнело и лишь костёр освещал всё вокруг.
- Завтра рано утром встану траву косить, а пока – хитро улыбнулась бабушка – Рай, поддержи меня – и они обе запели:
«Вот кто-то с горочки спустился —
Наверно, милый мой идёт.
На нём защитна гимнастёрка,
Она с ума меня сведёт.
На нём погоны золотые
И яркий орден на груди.
Зачем, зачем я повстречала
Его на жизненном пути?
Зачем, когда проходит мимо,
С улыбкой машет мне рукой?
Зачем он в наш колхоз приехал,
Зачем нарушил мой покой?
Его увижу — сердце сразу
В моей волнуется груди…
Зачем, зачем я повстречала
Его на жизненном пути?»
К ним присоединились все пришедшие к костру, а это не многим – не малым около десяти человек. В один голос пели песню, держались за руки, обнимались. Закончив одну песню, начинали другую. К этому времени уже картошка пожарилась, и ребятишки подкидывали её вверх, надеясь остудить быстрее. Кто-то уже принёс соль в мешочке, а бабусенька моя принесла всем чай в железных кружках, которые обжигали руки и нужно их было держать аккуратно.
- Кто из вас тут самый смелый? – бодро сказала Лидия Петровна и перепрыгнула через костёр.
- Не выставляйся! – засмеялась бабушка Райя и вслед за бубулей прыгнула.
Шумно со смехом начали все прыгать, и я тоже. Такой чистый и звонкий смех стоял, что до сих пор вспоминаю и плачу.
- Не плач, ба – обнял меня Стёпа.
- Ба – присоединилась Даша и взяла мою руку.
- А это место наш дом в деревне, да?
- Нет, Дашунь, то место не там, но не далеко.
- А твоя бабуся на небе, да, ба?
- Заболтались мы с вами! А нам ещё печенье печь и собираться завтра в дорогу.
Анна Егоровна встала, убрала корзинку с шоколадками и пряниками. Она решила сначала испечь традиционное печенье, рецепт которого достался ей от бабушки, а той от её мамы. Семейная традиция. Ей самой уже шестой десяток, а тянущее чувство в сердце осталось, так сильно она скучала по своему детству с бабусей.
И вот уже книга, написанная от руки, с рецептами открыта на рецепте печенье-орешки. Нам потребуется маргарин, сахар, пшеничная мука, куриные яйца, ванилин, разрыхлитель.
- Ба, можно я прочитаю? – поинтересовалась Дашка. Наша героиня передала книгу. Внучка прочистила горло и начала читать:
- Продукты должны быть комнатной температуры – и посмотрела на бабушку.
- Отлично. Я как раз их не ставила в холодильник после магазина.
- Дай, я тоже хочу почитать – вмешался Стёпка.
- Стёп, и твоя очередь настанет, а сейчас поможешь мне? – быстро среагировала Анна Егоровна, дабы не допустить драки.
- Прежде чем смешать сахар с яйцом и маргарином, надо растопить маргарин – задумчиво продолжила читать внучка – затем всё перемешать и получить однородную массу. Ну, это не сложно. – Ба, у тебя получилось песочное тесто?
Пока Дашка читала, бабуля всё вымешивала руками до получения шара из теста.
- Готово, как тебе?
- Тесто как тесто – невесело отозвался Стёпа.
- Подожди, сейчас тесто постоит в холодильники, потом мы раскатаем его и начнём вырезать фигурки и тебе повеселее будет.
- А почему ты называешь печенье орешками?
- Вы решили мне вечер историй устроить? – засмеялась ба. – Слушайте. С самого детства моя бабушка учила меня готовить. И каждую зиму мы делали печенье. К сожалению, у нас тогда не было духовки и приходилось использовать сковородку, но это не главное. Бабусенька звала меня на кухню, надевала на меня и себя фартук. Я такой важной себя чувствовала словно шеф повар в рестаране.
« - Анют, бери рецепт – говорила ба.
- Ты его не помнишь? – удивлялась я.
- Я-то помню, тебе пора запоминать его. В следующем году сама будешь орешки делать.
- Почему мы называем их орешки?
- Потому что форма у ник будет похожая. Смотри, как я раскатываю тесто, а ты бери рюмку для формы и вилку. Вот с краешка начинай вырезать орешки. Да, вот так. А теперь вилкой нажимай на каждый и делай отметки для красоты, чтобы они поинтереснее были – произнесла бабуся, а сама поставила сковородку на плиту. – Умница, буквально пару минут и они будут готовы!»
Я смотрела, как с обеих сторон обжаривались орешки, затем бабуля немного посыпала их солью, при этом она пела деревенские песни и наливала нам в кружки молоко. За окном шёл снег, родители были на работе, а дома тепло и уют.
- Ба, тесто можно доставать? – спросил Стёпка.
- Да, пора. Дашунь, достанешь на верхней полки формочки?
- Я тоже буду вырезать! – пробурчал внук.
- Аккуратно выдавливайте формами наши орешки и выкладывайте на противень, я уже смазала его маслом. Через 15 минут они будут готовы.
- Ба, надо деду в деревню тоже отвезти.
- Да, Дашь, возьмём.
- И Жульке дать!
- Стёп, только одну – как только пушистик услышала своё имя, так сразу завиляла хвостом в знак согласия.
Так на пергаментной бумаге появились сердечки, квадратики, кружочки, которые всё же именовались «орешки».
- Что дальше?
- Дальше у нас есть сахар, соль, шоколадная крошка – указала бабуся пальцем – сделаем три разных вкуса. У вас как раз получилось три ряда. Посыпаем каждый.
Спустя время большинство орешек были убраны в контейнер, Жулька дожевывала свой гостинец, дети допивали чай с печеньем, а бабуля убирала молоко в холодильник.
Наши близкие живы столько, сколько жива наша память о них. Каждую зиму Анна Егоровна пекла орешки, как когда-то её бабусенька учила.

(иллюстрация <a  от pch.vector</a> на Freepik)