Невыполняемая педагогическая задача. Часть I

Леонид Андреев 2
https://systemity.wordpress.com/2023/05/24/pedagogy-8/
Есть множество определений понятия "педагогика", например, педагогика по проф. В. В. Кумарину ставит перед собой задачу выработки в человеке "правильных" привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т. д. Цель воспитания - не только знание о том, что такое честность, но именно привычка быть честным, ставит задачу выявление состава и величины природных (то есть не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении... Каждый час на Земле рождается 18 тысяч человек. И практически каждый из них подвергается процессу воспитания, причём воспитатели отличаются между собой больше воспитуемых - от дворовых хулиганов и наркоманов до преподавателей лицеев, патронируемых коронованными особами и мультимиллиардерами. С древних времён педагогических теорий накопилось уйма, но все эти теории, во всяком случае, научно обоснованные теории, касаются приведения воспитуемого к соответствию некому общему уровню социальной благости. Ещё Ушинский К. Д. писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).

Мне представляется, что здесь мы неоспоримо сталкиваемся с двумя большими несуразностями. Во-первых, в основу педагогики по крайней мере последнего столетия положена совершенно шизофреническая идея всеобщего равенства и братства, которых нет, не было и никогда не будет. Не было среди обезьян, из которых произошёл человек, не будет и среди обезьян, в которых он превратится, поскольку обезьяны с миллиардами и личными бункерами закончат существование лишь немного позже ветеранов войны, собирающих милостыню на улицах "демократического" Сан Франциско. Равенство и братство очень желательны, когда они проявляются естественным, добровольным образом, а не притянуты за хвост и не прорагандируются в СМИ потенциальными ворами. Аксиомой педагогиги должна быть идея о том, что на Земле нет двух похожих людей и педагог - иной чем сам себя воспитывающий человек - в подавляющем числе случаев приносит только вред воспитуемому, поскольку не может знать досконально о его характере и потенциях. Родители, не обладающие музыкальным слухом, часто очень желают сделать своего ребёнка яшейхейфецем. Начиная, как правило, с постпубертатного возраста и до перехода в лучший мир люди воспитывают себя сами. Но привычки и характер общественного поведения человека крепко закрепляются за ним на всю его жизнь именно в раннем детстве. ("Будь готов - всегда готов!". К чему - не знаю, но всегда и готов...)

Во-вторых, акцент на воспитании в первую очередь в человеке качеств, благостных для социума, для окружающих его людей, неверен и глуп. Целью воспитания (как и самовоспитания) является выработка таких нравственных норм у человека и желательно в как можно более раннем возрасте, которые обеспечат ему нравственно богатую, полную счастья и довольства жизнь. Целью педагогики должна быть не жизнь человека, которая нравится всем вокруг, а та жизнь, которая обеспечит самому человеку счастливое настоящее и будущее. Счастливо живущий человек, имея ввиду не стоимость того, что он кушает и во что одевается, как правило, абсолютно неспособен портить жизнь окружающим. Пустая и бессмысленная жизнь человека, как правило, является результатом неадекватного усвоения психики, возникающей из мешанины случайных явлений: ребёнок не в состоянии отличить случайное от закономерного. Случайные радости не закрепляются в памяти лучше случайных невзгод. Так возникает зависть, мстительность, злопамятность, неблагодарность и множество иных характеристик, которые уже в самом раннем возрасте определяют будущую обречённость человека на несчастливую жизнь. Надеюсь, читатель знает, что среди мультимиллионеров тоже встречаются самоубийцы. Большинство современных мультимиллиардеров и знаменитых политиков имели очень несчастливое, нищенское и полное тревог детство.

Я в нескольких статьях ранее касался вопросов педагогического воспитания. Например, https://systemity.wordpress.com/2023/05/07/pedagogy-7/: "Широко распространена сентенция "От себя не убежишь". На самом же деле эта сентенция ложная, даже можно сказать - поганная. На самом деле есть две опции, копирующие цитируемую сентенцию: "в себя бежать" и "от себя бежать". Первая опция требует много ума, вторая - ума, совести и мужества. Первая опция заключается в одобрении и принятии той душевной увлечённости - людьми, профессией, идеями, в которых могут проявиться лучшие качества, наилучшие способности человека, его врождённые таланты. Вторая опция заключается в признание того события - кратковременного или пожизненного - в котором человек проявил себя далеко не лучшим образом. А это требует мужества, которым обладают не многие. Разъяснение смысла этих двух опций детям возможно с ясельного возраста. На этом разъяснении и покоится фундамент педагогики, но эти простые истины не преподают ни детям, ни на педагогических факультетах"...

Большинство знаменитых педагогов имело свой собственный взгляд на вещи. Тема педагогики очень интересна тем, что она бескрайняя (http://proza.ru/2010/10/19/313, http://proza.ru/2020/08/14/131, http://proza.ru/2020/08/14/131). Но в педагогике есть одна на первый взгляд невыполнимая задача: как научить ребёнка правильно воспитывать себя самого. Во второй части этой статьи я расскажу о своих идеях на этот счёт...